Каким бы качественным и красивым ни было покрытие батарей отопления в вашем доме, рано или поздно оно потеряет свой блеск, обзаведется пятнами, царапинами и прочими дефектами. Избавиться от перечисленных негативных последствий можно лишь одним способом – покрасить радиаторы заново. Но тут ожидаемо возникает вопрос: какую же краску без запаха выбрать? Для поиска правильного ответа нужен комплексный подход. Так что для начала предлагаем разобраться в требованиях, которым должны отвечать красящие вещества для отопительных приборов, затем – узнать, какие же типы этих веществ можно использовать для обновления батарей, а напоследок – прочитать отзывы о них.
Какой должна быть краска для батарей?
Основные требования к краске для радиаторов:
- Нетоксичность – красящий состав не должен выделять едкого запаха и вредных веществ при нагревании.
- Антикоррозийные свойства – материалы должны быть стойкими к появлению ржавчины.
- Высокая прочность – новое покрытие не должно отслаиваться и отшелушиваться от поверхности батарей.
- Устойчивость к повышенной температуре – краска не должна деформироваться при нагревании.
- Долговечность – продукт должен как можно дольше сохранять свой цвет и текстуру.
Исходя из этих требований, для покраски радиаторов не подходят масляные, обычные алюминиевые и пентафталевые краски – они издают неприятный запах и деформируются под воздействием высокой температуры.
Выбирайте составы, которые при нагревании не выделяют вредных веществ
А вот наиболее оптимальными для батарей являются следующие краски:
- акриловые;
- силиконоалюминиевые;
- алкидные;
- водно-дисперсионные.
Важно! При покупке любой из этих красок нужно учитывать ее назначение: на упаковке состава должно быть указано, что он может использоваться именно для покрытия горячих металлических поверхностей.
Материалы и инструменты
Для работы потребуются:
- наждачная бумага Р180 (по новому ГОСТу) для удаления старой краски и Р400 для шлифовки перед окрашиванием;
- нож или узкий шпатель;
- металлическая щетка;
- растворитель для снятия старой краски;
- грунтовка для металла;
- краска готовая к употреблению. Можно купить в аэрозольных баллончиках, что упрощает процесс окрашивания. Правда, это намного дороже;
- небольшой валик (нужен для батарей с плоской поверхностью ребер);
- малярные кисти разных форм и размеров (флейц шириной 20 и 50 мм) и радиаторная, шириной 20 мм (отличается от обычной длинной изогнутой ручкой);
- кювета для краски;
- тряпка;
- полиэтиленовая пленка для защиты пола и стен от брызг краски.
Акриловые краски
Акриловые краски широко используются для обработки радиаторов, так как они не имеют никакого запаха и эффективно противостоят воздействию высоких температур: не трескаются и не желтеют при нагревании. Одно из главных преимуществ таких составов – широкий ассортимент оттенков и большие возможности для декоративного оформления батарей: после высыхания краски образуется ровное покрытие с очень насыщенным цветом.
Материалы акриловой группы характеризуются высокой влагостойкостью, поэтому не тускнеют при регулярной влажной чистке.
Практически единственный минус акриловых красок – сравнительно высокая стоимость.
Совет. Акриловые краски – оптимальный вариант для биметаллических и алюминиевых радиаторов: поверхность этих приборов защищена специальным порошковым слоем, который усложняет процесс покраски, а акриловые составы как раз легко ложатся даже на такое специфическое покрытие.
Окрашивание алюминиевых радиаторов
Алюминиевые батареи сами по себе имеют аккуратно выглядящее и ровное покрытие и в дополнительной окраске не нуждаются. Если конвекционные пластины радиатора расположены очень часто, то их окраска существенно уменьшит теплоотдачу прибора.
Если их внешний вид режет глаз, то лучше закрыть их экраном или заставить мебелью. Если эти варианты по какой-то причине не подходят, то радиаторы, конечно, можно и окрасить. Но подходящие для чугунных батарей краски на алюминиевую поверхность хорошо не лягут. Такие радиаторы следует красить только из баллончика. Причем делать это следует в отопительный сезон, потому что на холодных батареях при комнатной температуре краска будет сохнуть очень долго.
Важно! Следует учесть, что большинство производителей алюминиевых радиаторов считают их самовольное окрашивание достаточным поводом для прекращения гарантийного обслуживания.
Алкидные краски
Существует три типа алкидных красок для батарей отопления:
- органические;
- кремнево-органические;
- водные.
Нанесение краски на батареи
Все эти составы влагостойкие и отличаются доступной ценой. Базовый тон краски – белый, но в нее могут добавляться любые колерующие пигменты, поэтому цветовая палитра продуктов довольно широка. Как утверждают производители, алкидные составы не деформируются при температуре до 150 градусов. Исключение составляют только светлые краски – они могут начать терять свой первоначальный цвет уже при температуре выше 100 градусов.
Что же касается запаха, то он имеет место только при непосредственном окрашивании. Запах оперативно выветривается, так что после высыхания радиаторов от него не остается ни следа.
Совет. Если вам приглянулась белая алкидная краска, проследите, чтобы в ее составе был не меловый, а титановый пигмент: первый продукт хоть и стоит гораздо дешевле, но со временем может заметно пожелтеть.
Процесс окрашивания
Окрашивать батареи лучше вне отопительного сезона, тогда краска высохнет равномерно, не возникнет подтеков, трещин, вздутий и т.д. Если же это невозможно, то следует наносить как можно более тонкий слой. Идеально, если батарея еще не установлена, или есть возможность ее снять, чтобы прокрасить везде.
Важно! Все краски на водной основе необходимо наносить на грунтовку. При нанесении непосредственно на металл батареи, придется столкнуться со скорым проступанием ржавчины через краску.
Для сохранения чистоты пола под батарею следует постелить ненужную ткань или газеты. Если краситель будет наноситься из баллончика, придется также чем-то закрыть прилегающую поверхность стен.
Окраска батареи кистью
Для работы лучше выбирать кисти с мягкой щетиной, от них будет разлетаться меньше брызг. Добраться до самых труднодоступных мест поможет обычная старая зубная щетка. Чтобы не испачкаться об уже окрашенную поверхность лучше вначале прокрасить внутренние части радиатора. Краску следует наносить в направлении от верхней части радиатора вниз.
Не стоит пытаться сразу равномерно покрасить батарею за один слой, это все равно вряд ли получится. Лучше будут два аккуратных тонких слоя, потому что один толстый будет гораздо дольше сохнуть, может потечь. Время, за которое слой красителя полностью высохнет, обычно указано на упаковке. Наносить второй слой раньше времени не стоит, покрытие получится неровным, неаккуратным.
Окраску можно производить не только вручную, но и при помощи краскопульта или из баллончика.
Краска для батарей в баллончике
Водно-дисперсионные краски
Еще один популярный вариант покрытия для батарей отопления, главное достоинство которого – безусловная экологическая безопасность. Это преимущество обеспечивается составом красок: их главный природный компонент – вода, в которой, в свою очередь, растворены специальные дисперсные частицы, также не представляющие никакой опасности для организма человека. Такие материалы не имеют запаха, очень быстро сохнут и длительное время сохраняют свой эстетичный вид. В базовом варианте составы имеют белый цвет, но при помощи специальных пигментов им легко придаются любые другие оттенки.
Краски характеризуются водоотталкивающим эффектом, благодаря которому батареи можно часто мыть, не боясь деформировать покрытие.
Пожалуй, единственный минус водно-дисперсионных красок – их сравнительно невысокая стойкость к повышенным температурам, из-за которой они отличаются меньшей долговечностью, нежели другие рассматриваемые материалы.
Силиконоалюминиевые краски
Если вы хотите покрасить батареи отопления максимально основательно и надолго, без сомнений выбирайте силиконоалюминиевую краску. В ее основе – силиконовая смола, которая в сочетании с алюминием дает материал, способный выдержать очень высокую температуру – до 500 градусов. После высыхания краски образуется плотное, но очень пластичное покрытие, которое без последствий выдерживает все температурные сжатия и расширения металла. Окрашенная поверхность получается настолько прочной, что ей не страшны никакие трещины.
Выбирайте краску под свой тип радиаторов отопления
Краска не требует предварительной грунтовки приборов отопления, так как сама по себе отличается довольно высокой адгезией к различным рабочим поверхностям.
При этом у силиконоалюминиевых красок есть два недостатка. Первый – в процессе нанесения материал выделяет неприятный запах. Но тут справедливости ради отметим, что после высыхания батарей он пропадает. Второй минус – высокая цена.
Как видим, для обновления батарей рекомендуется использовать четыре типа красок: акриловые, алкидные, водно-дисперсионные и силиконоалюминиевые – все они не имеют едкого запаха, не отшелушиваются под воздействием высоких температур и быстро высыхают. Вместе с тем, и все они отличаются своими эксплуатационными особенностями – обязательно учитывайте их, чтобы не ошибиться с окончательным выбором.
Глянцевые или матовые
При выборе краски для радиаторов отопления необходимо выбрать, какого типа поверхность вы хотите получить — матовую или глянцевую. Выбирать надо с учетом типа поверхности. Дело в том, что глянцевая краска подчеркивает неровности поверхности. Красят чаще всего чугунные батареи, а их поверхность далека от идеала. Покрыв ее глянцевым составом, вы только подчеркнете ее несовершенность.
Матовые составы в этом плане лучше — они визуально скрывают многие неровности. Так что это неплохой вариант. Но есть и тут недостаток: матовая белая краска быстро приобретает сероватый оттенок. Происходит это за счет того, что пыль и грязь забиваются в поры, а они у матовой краски широкие. Эта грязь оттуда не вымывается. Выход — свежий слой краски или окраска в цвет, отличный от белого. Разумный выбор — подобрать краску под цвет стен. Сточки зрения дизайна это более верное решение, чем белые радиаторы.
Если на чугунном радиаторе есть узор, глянец его подчеркнет и выделит
Есть еще один выход — заделать неровности радиатора. Делают это при помощи шпаклевки по металлу, можно использовать автомобильную. Сначала удаляется старая краска, ржавчина и другие загрязнения, потом поверхность обезжиривается и затем все неровности заделываются замазкой. После ее высыхания наждачной бумагой со средним, потом с мелким зерном, поверхность шлифуют до гладкого состояния. Потом ее обеспыливают, грунтуют и красят. Вот в этом случае можно смело использовать глянцевые эмали для радиаторов отопления. Если выровнена поверхность тщательно, результат вас обрадует.