Для оперативного ремонта батарей отопления согласно всем нормам и правилам в отопительный сезон должна выезжать аварийная бригада, такая «скорая помощь» для радиаторов. Но в жизни обычно эти правила действуют в редких случаях, в остальном приходится все делать самостоятельно и не надеяться на волшебника из ЖЭКа. А раз так, то в ход могут пойти самые разные методы даже самые невероятные, хотя холодная сварка для батарей отопления это не волшебство, а вполне реалистичный метод устранения течи.
Холодная сварка – что это, применение для системы отопления
Технология склеивания металлов использовалась еще в древности, в результате создавались неразъемные соединения без риска окисления деталей. Под холодной сваркой понимают технологический процесс соединения изделий без дополнительного нагрева, в результате чего их поверхности подвергаются пластической деформации. Последняя разрушает пленку окислов, которая не ранее не давала металлам состыковаться. Сварка происходит в короткий промежуток времени в результате схватывания. На вид этот клеящий состав напоминает шпаклевку, производится на основе эпоксидной смолы.
Сейчас холодная сварка широко применяется для соединения таких металлов:
При помощи сварочного клея можно производить ремонт стальных и алюминиевых батарей, чугунных радиаторов, биметаллических радиаторов. Полимерные изделия для трубопровода тоже допустимо заварить таким способом. Речь идет о пропиленовых трубах, которые применяются для монтажа системы отопления. При точном соблюдении технологии возможно заклеить трубу, стояк, радиатор с любым дефектом, хотя прочность стыка будет несколько уступать таковой после электродуговой сварки.
Состав холодной сварки
Клей для металла и пластика производится из эпоксидной смолы – полимера, имеющего высокие прочностные характеристики. Именно эта смола отвечает за однородность, пластичность массы, способность заделать даже минимальные трещинки и заполнить ямки. Эпоксидка может загустеть только при контакте с отвердителем, который идет в комплекте (в некоторых средствах он находится в твердой форме, активируется после попадания на воздух и перемешивания).
В составе холодной сварки есть различные наполнители, оптимизирующие технические свойства: стальной порошок (упрочняющая добавка), сера, пластификаторы. При ремонте радиаторов нужно обязательно обратить внимание на такие добавки, они обязаны быть в замазке.
Виды холодной сварки, используемые для ремонта чугунных батарей
Для ремонта радиаторов отопления используется не все виды эпоксидных составов. Несмотря на общие недостатки, которые присущие для всех видов составов клея промышленность освоила выпуск нескольких составов, имеющих свою специализацию. Так есть смеси для ремонта пластика, металла, алюминия и склеивания дерева, есть универсальные составы. Для ремонта приборов отопления лучше всего подойдет смесь для склеивания черных металлов и стали или специальная композиция для ремонта батарей и стальных труб отопления.
Холодная сварка для батарей отопления в отличие от других составов имеет свои особенности – она должна быть жаростойкой, быстро фиксироваться на металлической поверхности, образовывать покрытие, обладающее сходным с металлом коэффициентом линейного расширения. Простые или универсальные составы могут решить проблему заделки течи, но при этом, срок службы состава будет ограничен.
Холодная сварка для радиаторов отопления должна выдерживать не только высокое давление, но и температуру. Рекомендуется использовать для ремонта составы, в которых диапазон температур больше, при этом верхняя граница равна не менее чем 200-250 градусам Цельсия.
Еще одним моментом, который необходимо учитывать при выборе типа клея –это время схватывания. Если для сращивания деталей в нормальных условиях достаточно 3-4 часов, то при протечке батареи такого времени нет, здесь счет идет на минуты, поэтому, чем быстрее будет застывать заплата, тем лучше.
Разновидности сварки
Все средства, относящиеся к данному виду, делятся на пластичные и текучие. Последние обязательно являют собой двухкомпонентные смеси – один флакон содержит эпоксидную смолу с добавками, второй – отвердитель. Пластичные массы реализуются в тюбиках, флаконах, баночках, ими можно замазать трубу или радиатор без разведения. Масса на вид напоминает пластилин, состоящий из двух брусочков, которые нужно перемешать между собой путем разминания пальцами. Есть возможность отделить небольшой кусочек массы, а остальную часть сохранить до следующей необходимости.
Способы использования
Для ремонта труб нужно приготовить все необходимое – само средство для сварки, ацетон или спирт, наждачку, ветошь и зажимы. Методика заделки радиаторов несколько различается в зависимости от типа сварки – жидкой или пластичной. Важно подобрать подходящее средство, которое годится для труб, находящихся под давлением (металлических или полипропиленовых). Далее надо подготовить, смешать материал, причем с жидкими средствами следует работать быстрее.
Способы применения сварки:
- простое заклеивание дефекта кусочком массы, расплющенной и размятой пальцами;
- использование специальных стекловолоконных тканей, нитей для смачивания эпоксидкой с последующим заматыванием резиной, проволокой или без такового;
- наклеивание на крупный дефект с покрытием металлической заплаткой.
Если течь сильная, можно своими руками сделать состав еще более прочным. Нужно взять любую алюминиевую или бронзовую деталь, немного сточить ее над бумагой, получив металлический порошок. Его нужно добавить в эпоксидную массу, которой потом пропитать витки нитей или ткани.
Температурные показатели смеси
В зависимости от точного состава и конкретного от производителя, температурный диапазон применения сварки может сильно варьироваться. Большинство средств выдерживают замораживание, например, клей Mastix не утратит свойств даже при — 60 градусах. Подавляющее количество дешевых эпоксидок работает только до +150 градусов, потому для сварки радиаторов и труб отопления их использовать можно (работа теплосети обычно осуществляется при +95…+110 градусах).
Более качественные средства выдерживают до +260 градусов, но есть и высокотемпературные смеси – их применяют даже в экстремальных условиях (до +1300 градусов). Хотя нет смысла тратиться на приобретение таких средств, можно купить простой низкотемпературный состав.
Преимущества и недостатки
Технология позволяет устранить течь трубы с высокой надежностью. Данная процедура безопасна в выполнении, чего нельзя сказать об обычной сварке. Прочие преимущества таковы:
- удобство, легкость методики даже для новичков;
- отличное качество шва, которое зависит, преимущественно, от типа материала, а не от скорости работы;
- отсутствие необходимости в покупке специальных инструментов, оборудования, техники и дорогостоящих материалов;
- минимум энергозатрат;
- противопожарные, противовзрывные свойства эпоксидки;
- низкая стоимость ремонта;
- доступность холодной сварки – клеи продаются в любом магазине.
Минусы у технологии тоже есть. Сварка такого типа не рассчитана на слишком высокие нагрузки – давление, сильный нагрев. Поэтому при серьезном дефекте трубы или радиатора лучше применять горячую сварку или менять участок полностью. Важно соблюдать меры подготовки – в противном случае качество сварного шва снизится. Долговечность холодной сварки ниже, чем у стандартного сваривания – отремонтированные трубы не прослужат много лет, а потребуют нового ремонта. По сути, такой ремонт считается специалистами временной мерой.
Профилактический уход за чугунными радиаторами
Чтобы чугунные батареи не текли в холодное время, надо ухаживать за ними летом. Вне отопительного сезона обязательно осмотрите батареи. При обнаружении трещин, проржавевших участков, следов подтеканий и проблем с запорно-регулировочной арматурой пригласите специалиста, который заварит чугун и заменит краны. Нередко правильнее бывает заменить старые проржавевшие радиаторы новыми, более современными.
Батареи, послужившие 25-30 лет, нужно менять, даже если они не текут. Эти изделия отслужили свой срок, и в любой момент могут доставить неприятности. Желательно заменить и ржавые трубы. Тогда можно не бояться протечек в холодное время года.
Виды и производители
Обычно сварка холодным методом применяется, когда финансово нецелесообразно использовать горячий способ либо это затруднительно. Такие ситуации случаются при появлении минимального дефекта, повреждении габаритного изделия, риске серьезных внутренних напряжений в трубе.
Для ремонта можно применять следующие типы средств:
- универсальные – применяются для заклейки металла, пластика, камня, дерева, стекла, бетона и большинства иных материалов;
- автомобильные – если на материале указано, что он выдерживает высокие температуры, то использовать его в ремонте труб разрешается;
- для пластика – обычно термостойкость подобных средств достигает +260 градусов и выше, потому они тоже пригодны для работ.
Не годятся средства с пометкой «для дерева», «для сантехники». Они, как правило, не являются термостойкими, да и качество сцепления будет ниже. Лучше найти конкретную сварку для работы по металлу, пластику с четким указанием температурного режима. Есть даже суперводостойкие средства для работы под водой, их тоже можно использовать для холодной сварки.
Отечественные составы стоят дешевле импортных, но по качеству не уступают последним. Только не стоит брать самую дешевую сварку, она наверняка даст низкое качество сварного шва. Самыми востребованными средствами считаются такие:
- Hi-Gear. Универсальный клей, его часто покупают владельцы авто для заклеивания элементов, подвергающихся серьезным нагрузкам. Такой клей поможет устранить любую течь системы отопления.
- «Титан». Годится для любых материалов, не портится от воздействия воды и высоких температур.
Разновидности клеящих составов
Холодная сварка востребована для точечного ремонта труб. В продаже предлагается клей зарубежных и отечественных брендов. Он различается не только стоимостью, но и качеством. Хорошо зарекомендовали себя такие материалы:
- Abro и HI-Gear — импортные;
- Алмаз и Полимет — отечественные.
Главным элементом является эпоксидная смола, придающая ингредиентам однородного состава и пластичности. В качестве дополнительных компонентов применяются минеральные добавки: оксид железа, сера и другие, влияющие на качество адгезии. Их наименование и количество каждый производитель определяет самостоятельно. Для усиления прочности после застывания используется металлический компонент.
Для ремонта пригоден состав с пометкой «для труб», при этом ненужно спускать воду с отопительной системы. Холодная сварка схватывается в течение 15-30 минут. Не рекомендуется подвергать трубопровод нагрузке 1,5-2 часа после сваривания. Некоторым маркам клея необходимы сутки до полного затвердения. После заделки пробоин и трещин поверхность шлифуют с последующим грунтованием и окраской.
Инструкция для холодной сварки труб
Для начала нужно качественно подготовить основание. Для этого все участки, на которые будет наноситься смола, очищаются от ржавчины, грязи, старой краски. Обработать их можно наждачкой, чтобы сразу убрать все загрязнения. Слишком стараться не следует, иначе на поверхности останутся глубокие царапины. Зато мелкие потертости будут кстати – они усилят адгезию. Непосредственно перед свариванием детали надо обезжирить растворителем (обычно ацетоном) или помыть с моющим средством. Если есть возможность, нужно просушить стыки феном для волос – нагрев улучшит сцепление.
Клей готовят в зависимости от инструкции. Для изготовки жидкого клеящего состава в смолу добавляют строго отмеренное количество отвердителя. Время жизни состава также указано в инструкции, далее начинается его полимеризация. Обычно период равен 10-15 минут или чуть больше. Немного продлить это время можно путем охлаждения средства.
Пластилинообразные мастики готовят путем разминания руками, предварительно надев перчатки и намочив их водой. От стержня следует отрезать нужное количество материала, остальную массу убрать. Резать надо только строго поперек, иначе соотношение эпоксидки и отвердителя будет неверным. По мере готовности цвет массы станет равномерным, при этом она нагреется из-за выделения тепла.
Ремонт осуществляют таким образом:
- нанести клей на место будущего стыка, прямо в пробоину, чтобы обеспечить проникновение массы вглубь;
- второй вариант – намотать стеклонить, стеклоткань, покрыть жидким составом, уже начавшим немного густеть;
- разгладить средство снаружи маленьким шпателем или иным плоским приспособлением, немного смочив его в воде;
- в течение нескольких минут можно менять положение смеси;
- если пробоина слишком большая, на нее придется посадить металлическую заплатку (прямо на холодную сварку);
- зафиксировать участок на 15-60 минут в зависимости от указаний инструкции, применяя зажим;
- по возможности, нельзя подвергать соединение интенсивным нагрузкам в течение 1-24 часов, хотя для большинства сварок достаточно 1-1,5 часов.
Если ремонт проводится в помещении с низкой температурой, клей надо скатать в шарик и позволить массе внутри прогреться до +40…+50 градусов. Время выдерживания шарика не должно быть больше времени жизни смеси (обычно его не держат более 4 минут). Для эффективного прогревания шарика его надо делать массой не меньше 50 г. Нужно помнить, что для ремонта сложных соединений и узлов лучше сразу воспользоваться горячей сваркой или заменить детали, холодный стык может оказаться ненадежным.
Меры безопасности
После высыхания материал является безопасным для человека, но при работе с ним надо соблюдать осторожность. Все работы проводят в перчатках, не допуская прямого контакта эпоксидки с кожей. Нельзя пользоваться для резки смолы ножом для пищевых продуктов. При контактировании с массой кожу промывают водой с мылом.
Ремонт полимерных труб
Для полимерных труб нужны специализированные составы.
Независимо от химического состава обрабатываемого материала и характера используемой сварки, обязательно нужно соблюдать условия и рекомендации, прописанные в инструкции.
Холодная сварка для пластиковых труб отопления проходит по следующей схеме:
- обязательным этапом является подготовка поверхности ремонтируемого материала. Для этого поверхность торцов трубы обрабатывается наждачной бумагой, а затем обезжиривается. Шероховатости на трубе увеличат степень адгезии с клеящим составом. Жирные загрязнения могут вступить в химическую реакцию с компонентами холодной сварки и ухудшить их характеристики;
- определяют правильный допуск перпендикулярности торцов. В случае с трубами диаметром 20…40 мм он должен составлять не более 2 мм;
- отмеряют на концах труб половину длины муфты, чтобы определиться с площадью обрабатываемой поверхности;
- отметки циклюют, то есть снимают с труб тонкий слой материала (0,1…0,2 мм), заусеницы также удаляются;
- непосредственная подготовка клеящего состава заключается в смешивании компонентов до образования однородной массы. В случае с пластилинообразной сваркой руки перед смешиванием смачивают водой. Паста не будет прилипать к коже. Срок годности жидких составов длится не дольше 3 мин, поэтому действовать нужно быстро;
- подготовленную смесь наносят на поверхность ремонтируемого или соединяемого материала. Все кладут под пресс. Какая сила должна оказывать действие на шов, указывается в инструкции к холодной сварке.
Отремонтированный трубопровод или контур отопления можно использовать через 8 часов после сваривания.
Починка чугунного и других видов радиаторов
Работа с радиаторами аналогична заклеиванию дефектов на трубах. Поверхность очищают, обезжиривают. Можно для этой цели применять спирт, нанося его ватным тампоном. Далее берут шарик смолы примерно 2 см диаметром, разминают его, смешивая компоненты. Прижимают смолу к месту повреждения, разглаживают, удерживают ветошью или зажимом.
Обычно на полимеризацию хватает 30-40 минут, но использовать батарею лучше спустя сутки, не раньше. Естественно, подача воды перед ремонтом должна быть отключена. Если требуется удалить свищ, нужно взять стеклоткань и жидкое средство, обмотать участок и надежно проклеить его.
Холодная сварка – отличная временная мера до завершения отопительного сезона. Она поможет устранить течь трубы или радиатора быстро и без хлопот!
Течь в горячей трубе или в радиаторе – это неприятность, а течь, начавшаяся в контуре под давлением – еще бо́льшая проблема. Если течет труба отопления, то аварию нужно срочно устранять.
Способы заделки течи зависят от места ее проявления:
- Протекает бесшовная или сварная труба отопления;
- Появилась протечка на участке сопряжения трубы и батареи, трубы и фитинга, фитинга и фитинга;
- В межсекционном пространстве радиатора;
- На открытом и доступном для ремонта участке батареи.
Каждую из этих аварий можно устранить подручными средствами и разными способами, но только в одном случае – если течь в батарее отопления или в трубе небольшая, и вода или теплоноситель течет тонкой струей или капает. Более серьезная протечка устраняется и более радикальными методами, о чем мы и расскажем. Кто хоть раз починил протечку в своей отопительной системе, тот знает, от скольких неприятностей он избавил себя и семью.
И при большой, и при маленькой протечке необходимо сразу перекрыть запорный кран подачи рабочей жидкости в систему. Решается проблема применением следующих вариантов:
- Если протекает радиатор, то перекрыть нужно запорные краны на входе и выходе прибора. Если радиатор с байпасом, то вся система будет работать дальше без остановки, если байпаса нет, то лучше выключить котел во избежание непредвиденного перегрева системы отопления;
- Если запорной арматуры нет или она установлена, но не там, где нужно, то отопление нужно обязательно остановить, чтобы трубы не оставались под давлением, и заняться устранением течи.
Стальные трубы с горячей водой быстро ржавеют, даже если они окрашены и это вызывает истончение стенок труб. В самых тонких местах со временем может появиться течь и, если ее вовремя не устранить, то капли незаметно превратятся в ручеек.
Если на трубе появилось цветное пятно, краска начала вздуваться, видны следы от потеков ржавой воды или ржавчина на трубе, вода незаметно капает, не стоит ждать в надежде, что это прекратится само по себе. Лучше, если вы обнаружили подозрительное место летом, при отключенном отоплении – будет меньше проблем с отключением и поддержанием температуры в помещении во время ремонта.
Что и почему может сломаться в радиаторе
Чугун хорошо переносит щелочную среду теплоносителя, слабо поддается коррозии и отличается высокой механической прочностью. Отопительные приборы имеют простую конструкцию и очень долговечны, поэтому поломки из-за банального износа металла – редкое явление. Яркий пример потенциально возможного срока службы – работающие дореволюционные батареи, сохранившиеся в домах некоторых петербуржцев. Но есть у чугунных батарей и слабые места, именно в них кроется «корень зла».
Самые распространенные причины неполадок в работе батарей
- Большой вес, громоздкость
Батареи из чугуна велики и тяжелы, что становится проблемой при монтаже. Малейшие недочеты в установке могут приводят к неисправностям при эксплуатации. Если не позаботиться о достаточном количестве мощных кронштейнов, батареи может со временем перекосить, что тоже приведет к негативным последствиям.
- Недостаточная устойчивость к высокому давлению и гидроударам
У чугуна хорошие технико-эксплуатационные характеристики, но нагрузка, которую способны создать отечественные теплосети, может оказаться слишком большой. Из-за гидроударов возможны протечки в местах соединения секций.
- Грязь и мусор
Вместе с горячей водой по трубам циркулируют посторонние примеси, мелкие частицы грязи, ржавчины, что приводит к засорам во внутренних каналах. Батареи нужно своевременно промывать, иначе неисправности в их работе неизбежны.
- Износ межсекционных прокладок и резьбовых ниппелей
Стыки всегда «фактор риска». Ниппели и прокладки служат гораздо меньше, чем чугун. Их нужно периодически заменять. После этого можно надолго забыть о проблемах с отоплением.
Признаки поломки чугунного радиатора отопления
- Комната плохо прогревается
Если во время отопительного сезона температура в помещении ниже привычной, уточните, как обстоят дела у соседей. Если у них нет жалоб, пора заняться отоплением. Возможно, обычная промывка каналов решит проблему.
- На радиаторе появился налет
Обычно он образуется в местах стыков. Причина – низкое качество теплоносителя. Когда прокладки изнашиваются, они пропускают жидкость. После высыхания остается налет, похожий на накипь.
Самый очевидный признак неисправной работы – появление протечек. Ремонт предполагает герметизацию и наложение металлического хомута. Если течей в радиаторе несколько, лучше заменить прибор.
Как устранить течь в трубе с водой под давлением
- Если протекает труба при слабом давлении теплоносителя, то обычный железный хомут на трубу для устранения течи – верное и быстрое решение устранения течи в системе отопления. Заводской хомут представляет из себя круглую металлическую конструкцию с толщиной стенок 1-1,5 мм, прорезиненную изнутри и оснащенную болтом с гайкой для стягивания (или парой – зависит от ширины хомута);
- Народный совет, чем заделать течь, если нет стального хомута: замотайте место аварии резиной от велокамеры, аптечной бинт-резиной или любым подходящим отрезком резины, например, резиновой перчаткой. Закрепить такой самодельный хомут можно проволокой, или обмотать любым шнуром;
- При отсутствии заводского хомута и резины можно сделать самодельный хомут из жести, даже из крышки консервной банки;
- Даже кусок эластичного полимера (например, вулканическая резина), плотно обмотанный проволокой виток к витку, может на время спасти ситуацию.
Другие способы устранения аварии, если течет труба отопления, не подойдут — холодной сваркой можно заделывать только сухие поверхности, хотя потом затвердевший композит может работать даже в воде. Заделать отверстие или щель герметизирующими составами не выйдет по той же причине – ремонтируемая поверхность должна быть сухой, и желательно чистой. Поэтому герметик для труб отопления, эпоксидную смолу, дихлорэтан и другие быстротвердеющие композиты применяют только на отключенных сухих участках трассы отопления. Это касается и ремонта магистрали водоснабжения в водопроодной трубе ГВС или ХВС.
Реставрация чугунных батарей подручными средствами
От того, где подтекает чугунная батарея, зависит то, как сделать ее ремонт. Если маленький прорыв образовался в месте соединения секций, то исправить это можно с помощью обыкновенного хомута, который продается на рынке и в любом строительном магазине. Хомут имеет вид металлической конструкции с двумя прорезиненными изнутри пластинами, которые соединяются двумя болтами между собой. Тщательная фиксация происходит с помощью гаек, затянутых до необходимой плотности.
Резиновая прокладка является основным элементом для блокировки течи. Кстати, хомуты бывают любых размеров, поэтому не составит труда выбрать нужный.
Есть еще один метод, чтобы осуществить ремонт чугунных батарей на стыке секций, если под рукой нет такого хомута. Можно применить простой кусок резины, вырезанный из эластичного медицинского жгута или велосипедной камеры. Место протекания нужно обмотать в несколько слоев резиной. Закрепить ее можно проволокой, обмотав сверху.
Чем устранить течь в системе отопления дома
Если течь сильная, и простым хомутом ее не удается перекрыть, и отопительный контур с жидкостью придется отключить. Неважно, где обнаружена течь – на трубе отопления или водоснабжения — устранение протечки будет возможным только при отключении подачи воды. Отключенный контур дает простор для ремонта: можно заодно проверить всю трассу, и отремонтировать (заменить) все подозрительные участки.
Начнем с самых простых способов устранения протечки на трубе отопления:
Заклеить щель или дыру тканевой (стеклотканевой) заплатой, обильно смазанной эпоксидным клеем. Заплатки (их должно быть 2-3 штуки) нарезают в два раза шире, чем диаметр трубы, длина должна позволить обернуть трубу 5-7 раз. Вокруг нарушения металл зачищается наждачной бумагой, напильником или болгаркой, участок хорошо просушивается, и на него наносят эпоксидную смолу. Ткань можно пропитать клеем заранее, а можно обмазывать ее по мере наматывания на трубу – как будет удобнее на месте. Последний тканевый слой не пропитывается клеем, и конец ткани закрепляется шнуром или проволокой. Высыхает эпоксидка на трубе по-разному: при температуре 20 0 C-25 0 C достаточно нескольких часов, при температуре ниже 18 0 C не хватит и суток.
Если вы ремонтировали трубу центрального отопления, то система работает под бо́льшим давлением, чем индивидуальное отопление, и при первичной подаче воды в контур после ремонта может произойти ощутимый гидравлический удар, который может просто сорвать заплату. Поэтому вентиль подачи следует открывать медленно, отслеживая место с заплаткой визуально.
Увеличить прочность заплатки можно добавлением в эпоксидный клей бронзовой или алюминиевой пудры. Если не удалось пудру купить, ее можно сделать дома, сточив мелким напильником или надфилем поверхность какой-либо детали из цветного металла. При добавлении такой пудры можно делать не 5-7 витков ткани, а 2-3, а ремонтировать такой участок станет проще и быстрее.
Заводские материалы
Из готовых растворов, клеев и жидкостей можно использовать термоустойчивый водонепроницаемый герметик, чтобы заделать течь. Подобные клеевые составы производятся специально для ремонта систем отопления. При покупке проследите, чтобы на этикетке стояло слово «нейтральный» — это значит, что ваш клей не разъест цветной металл и прилегающие к нему материалы.
Также для ликвидации протечек хорошо подходит холодная сварка:
- Жидкое эпоксидное вещество, которым удобно пропитывать тканевые заплатки, которые накладывают на дырку водопроводной трубы. Некоторые составы могут работать и по влажной поверхности;
- Полутвердые пластичные составы. Выглядит такая холодная сварка, как небольшой кусок пластилина, состоящий из двух разнокомпонентных полосок. Разминаете пластилин в руках до появления пластичности вещества (ладони должны быть влажными – смочите их в воде), закрываете отверстие трубы небольшим куском, и размазываете по очищенной поверхности. Для затвердевания достаточно 10-15 минут, после чего заплатка становится такой твердой, что ее трудно взять даже напильником.
И жидкая, и твердая холодная сварка содержит токсины, поэтому работать с ней рекомендуется в резиновых перчатках.
Заделка соединений на трубах и между секциями радиатора
Если подтекают соединения на стыке труб или фитингов, то, в зависимости от разности диаметров, можно трубопровод заделать металлическим хомутом сразу или на место с меньшим диаметром сначала подмотать резину. Резиновая лента легко наматывается даже под напором, прекращая сильную протечку.
Для герметизации резьбового соединения в месте подмотки пакли или ФУМ-ленты хорошо помогает клей БФ-2. Предварительно паклю пропитывают спиртом, затем обмазывают клеем. Растворенный спиртом клей пропитывает подмотку, а после высыхания образует плотный водонепроницаемый слой.
Чем еще пропитывают подмотку и чем можно замотать трубу, чтобы она не текла: в большинстве случаев используют обычную масляную (не нитро) краску. Для этого оборачиваете паклю вокруг резьбы, краску наносите кисточкой, а после затягивания резьбы этот участок еще 2-3 раза прокрашиваете. Включать отопление или водопровод можно только через 2-3 суток.
Если заделать так своими руками течь не удается, нужно отключить отопление или водоснабжение, и переделать место резьбового соединения: старую подмотку полностью убрать, резьбу зачистить и обезжирить. Новую паклю или ФУМ-ленту нужно замотать с предварительной пропиткой герметиком или краской.
- При протечке металлопластикового фитинга течь водопроводной сети устраняют проще: остановить течь можно простым поджатием резьбы. В 90% случаев это помогает;
- Медный контур для прекращения течи нужно только паять;
- Трубы из пропилена на отопительном контуре ремонтируют заменой треснувшего участка на новый отрезок трубы – для этого необходим специальный сварочный аппарат для сварки ПП изделий – других способов заварить пропилен не существует.
Если вы не знаете, что делать при протечке между секциями батареи, то самый распространенный ремонт – это замена прокладки между элементами радиатора, или замена ниппеля. Для этого система отключается, производится замена вышедшей из строя детали на новую. Других вариантов нет, кроме временного ремонта – наложения заплатки по описанному выше методу. Это – довольно сложный процесс, так как у алюминиевых радиаторов расстояние от секции до секции очень маленькое.
Чтобы заделать течь на алюминиевой поверхности между секциями, нужно исхитриться как-то зачистить труднодоступные места. Для этого можно использовать трос – его нужно обмотать вокруг места протечки, и тянуть поочередно за концы, пока вся краска не сотрется. Чистая алюминиевая поверхность заклеивается эпоксидкой, замешанной на алюминиевой пудре, или при помощи холодной сварки.
Мало кто знает, но можно замазать трубу отопления обычной поваренной солью! Небольшое отверстие на водопроводной трассе или на трубе отопления сразу перестанет течь, если натереть его щепоткой соли. Если отверстие немаленькое, то соль используют вместе с обычным бинтом – перематывая место протечки, бинт присыпают солью.
Если алюминиевый радиатор потек, то ремонт – это временная мера на один сезон. Для прохождения следующей зимы радиатор нужно менять – он обязательно потечет в другом месте.
Как устранить течь на радиаторе
Не между секциями, не на резьбе, а просто на теле радиатора – такие случаи происходят в основном с чугунными или стальными приборами из-за каверн, которые попадаются в литье. Временный ремонт можно провести так:
- Самый простой и быстрый способ останавливать течь, если дырка маленькая – забить в нее деревянный чопик (пробку). Сравнять его с поверхностью изделия, замазать герметиком или холодной сваркой;
- Кроме древесины, хорошо сработает саморез или пресс-шайба. Метиз тоже нужно смазать герметиком перед вкручиванием в отверстие.
Протечка скрытых труб
Понятно, что это – самая большая неприятность, которую можно представить в только что отремонтированной квартире. Существует два варианта, чем замазать чтобы не текла труба в стене или под полом:
- Если это трасса отопления, то в расширительный резервуар добавляют 100 граммов сухой горчицы. Достаточно 2-3 часов, чтобы мелкие отверстия затянулись. На следующий день нужно горчичную воду из системы слить, и залить новый чистый теплоноситель. Это делают для того, чтобы не забились фильтры в контуре отопления;
- Горчица – это народный бытовой метод, но так же работают заводские герметики, которые нужно заливать в теплоноситель, чтобы труба не текла. Принцип тот же – на следующий день жидкость сливают и меняют на чистую.
Чем заклеить радиатор отопления
Чем заклеить радиатор отопления
Чудесным образом, проблема с алюминиевым радиатором отопления, возникла когда по всей России даванули морозы. Мало того, радиатор потек глубокой ночью. Несколько раз просыпался ночью от того, что радиатор отопления шумит. Еще подумал, что это не спроста и очень похоже на разгерметизацию. Увы, я не ошибся — по утру под батареей на ламинате, была приличная лужа. Первоначально подумал, что проблемы связаны с краном, но потом обнаружил на боковой поверхности радиатора вздутую краску из под которой сочилась вода.
Определить место протечки удалось по вздутой краске
Удалив вздувшуюся краску при помощи плоской отвертки, увидел причину утечки — два небольших отверстия.
Два отверстия в левой секции радиатора
Скорее всего, микроскопической отверстие появилось давно, так как еще год назад, именно от этой батареи исходил шум, похожий на пощелкивание. Я все грешил на поврежденный кран Маевского, но даже после замены крана шум не прекратился.
Классическая высокотемпературная сварка
Как сварить отопление из железной трубы в соответствии со строительными нормами, указано в ГОСТе. Имеет значение и диаметр труб, и протяженность системы. СНИП укажет, как правильно сварить трубы для отопления в каждом конкретном случае: частное домовладение, многоэтажный дом или водопроводная линия промышленного назначения.
При использовании газового сварочного аппарата для создания качественных швов потребуется немалый практический опыт. Электросваркой также можно создавать безупречного качества сварные соединения, но в этом случае потребуется не только опыт, но и качественные электроды, верно выбранный уровень тока и «чувство дуги». Качественная электросварка трубы отопления доступна лишь настоящим профессионалам.
Металлические трубы — наиболее распространенный материал для систем отопления
Прочность труб из металла более чем достаточна для системы подачи воды и для контура отопления. Именно участки соединений, которые приходится реализовывать для того, чтобы не отклоняться от проектной документации, являются «слабым звеном» системы. О том, как варить трубу отопления электросваркой, подробно указано в устаревших учебных материалах и статьях. В современном строительстве чаще применяется метод холодной сварки для труб отопления.
Важно знать! Резьбовые соединения труб из металла используют в тех случаях, когда требуется создать разъемное соединение. Герметичность соединения в этом случае гарантирует уплотнитель, чаще всего пакля.
Как правильно варить трубу отопления знает каждый квалифицированный инженер-монтажник. Существует ряд правил, которых необходимо придерживаться:
- Сварной шов не должен состоять из окалины. Так происходит, если варить трубу электросваркой, используя некачественные электроды.
- Чтобы варить металл электрическим сварочным аппаратом необходимо использовать метод многослойного расплава металла. Первичная окалина шва удаляется перед следующим слоем сварки.
- Важно правильно выбрать уровень тока – слабый ток не гарантирует прочность сварочного шва. Слишком высокий ток при сварочных работах также неприемлем.
- Если используется метод «сварка встык», в качестве армирующего материала используется металл электрода или расплавленная проволока.
- Варить электросваркой металлические трубопроводы и другие элементы отопительных и водопроводных систем запрещается вблизи легковоспламеняющихся предметов.
Газовая сварка – универсальный метод для создания прочного соединения металлов, соединять можно металлические детали разного размера в любых комбинациях.
Для традиционной сварки нужно иметь специальное оборудование и опыт проведения сварочных работ
Высокая температура струи сгорающего газа позволяет расплавить металл в области локального прогрева, и варить металл на молекулярном уровне. Требует дорогостоящего оборудования и высококвалифицированных сварщиков.