Как убрать воздушную пробку из системы отопления: инструкция, как легко и быстро удалить воздух

При устройстве индивидуальных отопительных систем пользователям приходится обеспечивать их оптимальное функционирование с помощью различного вида встроенного оборудования и сантехнической арматуры. Одной из основных проблем при эксплуатации отопительной магистрали является завоздушивание, в этом случае домовладельцам необходимо самостоятельно решать задачу, как спустить воздух с системы отопления.

Чтобы упростить проведение процедуры развоздушивания, на этапе монтажа системы в контур и теплообменные приборы встраивают технические приборы для выпуска воздуха. Также немалую роль для обеспечения бесперебойной работы играет правильное обслуживание и эксплуатация отопительной магистрали.

Рис. 1 Примеры обвязки котла индивидуальной отопительной

Риски при завоздушивании системы

Образование воздушной пробки относят к серьёзной неисправности, поскольку:

  • помещение не прогревается должным образом;
  • повышаются расходы на отопление;
  • усиливается шум при работе системы;
  • из-за образования соединений, кальция, магния и гидрокарбоната усиливается коррозия металла, что приводит к преждевременному выходу труб из строя.

Поэтому своевременное удаление воздуха из отопления служит гарантией долгой службы труд и других элементов системы.

Верхняя подача в многоквартирном доме — как выпустить воздух

Здания с верхним разливом имеют следующие признаки:

  • розлив подачи находится на техническом этаже, а обратный – в подвале;
  • каждый стояк является перемычкой между ними, отключение возможно и снизу, и сверху;
  • подающий розлив делают с незначительным уклоном;
  • на нем в самом верху находится расширительное устройство со сбросником, при этом сброс часто выводят через все этажи в элеваторный узел в подвальное помещение или по – максимуму близко к нему.

Функцию воздушников возлагают на сбросник на расширительном приборе. Благодаря выводу сброса в подвал старт теплоснабжения осенью упрощается.

Вариант № 4 решения проблемы — сбросник на расширительном бачке

Чтобы устранить проблему, до того, как продавить воздушную пробку в системе отопления, верхний розлив нужно перевести в рабочее состояние.

Для этого следует:

  1. Не спеша заполнить систему, чтобы не допустить гидроудара. Нужно приоткрыть домовую задвижку на подаче или обратке, находящуюся между элеваторным узлом и нагревательным контуром.
  2. После завершения заполнения системы вторую задвижку открыть полностью.
  3. Через 5 – 10 минут открыть на расширительном устройстве сбросник и подождать пока воздух сменит вода.

Причины образования воздушной пробки в отоплении

Подобная неисправность становится следствием:

  1. Неправильного монтажа. Если разводка труб не выполнена с постоянным уклоном, то криволинейные участки системы станут местами, где воздушные пробки будут образовываться регулярно.
  2. Нарушения герметичности. В этому случае воздух будет поступать через различные соединения или трещины в трубах.
  3. Нарушений в монтаже воздухоотводчиков. Или забивания элементов устройства твёрдыми частицами.
  4. Игнорирования правил подготовки системы к отопительному сезону.
  5. Ремонтных работ или профилактики.
  6. Пополнения объёма, поскольку в жидкости содержится определенный процент газовых пузырьков.

Следовательно, образование пробки может стать следствием естественных причин или ошибок в монтаже. Знание причины позволит выбрать оптимальный метод устранения неисправности.

Причины прекращения циркуляции жидкости

Воздух, попавший в систему отопления, препятствует циркуляции теплоносителя.

В конечном итоге, жилье не обогреется, как положено, топливо будет расходоваться в больших количествах, а самое худшее, что произойдет в данном случае — размораживание системы.

Воздух, в тепловой магистрали частного дома, может скапливаться в различных местах, это способствует остыванию, как отдельных секций батарей, так и стояка в целом.

Конечно, воздух в системе отопления, находиться не должен, ему там не место, необходимо удалить его оттуда любым известным и доступным вам способом.

Ниже мы попытаемся разобраться в данном вопросе и рассмотрим главные причины этого явления.

  • В процессе проектирования или на этапе монтажа, возможно, были допущены грубые ошибки, которые заключались в неправильно выполненном уклоне или в отсутствии на всех батареях кранов Маевского и другие недоделки.
  • Во время проведения ремонтных работ воздух попал в отключенную систему.
  • В трубах недостаточное давление, а это способствует понижению уровня теплоносителя в целом.
  • Возникновение «эффекта эмульсии».
    Это, когда жидкая субстанция насыщается пузырьками воздуха на первых этапах своего пути к радиатору, а затем, попав внутрь трубопровода, освобождается там.
  • А знаете ли вы, какой лучше купить титан для нагрева воды на дровах? В полезной статье описаны различные модели и популярные бренды мировых производителей.

    Про сертификат соответствия стальных, водогазопроводных, оцинкованных труб написано на этой странице.

  • Стремительное наполнение системы водой. Теплоноситель должен заполнять магистраль не спеша.
    Одновременно, нужно выпускать воздух, который скопился в трубах во время летнего простоя.
  • Возможно, произошла разгерметизация трубопровода в местах сварки или в районе установки фитинга.
    В этом случае, сама протечка может быть незаметна, так как жидкость с горячих батарей быстро испаряется.

    А для попадания внутрь трубы воздуха, довольно, миниатюрной трещинки, которую заметить визуально, порой, не представляется возможным.

  • Устройства, через которые происходит забор или выведение воздуха могут находиться в неисправном состоянии.
  • Радиаторы плохого качества.
  • К общей отопительной магистрали дома подключена система обогрева полов, трубы, при этом, смонтированы на неправильном уровне.

Как можно понять, что в системе имеется лишний воздух?

Об этом могут свидетельствовать следующие факторы:

  • посторонний шум в батареях отопления,
  • низкая теплоотдача,
  • радиаторы прогреваются неравномерно,
  • в тех участках, где есть воздух, батарея будет холодной.

Такие ситуации, к сожалению, встречаются, довольно, часто.

Признаки завоздушивания системы

Воздух в отопительной системе проявляет себя:

  1. Через холодные трубы, если котел включен и работает на полную мощность. Это происходит, если циркуляция теплоносителя нарушена.
  2. Через неравномерный прогрев в радиаторах. Разница легко определяется через прикосновение руками к разным секциям.
  3. Через повышение шума при работе системы из-за движения микропузырьков.
  4. Через периодическую вибрацию, вызванную химическими реакциями в трубах из-за присутствия воздуха.

При обнаружении этих тревожных звоночков нужно позаботиться о сбросе воздуха из системы отопления.

Советы от специалистов

  • Воду в начале отопительного сезона в систему теплоснабжения заливайте медленно, не провоцируя появление пробок. Желательно залив проводить только снизу.
  • При первом пуске не протапливайте очень сильно. Пусть сначала трубы и радиаторы прогреются до 60 градусов. Потом слейте немного воды и усильте нагрев.
  • При спуске воды через кран Маевского полностью его не выкручивайте и не снимайте. Из–за высокого давления вкрутить устройство обратно будет очень сложно. Краны вообще не надо резко открывать, чтобы не сорвать и не залить квартиру кипятком.
  • Если удаление воздуха не дало результатов, нужно проверить всю теплосистему. Возможно, причина кроется в забитых в трубах или стояках, которые нужно продувать и прочищать.

В целом, избавиться от завоздушенности отопительной системы в несложных ситуациях можно самостоятельно, но требуется внимательность и осторожность. При наличии сомнений целесообразнее доверить дело специалистам, которые уверенно ориентируются в тепловой разводке дома или квартиры, имеют необходимые инструменты и навыки.

Методы устранения неисправности

Способы, как выгнать воздух из системы отопления, делятся на 2 типа: самотечный или принудительный. В первом случае используются физические свойства воздуха. Второй вариант необходим в сложных герметичных системах, где вывести пробку естественным путем затруднительно.

Наиболее просто процедура выполняется в системах открытого типа, которые оборудованы расширительными бачками. Здесь достаточно позаботиться о правильном угле наклона труб, чтобы случайно попавший воздух легко выходил, не создавая пробок. Если проблема возникает в такой системе, необходимо проверить правильность монтажа, и устранить выявленные недочеты.

Кроме того, сложные конструкции требуется оборудовать воздухоотводниками. Прибор включает в себя бочкообразную камеру. Если объём газов в ней начинает превышать норму, автоматически активируется клапан для сброса воздуха из системы. Такие системы необходимы для установки:

  • в самых высоких узлах системы;
  • рядом с теплоообменниками;
  • в верхних частях сложных полотенцесушителей;
  • в зоне коллекторной гребенки и гидрострелки;
  • рядом с приборами безопасности.

Спускники воздуха системы отопления делятся на механические и автоматические. В первом случае клапан необходимо активировать вручную. Второй тип устройств срабатывает самостоятельно.

К принудительному способу устранения воздушных пробок относят нагрев. Поскольку при повышении температуры рабочая среда расширяется, она выдавливает воздух. При этом нагрев производится в пределах 70-100 градусов.

Эффективным также считается установка сепараторов, представляющих бочонок с механизмом, извлекающим микропузырьки. Наиболее распространенным вариантом становится установка мелкоячеистой сетки, хотя возможно применение аналогов. Отделенный от жидкости воздух направляется к спускному клапану, а после выводится наружу.

Некоторые дополняются отопительную систему шламоделителем. Этот прибор позволяет задержать твердые частицы, а после вывести их из системы путем открытия нижнего крана. Это приспособление снижает потребность в промывке труб.

Как стравить воздух в автономных системах

У автономных теплоснабжающих систем с принудительной циркуляцией рабочей среды все обстоит иначе. Обычно создаваемый насосным оборудованием напор превышает высоту отопительного контура и тот может функционировать даже при наличии завоздушенности труб.

Но в процессе передвижения воздушных пузырей в трубах и батареях возникают посторонние звуки – гидравлические шумы. Если они будут раздаваться непрерывно, это будет доставлять немало неприятных моментов для жильцов.

Помимо этого, воздух способствует образованию коррозийных процессов в стальных деталях отопительного контура таких, как панельные радиаторы, трубы, сделанные из черной стали, и сердечники биметаллических приборов.

Когда нет кислорода, не происходит его контакт с теплоносителем и не появляется ржавчина. Теперь понятно, почему так мешает воздушная пробка в системе отопления частного дома.

Рекомендации по спуску воздуха

Если отопительная система включает в себя автоматические приборы, устранение избытков воздуха в ней производится без вмешательства человека при условии грамотного монтажа. Однако в целях экономии некоторые оборудуют отопление механическими приспособлениями.

В этом случае предварительно готовятся емкости под теплоноситель. После этого на выпускных клапанах откручиваются головки. Затем необходимо наблюдать, как жидкость покидает систему.

Шипение выявит наличие воздушных пузырьков. Когда шум прекращается, а струя становится ровной, клапаны можно закрывать. Затем остаётся вернуть теплоноситель в контур.

Как спускать воздух с батарей отопления

Посмотрите, установлен ли на батарее кран Маевского – воздухоотводчик. Кран устанавливается к одному из присоединительных резьбовых фланцев. С ним выпускать скопившийся воздух проще всего. В остальных случаях потребуется больше усилий.

Как убрать воздух через кран

Краны Маевского, или воздушные клапаны, ставят в многоквартирных домах вместо запорно–регулировочной арматуры. Такая конструкция позволяет стравливать воздух и сливать воду. Кран представляет собой заглушку с головкой, на которой находится отверстие или желоб. В середине расположен кран под шлицевую отвертку. Самые удобные конструкции оснащены поворотным ключиком.

Порядок действий таков:

  1. Поверните краник. После нескольких оборотов с шипением начнет стравливаться воздух, а позже пойдет смесь газа и теплоносителя. Жидкость нужно слить. Слишком сильно крутить не следует, иначе носитель, проступающий под высоким давлением, обольет стены, пол и мебель.
  2. Воды придется сбросить порядочно. В многоэтажке потребуется выпустить 20–30 литров, то есть два-три ведра. В частном доме столько сливать не надо – достаточно дождаться момента, когда жидкость потечет ровной непузырящейся струйкой. После этого можно кран закрутить обратно.

Если вы не хотите постоянно заниматься стравливанием – купите и установите автоматизированный клапан. Цена его невелика. Но помните, что автоматика иногда дает сбои, поэтому отопление требует контроля. Автоматический клапан позволяет при необходимости выполнить ручной спуск воздушной пробки.

Как убрать воздух без крана

При отсутствии на радиаторе крана или клапана стравливать газовоздушную смесь придется через заглушку. Это плоский элемент, посаженный на паклю, который находится на противоположной стороне от ввода. В старых домах он часто закрашен несколькими слоями краски и плохо заметен.

Если нет возможности отсечь комнату от общедомовой теплосистемы, до начала работ перекройте общий стояк. Иначе произойдет потоп.

Вам понадобятся:

  • Разводной ключ.
  • Растворитель для краски.
  • Ведро или таз для слива воды.
  • Пакля

В первую очередь, размягчите растворителем краску на заглушке, чтобы появилась возможность ее открутить. Снимают элемент разводным ключом. Но даже после размягчения краски заглушка откручивается с большим трудом.Поэтому придется приложить усилия. Поворачивайте ключ медленно и аккуратно, пока не услышите шум выходящего воздуха. Стравите его и слейте примерно три ведра теплоносителя. Под заглушкой намотана пакля – замените ее новой. Затем все прикрутите на место.

Развоздушивать теплосистему таким образом достаточно хлопотно. Поэтому сейчас массово меняют старые радиаторы на новые модели, более удобные в эксплуатации.

Особенности заполнения отопительной системы

Задачи по борьбе с воздушными пробками можно частично решить, правильно заполняя контур теплоносителем. Для этого необходимо:

  • начинать процесс с нижних участков, предварительно оборудуя трубопровод шаровым вентилем;
  • осуществлять подачу воды с умеренной скоростью;
  • сохранять показатель давления 1.5 бара, контролируя его манометром;
  • между наполнением системы и началом процедуры по спуску воздуха прогреть жидкость до температуры 60 градусов;
  • после спуска воздуха завершить наполнение системы, вернув слитый теплоноситель;
  • при обнаружении неравномерного прогрева процедуру по удалению воздушных пробок повторяют.


Следовательно, процедура по устранению воздуха из отопительной системы не требует профессиональных навыков или специального оборудования. При этом грамотный монтаж системы и использование приборов по стравливанию воздуха значительно облегчит задачу.

Как спустить воздух из старых батарей

Такие модели – гармошки – стоят в домах, построенных очень давно. В них одна точка слива на весь стояк, и ее иногда сложно найти. Отыщите ее и приступайте к процессу:

Если слив предусмотрен на последнем этаже, на батарее в одной из квартир должен стоять кран. В таких теплосистемах он простой, с «барашком» или «бабочкой» на штоке. Его надо просто открыть и слить теплоноситель. Используйте термостойкую емкость, поскольку в старых однотрубных системах и их более позднем аналоге – ленинградках температура жидкости очень высокая.

Если барашка на штоке нет, воспользуйтесь разводным ключом или грейферным захватом. Как правило, после нескольких оборотов начинает выходить пузырящаяся вода.

На многих старых батареях нет сливных устройств. Придется откручивать ключом заглушку, расположенную сбоку на корпусе. Перед этим нужно размочить растворителем присохшие к ней слои краски. После развоздушивания и слива воды поменяйте паклю под заглушкой и все прикрутите обратно.

Убрать воздушную пробку можно и из подвала, но придется долго разбираться в хитросплетении труб, искать свой стояк и откручивать на нем вентили. Лучше обратиться к специалистам, чтобы не оставить без тепла весь дом. В старых домах с прямоточной системой воздух надо стравливать из расширительного бачка, находящегося на чердаке или последнем этаже. Это тоже лучше доверить сотрудникам ЖЭКа.

Фото системы отопления частного дома

Как образуется?

Воздушная пробка представляет собой серьезную проблему, поскольку провоцирует перегревание силового агрегата. Обычно неисправность появляется из-за частичного «добавления» охлаждающей жидкости или после ее полного обновления. К примеру, возникновение пробки не избежать, если при замене хладагента не использовалось специальное оборудование. Оно должно прогнать ОЖ под давлением по контуру. Благодаря «установке» образование заторов исключается.

Если в системе появились пробки, это говорит о том, что резиновые «части» системы уже изрядно износились. Дело в том, что на элементах из резины с течением времени появляются микротрещины. Воздух проникает и скапливается в виде пузырьков на изгибах и узких областях контура.

Таким образом, пробка отрицательно влияет на работу двигателя. Это приводит к серьезным нарушениям, таким как неправильная циркуляция хладагента и перегрев мотора. Соответственно, водителя ждет дорогостоящий капитальный ремонт. В зимнее время завоздушивание дополнительно ухудшит работу печки.

Существуют разные причины завоздушивания. Именно поэтому так важно распознать признаки этого процесса. К тому же, удалить пробку можно самостоятельно, не прибегая к услугам специалистов.

Назначение системы охлаждения

ДВС работает по принципу, во время которого происходит череда небольших взрывов горючего в цилиндрах. В результате работы температура мотора повышается до высоких значений. При отсутствии системы охлаждения (СО) это приводило бы к выходу из строя всех механизмов. Таким образом, роль системы охлаждения сводится к отводу тепла от деталей мотора с целью поддержания его нормального t режима.

Кроме этого, СО выполняет следующие функции:

Ускоряет прогрев движка.

Нагревает воздух для отопления внутри салона.

Охлаждает смазку двигателя и автоматической КП.

При использовании рециркуляции охлаждает выхлопные газы.

Большая часть автомобилей оснащена жидкостной системой охлаждения. В работе используется принудительная циркуляция. С одной стороны она создает охлаждение, а с другой помогает комфортно отвести избыток тепла от мотора.

В качестве хладагента применяется не только антифриз, но и тосол или вода. Лучшим по соотношению цены и характеристик является тосол.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]