Как спустить воздух с насоса и других частей системы отопления, чтобы уберечь ее от поломки

От автора: здравствуйте, дорогие читатели! Воздушные пробки являются настоящим бичом любой системы отопления. При образовании в трубах или радиаторах они перекрывают ток теплоносителя частично или полностью, поэтому оборудование прогревается неравномерно. Но, на самом деле, это меньшая из проблем. Наличие воздуха в системе отопления может привести к довольно пагубным последствиям.

Особенно это актуально для автономных систем. Вот почему любому хозяину частного дома полезно знать, как спустить воздух с насоса отопления и других элементов. Проблема не ограничивается холодными радиаторами. Существует еще несколько негативных факторов, которые являются следствием наличия воздушных пробок:

  • сильный шум. Пробка мешает теплоносителю течь в необходимом объеме, поэтому при его «протискивании» возникает гул и даже вибрация. Все это весьма неприятно, особенно в ночное время,
  • выход из строя элементов системы. Например, подшипники циркуляционного насоса, как правило, должны быть окружены теплоносителем. Если в области их расположения образуется воздушная пробка, то они начнут работать «всухую». Следствием станет их быстрое истирание, перегрев насоса и, соответственно, его поломка. Другим элементам системы воздушные пробки грозят воздействием различных негативных химических процессов. Например, они могут спровоцировать образование коррозии или накипи. Особенно при этом страдают трубы. Ржавчина разъедает их стенки, а накипь забивает просвет, сильно понижая пропускную способность элементов. В итоге, рано или поздно, труба просто начнет протекать под давлением обстоятельств.

Как видите, наличие воздуха в системе отопления чревато довольно серьезным ущербом. Поэтому важно своевременно его выпускать. Сделать это гораздо проще, чем менять сломавшиеся в итоге элементы системы отопления на новые. Так что давайте разберемся, как избавиться от воздушных пробок и что делать для предотвращения их появления.

Способы промывки

На сегодняшний день принято различать четыре технологических способа очистки отопительной системы.
Химическая промывка. Этот способ очистки позволяет удалить 100% загрязнений системы, при этом усилий будет потрачено минимум. Однако этот метод очистки пригоден только для металлических трубопроводов отопления.

Чтобы выполнить химическую очистку самому, необходимо под рукой иметь следующие инструменты и материалы:

  • раствор для промывки, в состав которого могут входить минеральные или органические кислоты, а также всевозможные растворители и щелочи;
  • емкость для слива жидкости;
  • насос;
  • шланги.

Порядок действий осуществляется следующим образом:

  • сливается вода из отопительной системы;
  • заливается кислотный раствор;
  • к системе подключается специальный насос, который прокачивает чистящую жидкость по всему контуру отопления в течение нескольких часов;
  • отработанная жидкость сливается, и закачивается чистая вода.

Важный момент: использованный кислотный раствор строго запрещено сливать в канализацию. Если нет возможности самостоятельно утилизировать, то можно приобрести специальные средства нейтрализации.

Гидродинамическая промывка. Этот метод очистки отопительной системы проводится с помощью специального оборудования, которое включает в себя тонкие шланги и специальные насадки.

Принцип очистки этим способом состоит в том, что вода подается под напором на насадку, которая генерирует тонкие струи воды. С помощью этих струй из рабочей зоны удаляются все жировые загрязнения, ржавчина и накипь.

Стоит отметить, что хотя этот способ промывки труб и является достаточно эффективным, но в силу своей дороговизны слишком мало применяется.

Пневмогидроимпульсная промывка отопительной системы. Для того, чтобы выполнить этот вид очистки своими руками, вам потребуется:

  • компрессор;
  • отводной патрубок;
  • шланг;
  • хомут;
  • шаровый кран;
  • сливная емкость.

Порядок работ заключается в следующих шагах:

  • сливается вода из системы;
  • к «обратке» подключается отводной патрубок;
  • компрессор подключается к отводу, и накачиваем давление приблизительно в 5 атмосфер. Сильное давление в трубах приводит к тому, что от стенок откалываются всевозможные загрязнения.
  • перекрываем отводной патрубок и отсоединяем компрессор, а подключаем шланг;
  • открываем вентиль, и как результат, все загрязнения выходят наружу под давлением.

Стоит отметить, что для более качественной очистки пневмогидроимпульсную процедуру можно повторить несколько раз.

И в заключение хочется заметить, что изучив наши рекомендации, вы с большей уверенностью сможете выполнить промывку системы отопления своими руками.

Смотрите видео, в котором популярно разъясняется необходимость промывки системы отопления и особенности проведения соответствующих работ:

Другие проблемы

Кроме указанных выше причин, существуют и другие моменты, когда давление в теплогенераторе подымается выше нормы:

  1. Закрытые или недостаточно открытые запорные вентили . Напор на подающем потоке увеличивается, агрегат блокируется. Для того, чтобы опустить давление, откройте вентили до упора, проверьте, не протекают ли запорные краны.
  2. Загрязнился фильтр-грязевик . Уменьшить напор поможет промывание фильтра, если он совсем в плачевном состоянии, замените его на новый.
  3. Неисправность крана подпитки , когда из него капает вода. Жидкость из водопроводной магистрали, где давление около 2,5-3,5 Бара, перетекает в отпительный контур, там напор меньше.


    Кран подпитки в системе отопления

В следствии этого увеличивается давление в отопительном контуре. Для того, чтобы его убавить, замените кран, но чаще всего требуется замена прокладки, она быстро изнашиваетя, особенно, если вода очень жесткая.

  • Сбоит автоматика , неисправен термостат или контроллер. Причины могут быть различные, установить конкретную может только специалист. Самостоятельно можно устранить, если высвечивается конкретная ошибка и способ, как ее устранить, прописан в инструкции.
  • Образование свища в теплообменнике . При этом вода для горячего водоснабжения, которая имеет больший напор, попадает через свищ в контур отопления, увеличивает в нем напор. Пайка теплообменника не всегда возможна, выходом будет замена.
  • Как стравить воздух из системы отопления

    Наверняка многие люди сталкивались с такой проблемой когда, дотрагиваясь до радиатора отопления, они понимали, что верхняя его часть горячая, а нижняя — абсолютно холодная. Это первый признак того, что в радиаторах отопления есть воздух, который не даёт теплоносителю попасть в нижнюю часть радиатора, тем самым нагрева её.

    Поэтому, отвечая на вопрос о том, на что влияет завоздушивание системы отопления, можно смело сказать, что влияет завоздушивание, прежде всего на эффективность работы всей отопительной системы. При одной нагретой половине, радиатор отопления не сможет отдавать столько же тепла в помещения, как при нормальном своём функционировании.

    Завоздушивание системы отопления, также влияет и на работоспособность отопительного котла. Насосу котла отопления, гораздо легче перекачивать теплоноситель без наличия воздуха в нём. Зачастую причинами остановки циркуляционного насоса в котле отопления, также является переизбыток воздуха в системе отопления.

    Это не все проблемы, связанные с завоздушиванием системы отопления, поскольку их куда больше. Поэтому очевидно, что как, только услышав, что в радиаторах отопления, что-то булькает, а это не что иное, как воздух, следует приступить сразу же к развоздушиванию системы отопления.

    На самом деле развоздушить систему отопления не представляет особого труда. В зависимости от того, какие в доме имеются радиаторы отопления, развоздушить систему отопления получиться несколькими способами.

    Как выгнать воздух из старых чугунных батарей

    Если в доме установлены старые чугунные батареи отопления, то для того чтобы стравить воздух из системы отопления, на верхней части батареи должен иметься небольшой шаровый кран. Открыв кран, нужно дождаться, пока сойдёт весь воздух с отопительного прибора и не пойдёт одна вода. Если крана нет, то можно при помощи сантехнических «крабов» открутить гайку или развоздушиватель, тем самым, стравив воздух с чугунной батареи.

    Как выгнать воздух из алюминиевых радиаторов отопления

    Куда проще дело обстоит если нужно стравить воздух из системы отопления если в доме или квартире установлены новые алюминиевые или стальные панельные радиаторы. В таких отопительных приборах, сверху на одной из боковых сторон обязательно должен имеется кран маевского.

    Для того чтобы развоздушить радиатор при помощи крана маевского, используется специальный ключ маевского, который вставляется в кран, а затем на несколько оборотов поворачивается против часовой стрелки. После того, как воздух полностью с радиатора отопления вышел, можно закручивать кран маевского назад по часовой стрелке.

    Бывает что ключа, маевского нет возможности найти, тогда можно воспользоваться, для того чтобы стравить воздух с радиатора обычной плоской отвёрткой. Но только обязательное условие при этом — отвёртка должна иметь тонкое и прочное жало.

    В противном случае отвёртку можно попросту поломать. Дело в том, что в процессе нагревания радиатора, кран маевского может попросту «закипеть» и прилипнуть. Поэтому открутить его отвёрткой зачастую бывает проблематично.

    Как видно, завоздушивание системы отопления это и не такая большая проблема, как кажется на первый взгляд. Ну а для того, чтобы стравить воздух из системы отопления потребуется не более получаса, ну или час максимум.

    К чему могут привести пробки в контуре

    Важность воздухоотводов нельзя переоценить. Пробки в контуре могут приводить к разным процессам:

    • нарушение циркуляции;
    • скачки давления;
    • снижение КПД обогревательного оборудования;
    • коррозия металла.

    Автономный отводчик воздуха

    Установка воздухоотводчика в системе отопления предотвращает образованию пробок и карманов. Наталкиваясь на них, теплоноситель останавливается. Иногда пробки отсекают от контура целые отрезки с радиаторами. При этом давление в системе возрастает. Когда оно доходит до критического уровня происходит аварийный выброс теплоносителя. Это, в свою очередь, приводит к падению давления. При этом есть много случаев, когда воздух собирался в батареях, контур продолжал работать, только половина радиатора становится холодной. Это существенно снижает КПД отопления и несколько увеличивает расходы на его эксплуатацию.

    Для открытых систем одной из серьезнейших угроз является ржавчина. При этом вопрос о том, как удалить воздух из системы отопления встает только на этапе проектирования. Такие контуры собираются под наклоном из труб с большим диаметром, соответственно воды в системе много. Учитывая тот факт, что теплоноситель контактирует с воздухом и вовлекает его в циркуляцию, уровень кислорода в трубах более чем достаточный. Так как чтобы сбросить воздух из системы отопления нужно продолжительное время, кислород интенсивно вступает в реакцию с металлом. Результатом взаимодействия является образование коррозии на внутренних стенках труб. Ржавчина порой так съедает бак, что приходится его менять.

    Прямые последствия пробок в контуре влекут за собой косвенные, которые не менее опасны:

    Происходит в случае, если кран для спуска воздуха из системы отопления и все датчики исправны, и работают правильно. Вследствие повышения давления происходит аварийный выброс теплоносителя, что приводит к уменьшению его количества в контуре. После остывания, жидкости в системе будет не хватать, давление резко снизится. Если оно не будет соответствовать тому минимуму, который нужен для включения котла, соответственно нагреватель не включится. И с этого момента зимой начинается отсчет времени, когда трубы разморозятся. Зависит от того насколько утеплен дом. Бывает, что это происходит всего за три часа. В этом случае дома с работы ждет неприятная новость;

    Это происходит, если случается сбой в работе клапана для стравливания воздуха из отопительной системы, или контролирующего температуру оборудования. Маловероятная ситуация, хотя возможная. Результаты такого весьма плачевны. В лучшем случае ремонт или замена котла, в худшем – получение травм;

    • разрыв контура и выброс фонтана горячей воды.

    Очень вероятная ситуация, стыки могут быть недостаточно затянуты. При возрастании давления они не выдерживают и дают трещину. При этом из трубы льется горячий теплоноситель, фонтаном. Мало того, что контур ремонтировать надо, так еще и соседям потолок делать, так как залили вы его порядком. Вот какую цепочку может вызвать простое завоздушивание системы.

    Пробка в контуре может привести к серьезным последствиям, таким как размораживание системы или авария.

    Кран маевского как спустить воздух

    Крану Маевского следует уделить особое внимание. Это игольчатая радиаторная установка, которая включает с вою конструкцию воздушный клапан, винт и корпус в форме конуса

    Все эти детали герметично прилегают друг к другу, что полностью исключает протекание воды. Что касается воздуха, который может находиться в радиаторе, то он выходит через небольшое отверстие расположенное сбоку крана. Такая установка может быть открыта с помощью специального ключа, который всегда идет в наборе, если же таковой отсутствует, то можно использовать обычную отвертку, а некоторые модели предоставляют возможность ручного открытия.

    Если брать во внимание современную биметаллическую установку, то в них уже предусмотрены отверстия для монтажа кранов. Сам кран Маевского должен быть установлен таким образом, чтобы трубка для воздухоотвода располагалась с противоположной стороны, и находилось параллельно к полу

    Если ваши батареи сделаны из чугуна, то здесь лучше всего подойдут воздухоотводчики автоматического типа. Именно они соответствуют особенностям конструкции и состава материала.

    Для того чтобы при помощи крана Маевского вывести воздух нужно соблюдать последовательность определенных действий.


    Для того чтобы спустить воздух в кране Маевского, следует сперва подготовить отвертку и емкость

    • Подготовить ключи или отвертку, емкость для жидкости и тряпку;
    • Если ваша система включает в свой состав насос, то его нужно временно отключить;
    • Емкость поставит под кран и аккуратно повернуть его против часовой стрелки;
    • Из крана начнет спускаться воздух, возможно, он будет включать в себя грязь или ржавчину;
    • Нужно дождаться пока из крана потечет вода, и перекрыть его.

    Если качество воды не самое лучше, то нужно установить еще несколько дополнительных отсекающих клапанов. Они должны располагаться до крана Маевского и защищать его от возможных засоров.

    Почему возникают загрязнения

    Проблемой засоренности металлических трубопроводов является ржавчина. Скапливаясь внутри системы, она препятствует свободной циркуляции теплоносителя, и как следствие, в работе отопления появляются сбои.
    Что же касается пластиковых труб, то они, естественно, не подвержены ржавчине, но, тем не менее, на их стенках появляется накипь, которая также способствует сбоям в работе системы обогрева.

    Одной из причин загрязнения также является качество воды, которая может содержать различные примеси, являющиеся причиной засорения труб.

    Таким образом, существуют следующие виды засорений:

    • накипь;
    • ржавчина;
    • илистый песок;
    • мусор.

    Откуда берется воздух в системе

    Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

    Разновидности автоматических воздушников

    Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

    1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
    2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
    3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
    4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
    5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
    6. При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака .

    Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой

    Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.

    Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

    Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

    Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.

    На теплограмме показана область отопительного прибора, где обычно задерживается воздушный пузырь

    Какое же должно быть давление в расширительном бачке двухконтурного котла BAXI?

    Если открыть инструкцию – то там указано давление в расширительном бачке 0,5 бара, но это минимальная величина, правильно – давление должно быть примерно на 20% меньше давления в контуре отопления при комнатной температуре теплоносителя.

    Исходя из того, что для большинства систем рекомендуемое давление при заполнении находится в пределах 1,2 до 1,5 бар, получаем необходимое давление в воздушной полости расширительного бака равное 0,8-1 бар. Специалисты обычно рекомендуют устанавливать давление в расширительном бачке BAXI равное 1 бар.

    Система отопления без воздушных пробок

    Чтобы в индивидуальной отопительной системе воздух не скапливался на проблемных участках, а выходил наружу, необходимо:

    • правильно спроектировать и смонтировать трубопровод, грамотно установить радиаторы;
    • использовать автоматические и ручные воздухоотводчики.

    Рассмотрим, как выгнать воздух из системы отопления с естественной циркуляцией и верхней разводкой

    При обустройстве трубопровода важно соблюсти такой угол наклона, при котором воздушные пузырьки свободно перемещаются вверх, в самую высокую точку контура, не скапливаясь на поворотах и пологих участках. В самой верхней точке такой системы должен быть установлен расширительный бак открытого типа, через который пузыри воздуха попадают в атмосферу


    Стравливание воздуха из отопительной системы с помощью автоматического воздухоотводчика

    Чтобы стравливать воздух из системы с принудительным движением теплоносителя или гравитационной системы с нижней разводкой, используется иной принцип

    . Под уклоном монтируются обратные трубопроводы (это упрощает слив жидкости из системы), а в верхней точке всех отдельных контуров ставят автоматические клапаны, через которые воздух сбрасывается по мере накопления.

    Помимо автоматических воздухоотводчиков в системе задействуются и ручные краны Маевского. Такие воздухоотводчики монтируются на радиаторы отопления – на верхний патрубок с противоположной стороны от трубы, подающей нагретый теплоноситель. Чтобы воздух попадал в клапан, а не скапливался в верхнем коллекторе радиатора, прибор отопления рекомендуется устанавливать под небольшим углом. Сброс воздуха выполняется вручную по мере необходимости.

    Как найти воздушную пробку?

    В идеале система самостоятельно справляется с завоздушиванием благодаря автоматическим клапанам, через которые стравливается воздух. Обнаружив, что отдельный прибор отопления или часть контура не работают должным образом, необходимо найти место, где образовалось скопление воздуха.

    Потрогайте радиатор — если его верхняя часть холоднее нижней, значит, туда не поступает теплоноситель

    . Чтобы выпустить воздух, откройте кран Маевского, установленный на стальном, алюминиевом или биметаллическом радиаторе, либо вентильный кран, который монтируют на чугунные батареи.


    Как определить воздушную пробку в батарее
    Определить место завоздушивания можно и по звуку — в нормальных условиях теплоноситель движется практически бесшумно, постороннее бульканье и звуки перелива возникают из-за препятствия в потоке

    .

    Металлические трубы и приборы отопления простукивают легкими ударами — в местах скопления воздуха звук заметно звонче.

    Избавляемся от воздушной пробки

    При наличии ручных воздухоотводчиков на радиаторах, проблем с тем, как убрать воздух из батарей, не возникает. При помощи отвертки или штатного ключа немного вывинчивается шток крана Маевского, при этом под сливное отверстие подставляется подходящая емкость (достаточно полулитровой стеклянной банки). Спуск воздуха из системы отопления с помощью ручного воздухоотводчика сопровождается шипением и свистом, затем появляются брызги, после чего теплоноситель начинает течь тоненькой струйкой. На этом этапе кран Маевского следует закрыть.

    Обратите внимание! Если батарея продолжает плохо греть после развоздушивания, проблема может крыться в засоре. В этом случае прибор отопления демонтируют и промывают

    После установки радиатора на место заново, проверьте систему на наличие воздушных пробок.

    Чтобы удалить воздушную пробку из системы отопления, если она скопилась в стороне от воздухоотводчика (ручного или автоматического), поступают следующим образом

    :

    1. Открывают ближайший к воздушному пузырю воздушный кран или клапан.
    2. Начинают понемногу подпитывать систему теплоносителем, чтобы жидкость за счет увеличения объема вытеснила воздушный пузырь в сторону открытого воздухоотводчика.


    Автоматический воздухоотводный клапан с угловым подключением
    Что делать в сложных случаях, когда пробку не убирает добавление объема теплоносителя? В такой ситуации помимо увеличения количества теплоносителя требуется добавить давления, нагрев жидкость до критических температур. Следует действовать предельно аккуратно, чтобы не ошпариться брызгами, сопровождающими сброс воздуха через автоматический клапан.

    Важно! Если пробка систематически формируется на одном и том же участке трубопровода, врежьте в этом месте тройник и установите автоматический клапан

    Виды оборудования и принцип его работы

    • расширительный бак открытого типа.

    Как убрать воздух из системы отопления закрытого типа простым баком? Функцию воздухоотводчика он может выполнять только в открытых контурах. Так как развоздушить систему отопления закрытого контура при помощи бака нет возможности. В них устанавливаются только герметичные бачки. Открытый резервуар находится на пике контура, куда и стремятся пузыри кислорода. Проблема в том, что вода обогащается им в том же баке, поэтому в теплоносителе высокий уровень воздуха, который находится там до момента нагревания жидкости;

    Устанавливается в самой высокой точке или в месте, где скапливается кислород. Резьбовая часть спускника воздуха системы отопления бывает двух диаметров: ½ или ¾ дюйма. По форме они могут быть ровными или согнутыми под прямым углом, буквой «г». Отверстие для выпуска воздуха располагается либо в торцевой части, либо сбоку на корпусе. Работает в автономном режиме. Сброс воздуха из системы отопления происходит, когда давление в системе повышается до критического уровня. Состоит из клапана и поплавка. Принцип работы заключается в том, что когда кислород поднимается вверх, поплавок опускается и открывает клапан. Как только произошел выброс, поплавок поднимается, вернувших в начальное положение, и перекрывает клапан;

    • сепаратор воздуха для отопления.

    Ставится на подаче. В отличие от автоматического воздухоотводчика он выводит не тот кислород, который сам отделился из теплоносителя и поднялся вверх. Сепаратор для воздуха в отоплении самостоятельно отделяет частицы кислорода и избавляется от них. Он сконструирован таким образом, чтобы поток смешивался, натыкаясь на преграды. В качестве преград могут быть:

    Сепаратор воздуха для отопления

    Как часто необходимо выполнять промывку отопительной системы

    Многие люди, которые трепетно ухаживают за своей системой обогрева, задаются вопросом о том, как часто проводить очистку труб.
    Существует два вида очистных работ:

    1. Первая промывка осуществляется сразу после монтажа системы отопления. Связано это с тем, что при оборудовании обогрева внутрь труб мог попасть различного рода мусор или маслянистые загрязнения. Поэтому процедуру промывки нужно выполнять до тех пор, когда вода на сливе станет абсолютно чистой.
    2. Регулярная промывка в системах, оборудованных металлическими трубами, рекомендовано должна происходить два раза за год – до начала отопительного сезона и после его окончания. Для пластиковых трубопроводов рекомендуется производить очистку один раз в год – перед началом отопительного сезона.

    Зная теперь причины загрязнения систем отопления, а также регулярность проведения очистки, невольно напрашивается вопрос: а можно ли промывку осуществить самому?

    И на это дадим утвердительный ответ: очистку отопительной системы вполне можно сделать своими руками. Для этого нужно лишь выбрать оптимальный вариант промывки, о которых речь пойдет дальше.

    Нужен ли расширительный бак для настенного газового котла baxi?

    Объем встроенного расширительного бака котла baxi указан в характеристиках и для серии ECOFOUR составляет 6 литров, чтобы ответить на вопрос его необходимости в отдельно взятой системе отопления – нужно знать общий объем этой системы.

    Рассчитать его не так сложно: объем заполнения котла и радиаторов есть в их характеристиках, а объем заполнения трубопроводов можно вычислить, зная их диаметр и суммарную длину. Вода, после нагрева на 80 градусов Цельсия увеличится в объеме примерно на 4-5%, поэтому, рекомендуемый объем расширительного бака составляет 8% от всего объема системы отопления в случае заполнения водой и 12% — в случае использования антифриза в качестве теплоносителя (коэффициент теплового расширения антифриза больше). Таким образом, штатного расширительного бака будет достаточно для системы отопления объемом примерно до 75 литров при использовании воды и объемом до 50 литров при использовании незамерзающей жидкости.

    Данные цифры условные (с запасом) и при подборе емкости расширительного бака нужно руководствоваться проектировочными расчетами конкретной системы отопления, либо рекомендациями производителя.

    В большинстве случаев, встроенного бака котла вполне достаточно и решение о применении отдельного дополнительного бака принимается специалистами на этапе проектирования.

    Причины появления и последствия

    Поводом для возникновения воздушных пробок служат следующие факторы:

    1. Во время монтажа допущены ошибки, в том числе, неправильно сделаны места перегибов или неверно рассчитаны уклон и направление труб.
    2. Слишком быстрое заполнение теплоносителем системы.
    3. Неправильный монтаж воздухоотводящих клапанов или их отсутствие.
    4. Недостаточное количество теплоносителя в сети.
    5. Неплотные соединения труб с радиаторами и другими частями, из-за чего происходит попадание воздуха извне внутрь системы.
    6. Первый запуск и избыточный нагрев теплоносителя, из которого под воздействием высокой температуры активнее выводится кислород.

    Наибольший вред воздух может принести системам с принудительной циркуляцией. При нормальной работе подшипники циркуляционного насоса всё время находятся в воде. При прохождении через них воздуха, они лишаются смазки, что приводит к повреждению скользящих колец из-за трения и нагрева или вовсе выводит из строя вал.

    Вода содержит в растворённом состоянии кислород, углекислый газ, магний и кальций, которые при повышении температуры начинают распадаться и оседать на стенках труб в виде известкового налёта. Места труб и радиаторов, заполненных воздухом, больше остальных подвержены воздействию коррозии.

    Признаки, по которым можно определить, есть ли воздушные пробки в трубах и радиаторах

    Из-за воздуха в системе отопления батареи нагреваются неравномерно. При проверке на ощупь их верхняя часть, по сравнению с нижней, имеет заметно меньшую температуру. Пустоты не дают прогреться им должным образом, поэтому и помещение хуже отапливается. Из-за наличия воздуха в системе отопления при сильном нагреве воды в трубах и радиаторах появляется шум, похожий на щелчки и перетекание воды.

    Определить место, в котором находится воздух, можно обыкновенным постукиванием. Там где нет теплоносителя, звук будет более звонким.

    Особенно внимательно проверяют сеть на герметичность. Когда отопление запущено выявить неплотные соединения крайне сложно, так как на горячей поверхности вода быстро испаряется.

    Причины возникновения пробок

    Всем известно, что лучше изначально избежать проблем, чем потом их исправлять. Поэтому рассмотрим некоторые правила обустройства отопительной системы, которые помогут либо вовсе избежать образования воздушных пробок, либо очень быстро от них избавиться.

    Причинами скопления воздушных масс в элементах отопительной системы могут служить несколько факторов:

    • неправильно сделанный монтаж системы. Например, не соблюден необходимый уклон магистралей, или их расположение образует петли и тому подобное. Этот момент важно учесть еще на стадии проектирования системы,
    • неправильное заполнение контура теплоносителем при запуске. Если делать это слишком быстро, то жидкость может невольно создать гидрозатвор. Принцип его действия будет тем же, что и у обычных сифонов: никого не впускать, никого не выпускать, и воздух в том числе,
    • нарушение герметичности мест соединения различных элементов — например, труб. Далеко не всегда протечка заявляет о себе фонтаном. Иногда она настолько мала, что проявляется в виде пары капель, которые очень быстро испаряются. Естественно, место такой протечки сложно обнаружить, поэтому оно долго остается без восстановления. И все это время через него в систему проникает воздух, скапливаясь там и образуя пробку,
    • отсутствие или некорректная работа приборов, отвечающих за своевременный отвод воздуха из системы. При обустройстве отопления в частном доме необходимо устанавливать специальные устройства для выполнения функции воздухоотведения. Например, это могут быть автоматические воздухоотводчики или краны Маевского. Если они не были изначально смонтированы, или их работоспособность по какой-то причине нарушена, возникают соответствующие последствия,
    • недавно проведенные ремонтные работы. Например, при замене любого элемента отопительной системы в нее, так или иначе, попадает некоторое количество воздуха. Если не стравить его сразу, он найдет себе уютный уголок и надежно там расположится, мешая циркуляции теплоносителя,
    • восполнение объема теплоносителя путем добавления холодной воды (например, так бывает после протечки). В свежей жидкости, в любом случае, содержится воздух. Когда она нагревается, он начинает выделяться в виде пузырьков, которые затем сливаются в один большой. Так и образуется пробка. Поэтому после восполнения объема жидкости всегда нужно выждать некоторое время, а затем произвести процедуру спуска воздуха.

    Заполнение системы теплоносителем

    Про заполнение контура теплоносителем стоит поговорить отдельно. Именно эта процедура, как правило, чаще всего влечет за собой образование воздушных пробок. Причем чаще всего это происходит из-за неверно выполняемых действий. Поэтому необходимо знать основные правила заполнения контура и неукоснительно их соблюдать.

    Водяное отопление с естественной циркуляцией

    Открытая система обогрева

    Отопительные водяные системы без насоса принято классифицировать по определенным характерным критериям, которые отображают их функциональность.

    В зависимости от вида расширительного бачка обогрев с естественной циркуляцией принято разделять на следующие виды:

    1. Открытая отопительная система. При такой конструкции расширительный бачок располагается максимально высоко с той целью, чтобы создавалось избыточное давление, а также чтобы осуществлялся отвод воздуха. В этом случае бачок также служит для добавления жидкости в систему.
    2. Закрытая отопительная система с естественной циркуляцией отличается тем, что вместо расширительного бачка установлен мембранный гидроаккумулирующий баллон, с помощью которого создается дополнительное давление не более 1,5 атм. Для обеспечения безопасности в конструкцию системы встроен блок с манометром, который регулирует внутреннее давление.

    О том, в чем особенности циркуляционного насоса Wilo, Вы можете почитать здесь .

    Также отопительные конструкции с естественной циркуляцией разделяют в зависимости от способа подключения отопительных элементов. Согласно этой классификации, существуют следующие виды отопления:

    1. Однотрубная отопительная система. Принцип работы такого вида отопления заключается в том, что все отопительные приборы подключаются к системе последовательно, иначе говоря, циркуляция теплоносителя происходит от одного элемента к другому. Несомненным преимуществом этого вида отопления является то, что монтаж достаточно простой, при этом требуется минимум материалов.
    2. Двухтрубная система обогрева с естественной циркуляцией. В такой конструкции отопления элементы обогрева подключаются к магистральной трубе параллельно. Иначе говоря, в каждый прибор теплоноситель поступает с одинаковой температурой, а охлажденная жидкость возвращается к котлу по трубе, которую принято называть «обраткой».

    Такая отопительная схема является наиболее оптимальной для обогрева жилого помещения. Единственным недостатком является то, что на монтаж такого отопления необходимо большое количество труб и другой сантехнической фурнитуры.

    Совет строителя: выбрав отопительную систему для своего дома, обязательно просчитайте свои возможности при покупке всех расходных материалов на монтаж отопления.

    Неисправности расширительных бачков

    Проверка давления расширительного бака входит в перечень процедур ежегодного технического обслуживания и при его соблюдении никаких проблем не будет, но при халатном отношении он может доставить владельцу неприятные сюрпризы:

    давление в воздушной камере постепенно уменьшается и с каждой подпиткой котла бачок все больше заполняется водой и постепенно перестает выполнять свою функцию. При этом мембрана настолько прижимается к стенке воздушной части бачка, что может быть повреждена золотником клапана и бачок придется заменить.

    давление контура отопления находится на границе допустимого, расширительный бачок не обслуживали – давления в нем нет. При остывании системы отопления объем жидкости уменьшается, падение давления ничем не компенсируется – котел останавливается по аварии. Такая ситуация может возникнуть, например, при длительной работе котла в режиме ГВС или отключении электричества.

    владельцу котла часто без видимых причин приходится подпитывать котел, например, пока используется горячая вода – давление на манометре падает и котел останавливается по ошибке – владелец подпитывает. Так как температурное расширение ничем не компенсируется, то при дальнейшем нагреве теплоносителя избыточное давление сбрасывается через предохранительный клапан. Некоторые пользователи отводят сброс и просто не замечают этой ситуации. Частая подпитка котла неподготовленной водой губительна для теплообменника!

    Причины попадания воздуха в систему отопления

    Образование пробок может быть вызвано различными причинами, рассмотрим их подробнее.

    1. Отсутствие герметичности стыков монтажных соединений. Особенно часто эта причина является исходной при эксплуатации систем без давления. Небольшая утечка воды не видна и граничит с возможным испарением. В месте неплотного соединения подсасывается воздух и скапливается в свободной полости магистрали, образуя пробку.
    2. Неточность при проектировании или монтаже магистралей, которая влечёт создание нежелательных «петель», тормозящих движение теплоносителя, влечёт за собой скопление воздуха в таких контурах.
    3. Нетехнологичный метод заполнения системы теплоносителем также является причиной появления пробок. Очень быстрое или сверху вниз направленное наполнение магистралей способствует образованию воздушных прослоек, которые препятствуют нормальной работе.
    4. Неисправная работа автоматических развоздушивателей, расположенных на верхних трубопроводах провоцирует создание пробок.
    5. Некачественный монтаж труб с образованием волнистых линий (относительно горизонта) является частой и трудноопределимой причиной появления воздуха. Устранение такой причины требует периодического удаления пробок, а полная ликвидация – ремонта отдельного участка, с возможной установкой дополнительных приборов для отвода воздуха.
    6. Перегрев – эта причина свойственна для твердотопливных агрегатов. При закипании воды, во внутренней полости образуются пузырьки воздуха и скапливаются в теплообменнике котла.

    Профилактика

    Чтобы не было проблем с воздушными пробками, необходимо установить воздухоотводчики у каждой группы отопительных элементов. Так, например, для удаления воздуха из котла автоматический клапан для вывода газов монтируется прямо на нём. Так же им оснащаются все коллекторы. На радиаторах с торца устанавливаются краны Маевского.

    Если после выпуска воздуха, радиаторы всё равно плохо нагреваются, следует полностью слить теплоноситель. Так как возможно, что в сети слишком много грязи, а она значительно снижает циркуляцию жидкости в батареях.

    https://youtube.com/watch?v=xUO58oC8yX8%3F

    Форум создан для начинающих и опытных сантехников, сварщиков, слесарей, электриков и рабочих — строителей. Делитесь своим опытом и получайте грамотные ответы специалистов.

    • Темы без ответов
    • Активные темы
    • Поиск
    • Пользователи
    • Наша команда

    Признаки скопления воздуха как спустить воздух из батареи

    Определить завоздушенные ли у вас батареи не составит труда.

    Об этом свидетельствуют следующие признаки:

    • Отдача тепла заметно снизилась (радиаторы, которые ранее были горячими, перестали нагреваться);
    • Вы стали замечать наличие шума, треска, журчания и снижение давления в трубах;
    • Если у вас автономное отопление, то явным станет увеличение расхода топлива;
    • В системе перестала продвигаться жидкость, циркуляция нарушается.

    Наличие воздуха в радиаторах грозит не только снижением температурного показателя, но и более глобальными проблемами. Например, батареи, изготовленные из стали начинают окисляться, покрываться ржавчиной и выходить из строя. Узкие места заиливаются и нуждаются в промывке или полной замене. Если ваше отопление индивидуальное, то скопленный газ в системе может привести к выходу из строя циркуляционного насоса, ведь в нормальном состоянии подшипники постоянно находятся в воде. В случае завоздушивания, установка подвергается сухому трению, что вызывает чрезмерный нагрев и выход вала из строя.

    Другие проблемы

    Кроме указанных выше причин, существуют и другие моменты, когда давление в теплогенераторе подымается выше нормы:

    1. Закрытые или недостаточно открытые запорные вентили . Напор на подающем потоке увеличивается, агрегат блокируется. Для того, чтобы опустить давление, откройте вентили до упора, проверьте, не протекают ли запорные краны.
    2. Загрязнился фильтр-грязевик . Уменьшить напор поможет промывание фильтра, если он совсем в плачевном состоянии, замените его на новый.
    3. Неисправность крана подпитки , когда из него капает вода. Жидкость из водопроводной магистрали, где давление около 2,5-3,5 Бара, перетекает в отпительный контур, там напор меньше. Кран подпитки в системе отопления

    В следствии этого увеличивается давление в отопительном контуре. Для того, чтобы его убавить, замените кран, но чаще всего требуется замена прокладки, она быстро изнашиваетя, особенно, если вода очень жесткая.

  • Сбоит автоматика , неисправен термостат или контроллер. Причины могут быть различные, установить конкретную может только специалист. Самостоятельно можно устранить, если высвечивается конкретная ошибка и способ, как ее устранить, прописан в инструкции.
  • Образование свища в теплообменнике . При этом вода для горячего водоснабжения, которая имеет больший напор, попадает через свищ в контур отопления, увеличивает в нем напор. Пайка теплообменника не всегда возможна, выходом будет замена.
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]