Нередко бывает так, что вместо антифриза для алюминиевых радиаторов автомобилей, владельцы заливают обычную воду. В итоге, такие действия приносят серьезный вред транспорту, уменьшают срок эксплуатации техники и совершенно не защищают коррозии. Когда я интересовался у автомобилистов, почему они не покупают антифриз, то узнал, что они просто опасаются нанести движку из алюминия вред.
На самом деле, достаточно знать, как выбрать антифриз, чтобы не навредить машине. Выбор должен основываться на том, какой продукт лежит в основе хладогена. Сегодня очень много различных охладителей, поэтому давайте разбираться в том, какие составы подойдут наилучшим образом.
Разновидности теплоносителя
Вода является наиболее популярным и доступным теплоносителем для водяных отопительных контуров. Однако вследствие ее применения в качестве теплоносителя для алюминиевых радиаторов отопления металл начинает ржаветь, а внутри труб появляется накипи и отложения. Поэтому такие системы нуждаются в периодической промывке и чистке. Также при зимних отключениях появляется реальная опасность размерзания: в таких случаях нужно обязательно сливать воду. Если это не сделать, замерзание жидкости обязательно приведет к разрыву труб и батарей.
Все это указывает на то, что кроме грамотного расчета мощности батарей для помещения важно применить именно тот теплоноситель, которому не страшно замерзание и химическое взаимодействие с металлическими стенками. Важно иметь в виду, что подобные специальные растворы при протеканиях контура не оказывают негативного воздействия на здоровье человека
Речь идет об антифризе: этому теплоносителю не страшны низкие температуры, чему способствуют растворенные в жидкости добавки и присадки, выполняющие роль ингибиторов коррозии и минеральных отложений.
Исторический экскурс
Для начала, кратко расскажу об истории двигателестроения. Первые моторы были спроектированы и воплощены в реальность порядка двухсот лет назад. Раньше антифризов не было, а воду использовать в качестве охладителя еще не сообразили. В итоге, мотор охлаждался естественным путем – при помощи воздуха.
Буквально через несколько лет появился мотор с водяным охлаждением, которые в последствие стали активно внедрять. Первые антифризы были разработаны лишь в 19 веке, и выпускались в виде слоевые, спиртовых или глицериновых (с добавлением сахара и меда) составов. Лишь к началу 20 века в продажу поступили вещества, защищающие ДВС от негативного воздействия коррозии.
Виды теплоносителей
Наиболее распространенным теплоносителем в централизованных и автономных системах отопления является вода. Ее популярность объясняется общедоступностью, низкой стоимостью, экологической безопасностью, а также хорошими тепловыми характеристиками. Однако имеется и ряд существенных недостатков.
Наличие растворенных солей в воде приводит к образованию накипи на внутренних стенках радиаторов. В результате существенно снижается теплоотдача, уменьшается проходной диаметр радиаторов, что ухудшает циркуляцию теплоносителя.
Еще одним недостатком является достаточно высокая температура замерзания воды (0 °C). Замерзание воды приводит к разрушению радиаторов. Поэтому если в работе системы возможны перерывы, рекомендуется использовать незамерзающий теплоноситель для радиаторов отопления — антифриз.
Температура замерзания антифриза может достигать -65 °C. Этого достаточно для эксплуатации системы отопления практически в любых условиях. Кроме того, даже при замерзании он переходит в гелеобразное состояние, что не приводит к разрушительным последствиям для радиаторов.
Рабочая температура антифриза составляет порядка +75 °C, что также вполне соответствует параметрам большинства систем отопления. Использование антифриза благоприятно влияет на срок службы прокладок, уплотнителей и других неметаллических элементов системы.
Сегодня в системах отопления чаще всего применяются антифризы на основе этиленгликоля и пропиленгликоля. Этиленгликоль обладает оптимальными теплофизическими характеристиками, но является сильным токсином. Поэтому наиболее широкое применение получили антифризы на основе пропиленгликоля, который является безвредным веществом.
При использовании антифриза очень важно контролировать показатель его кислотности. Для большинства радиаторов рекомендован уровень pH 7-8
В случае его превышения металл радиатора может достаточно быстро подвергаться коррозии.
У меня антифриз Fill for Life, значит менять его не нужно!
Fill for Life — означает на весь срок службы… того агрегата, который использует данный расходник. Маленькая хитрость. Современные двигатели, радиаторы, помпы и турбины редко «ходят» более 150–200 тыс. км. А это как раз тот срок, который качественный карбоксилатный или лобридный антифриз должен прожить.
Когда же речь идет о «кустарных» антифризах (не говоря уже о метанольных смесях), написанные на этикетке 250 000 км и даже больше, — это всего лишь плод фантазии маркетологов. Ведь чтобы подтвердить заявленный пробег, антифриз должен пройти ряд сложнейших тестов от автоконцернов, тесты по международным стандартам (например, ASTM 6210).
В общем если у вас оригинальный антифриз или его ребренд, тогда да — до ремонта любого из элементов системы охлаждения антифриз будет работать так, как должен. Но это правило не действует, как только речь заходит, например, о «российских» разработках, не имеющих официально подтвержденных от автоконцернов результатов испытаний.
Некоторые особенности теплоносителя
Важно помнить, что не рекомендуется использовать антифриз в радиаторах, где присутствует цинк. В алюминиевых отопительных контурах, в которых присутствует медь или латунь, не рекомендуется использовать антифриз
Его реакция с данными металлами может вызвать электролитическую реакцию
В алюминиевых отопительных контурах, в которых присутствует медь или латунь, не рекомендуется использовать антифриз. Его реакция с данными металлами может вызвать электролитическую реакцию.
В качестве прокладок между секциями радиатора при использовании антифриза стоит использовать не резиновые, а полимерные уплотнители.
А также антифриз необходимо использовать в контурах, имеющих более одной секции, ведь данный теплоноситель имеет невысокую теплоёмкость, а поэтому ему нужно больше пространства.
Выбирая теплоноситель, следует определиться с необходимым объемом раствора, мощностью котла и циркулярного насоса, а также необходимо тщательно проверить общее состояние отопительной системы перед её наполнением.
Использование антифриза в алюминиевых отопительных радиаторах имеет ряд положительных сторон по сравнению с другими видами наполнителей. Благодаря использованию антифриза отопительный контур прослужит длительное время и будет стабильно давать необходимый уровень тепла.
О том, что лучше заливать в систему отопления — воду или антифриз, вы можете узнать из видео ниже.
Как выбрать подходящий охладитель для алюминиевого мотора?
Важно правильно выбрать подходящий для автомобиля продукт. Заливка вредного охладителя может привести к нарушению работы мотора и даже к его деформации. Есть ряд советов, которые позволят купить подходящий по всем характеристикам продукт:
- Многие хладогены имеют разный оттенок. Нередко, цветовое решение соответствует классу жидкости. Для G 11 свойственен зеленый и синий цвета, для G 12, 12+ и 12++производители выбирают красный, оранжевый, иногда зеленый оттенок. G 13 – преимущественно красного, иногда фиолетового, сиреневого оттенков.
- Важно изучить состав продукта. Для алюминиевых моторов стоит выбирать минимально токсичный продукт.
- Необходимо принимать во внимание, что добавлено в антифриз в качестве присадок.
Обязательно нужно удостовериться, что вещества, продаваемые в магазине, являются оригинальные. Для этого, нужно тщательно осмотреть канистру и попросить у продавца сертификат качества.
Виды и свойства теплонесущих жидкостей
Рабочее тело любой водяной системы — теплоноситель — это жидкость, отбирающая определенное количество энергии котла и переносящая ее по трубам к отопительным приборам – батареям либо контурам теплых полов. Вывод: эффективность работы отопления зависит от физических свойств жидкого посредника – теплоемкости, плотности, текучести и так далее.
В 95% частных домов используется обычная или подготовленная вода теплоемкостью 4.18 кДж/кг•°С (в других единицах — 1.16 Вт/кг•°С, 1 ккал/кг•°С), замерзающая при температуре около нуля градусов. Достоинства традиционного теплоносителя для отопления – доступность и низкая цена, главный недостаток – увеличение в объеме при замерзании.
Кристаллизация воды сопровождается расширением, от давления льда одинаково разрушаются чугунные радиаторы и металлопластиковые трубопроводы
Образующийся на морозе лед буквально раскалывает трубы, теплообменники котлов и радиаторы. Чтобы предотвратить разрушение дорогостоящего оборудования вследствие размораживания, в систему заливают 3 вида антифризов, изготавливаемых на основе многоатомных спиртов:
- Глицериновый раствор – самая старая разновидность незамерзающего теплоносителя. Чистый глицерин – прозрачная жидкость повышенной вязкости, плотность вещества – 1261 кг/м³.
- Водный раствор этиленгликоля – двухатомного спирта плотностью 1113 кг/м³. Исходная жидкость бесцветна, по вязкости уступает глицерину. Вещество токсично, смертельная доза растворенного гликоля при приеме внутрь – около 100 мл.
- То же, на основе пропиленгликоля – прозрачной жидкости плотностью 1036 кг/м³.
- Составы на основе природного минерала — бишофита. Характеристики и особенности этого химиката мы разберем отдельно (ниже по тексту).
«Незамерзайки» продаются в двух видах: готовые растворы, рассчитанные на определенную минусовую температуру (как правило, —30 °С), либо концентраты, которые пользователь разбавляет водой собственноручно. Перечислим свойства гликолевых антифризов, влияющие на эксплуатацию отопительных сетей:
- Низкая температура кристаллизации. В зависимости от концентрации многоатомного спирта в водном растворе жидкость начинает замерзать при температуре минус 10…40 градусов. Концентрат кристаллизуется при 65 °С ниже нуля.
- Высокая кинематическая вязкость. Пример: у воды данный параметр составляет 0,01012 см²/с, пропиленгликоля — 0,054 см²/с, разница – в 5 раз.
- Повышенная текучесть и проникающая способность.
- Теплоемкость незамерзающих растворов лежит в пределах 0.8…0.9 ккал/кг °С (зависит от концентрации). В среднем указанный параметр на 15% ниже, чем у воды.
- Агрессивность к некоторым металлам, например, цинку.
- От нагрева вещество вспенивается, при кипении быстро разлагается.
Пропиленгликолевые антифризы обычно окрашивают в зеленый цвет, а к маркировке добавляют приставку «ЭКО»
Чтобы антифризы соответствовали эксплуатационным требованиям, производители добавляют к гликолевым растворам пакеты присадок — ингибиторы коррозии и другие элементы, поддерживающие стабильность «незамерзайки» и снижающие пенообразование.
Биметаллические радиаторы отопления
Биметаллические радиаторы отопления как понятно из названия состоят из двух металлов и сочетают их лучшие свойства.
Как правило, имеют стальную середину, которая позволяет выдерживать высокое давление, а так же алюминиевую оболочку, обладающую высокой теплоотдачей.
Можно устанавливать в систему с центральным отоплением.
Такие биметаллические батарей имеют современный дизайн, быстро нагреваются и охлаждаются, обладают высоким КПД.
По внешнему виду мало чем отличаются от алюминиевых радиаторов.
Плюсы биметаллических радиаторов:
- высокая теплоотдача;
- выдерживает высокое давление;
- современный дизайн;
- большая надежность;
Расчет радиаторов отопления
Для того чтобы правильно рассчитать количество необходимых секций, необходимо знать некоторые справочные данные. Эти данные показывают, какое количества тепла нужно потратить, чтобы в помещении было тепло. Все значения приводятся для площади 10 м 2 .
- Для панельного дома необходимо 1,7 кВт;
- Для кирпичного дома 1 кВт;
- Для угловых комнат эти данные умножаем на коэффициент 1,2.
Теперь можно с легкостью рассчитать необходимое количество секции радиатора отопления.
Пример: Комната 15 м 2 , угловая, кирпичный дом. Делим площадь 15 м 2 на расчетную площадь 10 м 2 и умножаем на 1 кВт.
15м 2 /10м 2 *1кВт=1,5 кВт.
Т.к. у нас угловая комната то это значение необходимо умножить на коэффициент 1,2. Получаем что для обогрева такого помещения необходимо 1,8 кВт тепла. После чего необходимо подобрать необходимый радиатор отопления. Эти данные должны содержатся в паспорте для батарей. Приведем лишь некоторые примерные мощности для различных радиаторов.
- чугунный — 160 Вт одна секция;
- алюминиевый — 190 Вт одна секция;
- стальной — 450-5700 Вт для всей панели;
- биметаллический — 200 Вт одна секция.
Получается, что если вы остановились на биметаллических радиаторах отопления то вам понадобится 1,8 кВт/0,2 кВт=9 секций. Возьмите еще запас в одну секцию т.к. уменьшить температуру в помещение легче, чем устанавливать дополнительную секцию.
Что залить в систему отопления
Такой вопрос возникает только у частных застройщиков, потому что только у них есть выбор. Что лучше заливать воду или антифриз, зависит от котельного и насосного оборудования, теплообменников, труб отопления и т.д.
Вода является самой дешевой и доступной жидкостью. Она используется для обогрева и в частном и многоэтажном строительстве, но она имеет ряд недостатков.
Она должна эксплуатироваться при положительных температурах. При заморозке может произойти пробой труб, котла и т.к., что приведет к выходу из строя всего отопления. Поэтому если вы отключаете обогрев дома, то придется слить всю воду из системы.
Вода, которая используется для отопления, как правило, не дистиллированная и имеет множество различных примесей. При нагревании происходит различные химические реакции, что приводит к появлению солей на внутренней поверхности труб и отопительных радиаторов. В следствии чего теряется эффективности и снижается КПД.
В отоплении где используется вода можно установить любой тип радиаторов: чугунные, алюминиевые, стальные, биметаллические.
Основным свойством антифриза является замерзание при более низких температурах по сравнению с водой. Срок службы около 10 отопительных сезонов, после чего его лучше заменить.
При таком отоплении нельзя использовать элементы содержащие цинк, т.к. он будет распадаться и оседать на внутренних стенках труб, котлов, батарей и т.д.
Еще раз напомним, что если вы используете антифриз, лучше не устанавливать алюминиевые радиаторы отопления, а вместо них приобрести стальные или биметаллические радиаторы отопления, можно конечно использовать и чугунные, но они все больше уходят в прошлое.
Довольно часто многие владельцы автономных алюминиевых радиаторов используют для их наполнения обычную воду. Это негативно сказывается на работе отопительного контура, снижает срок его эксплуатации, способствует возникновению коррозии, в конце концов, выводит систему из строя. На сегодняшний день можно использовать множество других жидкостей, предназначенных специально для использования их в радиаторах. Самым распространенным из них является антифриз.
Плюсы радиаторов с антифризом
Если вы выполните все вышеизложенные требования, то:
- Радиатор с антифризом прослужит 10 лет и более.
- Он экологически незапятнанный и безобидный для здоровья человека.
- Огромный выбор дюралевых радиаторов, пригодных к заливке антифризом.
- Качественный антифриз от производителя (известный марок и брендов), в большом ассортименте.
- Незаменим в школах, больницах и жилых помещениях при внезапном выключении электроэнергии либо газообеспечения.
Биметаллические радиаторы отопления Плоские радиаторы отопления Радиаторы отопления либо теплый пол Радиаторы отопления с нижним подключением
Как заливать теплоноситель в алюминиевый радиатор?
Обычно многие системы отопления делаются специально с учётом дальнейшего использования в них антифриза. Планируется мощность котлов и материалы, используемые в самой системе. Но так бывает не всегда. Часто возникает ситуация, когда нужно залить специальный теплоноситель в радиатор, в котором раньше использовалась вода. В данном случае следует провести некоторые перерасчеты, относящиеся к мощности котла.
И также настоятельно рекомендуется тщательная чистка труб либо их полная замена.
Плюсы и минусы
Выбирая антифриз для заливки в радиатор, следует подобрать специальный состав, предназначенный для этих целей. Антифриз подразумевает под собой особую жидкость, которая не замерзает при низких температурах. В специальных растворах для отопительных контуров имеются особые примеси и добавки, которые не причиняют вреда радиатору и поддерживают его стабильную работу.
Среди отрицательных сторон антифриза можно отметить несколько факторов.
Тепловая ёмкость антифриза невысока. Такие жидкости уступают воде в данном показателе на 115%. Для использования данного теплоносителя в радиаторе необходим специальный насос для запуска всей системы, так как жидкости для отопительных контуров имеют высокую вязкость. Поэтому их необходимо разгонять насосом, чтобы система начала работать. Антифриз имеет высокую текучесть
По этой причине следует особое внимание уделить сварочным швам и соединениям на радиаторе. Некоторые составы крайне ядовиты и вредны для здоровья человека.
Но несмотря на вышеперечисленные недостатки данного вида теплоносителя, он прекрасно подходит для использования его в алюминиевых контурах при автономной системе обогрева.
Наиболее популярные бренды хладогенов
Сегодня есть несколько брендов, которые заслуживает внимания со стороны водителей. Неплохую автохимию и для алюминиевых моторов производят такие фирмы:
- «Тосол-Синтез». Российская компания, выпускающая антифризы популярной линейки Felix. Существует четыре типа составов, которые имеют различные свойства.
- Liqui Moly. Немецкий производитель. Составы от этой компании весьма качественные и сегодня входят в число лидеров по продажам.
- Motul. Французская компания, уделяющая особое внимание биологической защищенности материалов и полной безопасности пользователей.
- «Обнинскоргсинтез». Российский бренд, занимающийся разработкой и выпуском антифризов Sintec.
В России пользуются популярностью разные антифризы. Помимо указанных, можно выделить еще Long Life и Nord.
Преимущества антифриза на базе этиленгликоля
Чем вообщем различаются антифризы? Они не леденеют при довольно низких температурах. Незапятнанный этиленгликоль представляет собой вязкую, маслянистую бесцветную жидкость с маленьким запахом. Её температура кипения составляет +197, а замерзания -13 градусов по Цельсию.
Но в закрытой на зимний период даче температура в помещении может быть куда ниже.
Для того, чтоб концентрат этиленгликоля не промерз и не вывел теплоснабжающую систему из строя, его разводят водой и получают раствор, температура замерзания которого может составлять и -70 градусов по Цельсию.
Для производства охлаждающих жидкостей юзают не лишь этиленгликоль, но и пропиленгликоль, но крайний ингредиент имеет наиболее высшую вязкость, следовательно – огромную плотность.
И по законам физики будет иметь наиболее высшую температуру замерзания. Потому нередко спецы советуют состав антифриза G11 G12 на базе этиленгликоля.
Всё про охлаждающую жидкость (Антифриз)
Наряду с моторным маслом и топливом, антифриз является одной из важнейших автожидкостей, обеспечивающих работу двигателя. Хороший антифриз поддерживает температуру мотора, при которой все процессы протекают в оптимальном режиме.
По сути, антифриз – это один из компонентов охлаждающей жидкости (ОЖ), которую заливают в систему охлаждения.
Зачем нужна охлаждающая жидкость?
Первая функция понятна без объяснений: охлаждать работающий двигатель до приемлемой температуры, при которой и моторное масло, и металл работают в режиме наименьшего износа.
Вторая задача системы охлаждения – помощь в прогреве двигателя с момента старта. Работа «на холодную» мотору на пользу не идет, и циркулирующая в его рубашке охлаждающая жидкость помогает быстро и равномерно прогреть все части двигателя до нужной температуры (примерно 80-90оС). Автоматической регулировке помогает термостат: пока температура в системе охлаждения не поднимется до нужного уровня, антифриз охлаждаться не будет.
В зимний сезон избыточным теплом от двигателя отапливается салон автомобиля: антифриз направляется в радиатор печки и отдает тепло для обогрева пассажиров.
Требования к антифризу
Помимо своих «прямых обязанностей» антифриз выполняет еще несколько функций: защищает металлические детали системы охлаждения от коррозии, а резиновые – от деградации, сохраняет текучесть при низких температурах, не вспенивается и не образовывает накипи и осадка на металлических поверхностях.
В результате получается местами противоречивый набор требований: низкая температура замерзания и высокая – кипения, инертность по отношению к металлу и пластику, текучесть и минимальное пенообразование, высокая теплоемкость, стойкость к воздействию высоких температур и низкая цена.
Кроме того, даже замерзший антифриз должен минимально увеличиваться в объеме, чтобы не повредить систему охлаждения.
Учитывая все эти требования, разрабатывались разные рецептуры охлаждающих жидкостей, которые на сегодняшний день пришли к определенному единому стандарту. Качественные антифризы выполняют все возложенные на них требования, которые с каждым годом ужесточаются.
Состав и спецификация
Современные охлаждающие жидкости состоят на 90% из смеси равных частей воды и собственно антифриза. Как правило, в качестве активного компонента выступает этиленгликоль, а в самых дорогих – пропиленгликоль. Разработчики пришли к выводу, что именно пропорция 60:40 или 50:50 дает оптимальные показатели по потребительским свойствам и цене готового продукта. И 10% — это пакет присадок, которые и определяют, насколько качественным будет итоговая жидкость. У каждого производителя своя рецептура присадок, обеспечивающих те самые антикоррозионные, противопенные, противонакипные, антикавитационные и другие свойства.
Смесь этиленгликоля с водой обладает важным свойством не замерзать сразу: при низких температурах в жидкости образуются маленькие кристаллики, которых по мере охлаждения становится всё больше, но при этом смесь остается полужидкой. И только при охлаждении ниже 70оС происходит полное замерзание смеси. Это свойство позволяет подобрать антифриз в зависимости от климата, и система охлаждения будет работать в любую погоду. Спецификацию охлаждающих жидкостей разработал концерн Volkswagen, и эта система наиболее полно характеризует их качество и состав. При покупке можно ориентироваться на эти обозначения стандартов.
По составу антифризы делятся в зависимости от входящих в них присадок.
- Традиционные (Traditional, Conventional, IAT) – устаревшие жидкости, изготовленные на основе неорганических присадок: фосфатов, силикатов, нитратов, аминов, боратов, бензоатов и других. Европейские производители перестали выпускать подобные средства еще в 90-х годах, но и сегодня на рынке можно встретить многочисленные «Тосолы», которые относятся именно к традиционным антифризам. Использовать их в современных автомобилях нежелательно: никто не может предсказать, как поведет себя устаревший антифриз при контакте с современными резиновыми прокладками и уплотнителями.
- Гибридные (HOAT, Hybrid Technology, NF) – антифризы, пришедшие на смену традиционным. Производители обнаружили, что добавление органических присадок (карбоксилатов) к неорганическим значительно улучшает свойства готовой охлаждающей жидкости.
- Карбоксилатные (OAT, LLC, ELC или XLC, SNF, SF) – современные высококачественные охлаждающие жидкости, произведенные на основе только органических присадок. Они выдерживают длительную эксплуатацию, долго не теряя первоначальных свойств, защищают металлические детали от коррозии, не образуют накипи на поверхностях. На сегодняшний день это оптимальное соотношение цены и качества.
- Лобридные (Lobrid, SOAT) – антифризы, в которых к основной массе карбоксилатных присадок добавлена небольшая часть силикатных (не более 10%). Кроме того, этиленгликоль частично заменяется менее ядовитым пропиленгликолем. Лобридные антифризы обладают лучшими охлаждающими свойствами, но при этом меньше служат и выше по цене, чем карбоксилатные.
Теплоноситель
Теплоноситель – это жидкость, предназначенная для использования в отопительных системах для передачи тепла. В качестве теплоносителя в большинстве случаев используется вода или антифриз. Он бывает двух видов – обычный этиленгликоли и пищевой пропиленгликоль. Тип теплоносителя во многом влияет на срок эксплуатации самого отопительного прибора. Именно поэтому в современных отопительных системах зачастую используется вода. Несмотря на то, что она имеет высокую коррозионную активность и склона к солевым образованиям, вода экологически безопасна. Кроме того, обладает высокими теплофизическими свойствами. Чтобы снизить ее коррозионные свойства и уменьшить соле образование, к ней добавляют присадок-ингибиторов. Это улучшает ее свойства и позволяет увеличить эксплуатационный срок отопительной системы. Если есть опасения, что понадобиться размораживание системы, то однозначно лучше выбирать антифриз. Такой теплоноситель также обладает высокими техническими свойствами, которые уступают воде только по теплофизическим свойствам. Антифриз разделяется на несколько видов, в зависимости от вещества, использующегося для производства, температуры кристаллизации и набора присадок.
В основном антифриз производится на основе этиленгликоля. Это достаточно токсичная жидкость, способная вызывать коррозию в трубах и радиаторах. Именно поэтому его разбавляют другими веществами, в том числе и водой. Теплоноситель в виде антифриза подходит для мощных котлов, поскольку его теплоемкость ниже, чем у воды на 10-15%. Также он имеет повышенную вязкость, необходимо правильно подобрать трубы и фитинги, они должны иметь больший диаметр. Антифриз может иметь разную температуру замерзания -30оС и -65оС. При этом концентрированная жидкость с температурой з -65оС может быть разбавлена до нужной вам концентрации. Такой теплоноситель можно использовать в разных отопительных системах, в том числе и в системе теплых полов. Антифриз можно разбавлять в любых пропорциях, это позволит снизить его коррозионные свойства и снизит образование солей внутри отопительных систем. Существует огромное количество разных видов антифриза, благодаря чему вы легко сможете подобрать нужный вам состав. Он отличается высоким качеством и высокими техническими свойствами, что хорошо сочетается с доступной стоимостью. Теплоноситель имеет гарантийный срок, который в среднем составляет 2 года, в зависимости от его типа и технических возможностей.
Как залить антифриз в отопительную систему
Как советуют профессионалы, отопительную систему на антифризе следует планировать до ее монтирования. Она должна учитывать такие нюансы, как мощность котла, материал труб и запорных устройств, наличие расширительного бака, через который теплоноситель подается в систему.
В том случае, если средство вносится в систему, которая раньше работала на воде, то придется проделать большую работу по перерасчетам мощности и размерам ее радиаторов, тщательно промыть или заменить трубы.
Если необходимо долить теплоноситель в отопительную систему, то использовать можно исключительно ту же марку, что и при заливке в первый раз. Разные виды антифризов входят в химическую реакцию, вызывая образование осадка, а имеющиеся в них дополнительные добавки будут нейтрализованы.
Подводя итоги, можно сказать, что у незамерзающего теплоносителя есть ряд своих преимуществ, которые привлекают многих потребителей. Благодаря антифризу алюминиевые радиаторы служат значительно дольше. Важно соблюдать правила безопасности и не пользоваться средством без защитных перчаток, а в случае с носителем на основе этиленгликоля еще и маской.
Все ведь знают несколько анекдотов, как новичок/блондинка залили в дизельную машину бензин. Все посмеиваются над надписью «путаю педали». Но все ли мы уверены в том, что, когда придет время или, не дай бог, наступит проблема с двигателем, выберем правильный антифриз? Рассказываем, как стать экспертом в этих жидкостях.
Правила безопасности при работе с антифризами
Не рекомендуется смешивать продукты разных торговых марок. Если возникла такая необходимость, сначала проводят проверку на совместимость. К тому же, не все производители используют одинаковые присадки. Эти компоненты могут взаимно нейтрализоваться. Тогда теряются антикоррозионные свойства теплоносителя.
Специалисты не рекомендуют заливать антифриз в открытую систему. Причина — открытый расширительный бачок. Через него могут попадать в атмосферу вредные вещества. Поэтому при использовании «незамерзаек» рекомендуют систему сделать закрытой.
Для использования антифризов отопительные системы открытого типа малопригодны
Не всегда владелец дома знает, какой именно продукт использовали для заполнения системы отопления в прошлый раз. В этом случае трубы полностью освобождают от предыдущего продукта, и только потом наполняют систему.
Для разбавления концентрата используют дистиллированную воду. Она не должна содержать солей кальция и магния. Если использовать водопроводную воду с жесткостью выше 5мг-эквл, возникает вероятность выпадения осадка.
Если предполагается, что в системе отопления будут использоваться антифризы, то следует обратить внимание на характеристики радиаторов. Отдают предпочтение моделям с более высокими показателями теплоотдачи, внутреннего объема и диаметра
Мощность насоса должна быть на 60% выше, чем у оборудования, работающего с водой.
Для разведения концентрированных средств жесткую воду нельзя использовать
Автоматические устройства по отводу воздуха не рассчитаны работу с такими теплоносителями. Чтобы освобождение системы от воздуха было возможным, на радиаторы устанавливают краны Маевского.
В системе лучше использовать вкладки из стойких к гликолевым средам материалов — паронита, тефлона и т. д. Резьбовые соединения прокладывают льняной паклей, в качестве смазки используют специальную уплотнительную пасту. Масляная краска не годится. Активные компоненты теплоносителя являются хорошими растворителями ЛКМ, вследствие чего система начинает протекать.
Концентрат антифриза смешивают с водой в отдельной емкости, и только в таком виде заполняют систему. Если сначала залить теплоноситель, а потом воду, система может выйти из строя. Последствия игнорирования этого правила:
- неравномерное прогревание системы, причем некоторые радиаторы могут быть совсем холодными, из-за неравномерного распределения продукта;
- выход из строя циркуляционного насоса;
- вспенивание, из-за чего возникает необходимость повторного опорожнения и заполнения системы.
Если по ошибке все-таки залили отдельно концентрат и воду, то циркуляционный насос не следует включать на полную мощность. Занимают выжидательную позицию и периодически выпускают воздух из системы через радиаторы. Через некоторое время произойдет более или менее равномерное смешивание воды и антифриза. Если система отопления гравитационная с функцией самотека, то этот процесс длится дольше.
Видео — Минусы использования антифриза в системах отопления
Не следует использовать антифризы в системах, где отсутствует точный регулятор температуры. При повышении температуры до 70 °С и выше теплоноситель распадается, что опасно для системы отопления.
После слива антифриза и перед заливкой новой порции систему промывают чистой водой или специальными растворами.
Перед новой заливкой антифриза систему отопления рекомендуется промыть
Тосол — всегда правильный выбор
ТОСОЛ — один из примеров того, как торговая марка превратилась в название категории по аналогии с Xerox и «ксероксами», клейкой лентой Scotch и «скотчем» и тд. ТОСОЛ — это торговая марка Института Органического Синтеза, название которой образовано из слов Технология Органического Синтеза «тос-„и типичного окончания органических соединений — „-ол“ (этанол, метилбутанол и т. д.).
Это рецептура 70-х годов, разработанная в СССР под двигатели тех времен на основе чугуна (блок) и нагрузок, типичных для агрегатов того времени. Если речь идет о любом современном двигателе, где используется алюминий или другой цветной металл или тем более о форсированных двигателях (турбированные системы) — «тосолы» это то, что в таких системах применять просто нельзя. Коррозия, кавитация, отложения в системе — все это ждет того, кто зальет тосол даже в новый автомобиль LADA (в двигателях которых, кстати, используются карбоксилатные антифризы).
Поэтому забудьте слово «тосол». Неважно, сколько лет вашему автомобилю, — нет смысла покупать «тосолы», когда можно купить на порядки более совершенные продукты — например, карбоксилатные или лобридные антифризы с допуском вашего авто.
Виды антифризов
Рынок этой специфической продукции очень обширен. В последнее время в связи с повышением спроса на «незамерзайки», производители весьма расширили их ассортимент.
Незамерзающие жидкости изготавливают на основе различных химических соединений:
- Глицерина;
- Этиленгликоля;
- Пропиленгликоля;
- Рассола бишофита;
- Солевого раствора.
Наиболее распространённые бытовые «незамерзайки» производятся на основе водных растворов этиленгликоля, глицерина и пропиленгликоля. Так как эти вещества отличаются высокой агрессивностью, к ним добавляют специальные компоненты – присадки.
Цель которых предотвратить повреждения, коррозию, накипь и пенообразование.
- Этиленгликолевые пользуются наибольшей популярностью среди наших потребителей. Главное их преимущество – низкая цена. Но при этом это самая токсичная незамерзающая жидкость, применение которой в двухконтурных котлах запрещено, в связи с высокой вероятностью попадания в систему водоснабжения, что опасно для здоровья человека. Стоит учитывать, что при повышении температуры кипения более 110 градусов, этиленгликоль даёт осадок, который может вывести из строя некоторые элементы системы.
- Пропиленгликолевые схожи по свойствам с первым видом, но при этом безвредны и безопасны. Их рекомендует большая часть производителей.
- Глицериновые абсолютно не токсичны и экологичны, обеспечивают максимальную защиту от коррозии. Не увеличивается в объёме при переходе в твёрдое состояние, и для запуска системы его достаточно просто нагреть.
- Антифризы на основе природного раствора бишофита имеют уникальные физико-химические свойства. Низкую температуру замерзания и высокую кипения, а также большую теплоёмкость и теплопередачу, чем у воды, что нехарактерно для большей части этой продукции.
- Солевые теплоносители производятся на основе растворов минеральных солей (магния, кальция, натрия и их соединений). Существенным недостатком этих жидкостей является высокая коррозионная агрессивность к оборудованию.
Антифризы продаются либо уже разбавленные и готовые к применению (специалисты рекомендуют использовать теплоноситель с температурой замерзания от -20 до -25 градусов), либо в виде концентратов, и тогда раствор необходимо готовить самостоятельно.
Пример разбавления этиленгликолевых жидкостей. Они бывают двух видов:
- С порогом замерзания не выше -30 градусов (тогда, чтобы прийти к температуре замерзания -25, смесь нужно разбавить дистиллированной водой в соотношении 9:1);
- С порогом замерзания не выше -65 градусов (чтобы получить порог замерзания -25, антифриз с водой смешиваются в долях 6:4).
Когда не стоит применять антифриз?
Использовать специальный теплоноситель можно не во всех случаях.
Для применения таких составов существуют ограничения.
- Антифриз нельзя использовать в отопительном контуре с электролизными котлами.
- Категорически запрещено применение данных теплоносителей в открытых системах отопления, так как многие составы являются токсичными. В основном это касается тех составов, в основе которых присутствует этиленгликоль, а вот глицерин или пропиленгликоль вполне можно использовать в открытых системах.
Свойства антифриза
Потребители так привыкли, что в качестве теплоносителя юзается вода, что даже не подозревают, что есть воды лучше ее по качеству.
У воды самое огромное преимущество – это ее стоимость и не токсичность, но в остальном для системы отопления она может быть противником. Ее умение вызывать у металлов коррозию «сгубило» не одно поколение радиаторов .
Кроме этого, в случае трагедии на тепломагистрали в зимний период, когда отопление вынужденно не работает, она может замерзнуть в трубах даже при нулевой температуре. Ее способность к расширению, как при замерзании, так и нагреве вызывает их разрыв.
Антифриз, обогащенный особыми присадками для использования в отопительных системах, владеет рядом с водой некими преимуществами, но и отрицательные свойства у него так же есть:
- Этот теплоноситель леденеет при -70 градусах.
- Он не вредит алюминию, что чрезвычайно принципиально для такового «чувствительного» металла.
- У него неплохой уровень теплопроводимости, хотя для его нагрева требуется незначительно больше времени, чем воде.
Это были положительные свойства антифриза.
Посреди его минусов:
Он владеет большей вязкостью, потому для его продвижения по отопительной системе нужен достаточно мощнейший котел. Текучесть антифриза представляет опасность, ежели нарушена целостность стыков либо частей теплосети. Антифриз токсичен, потому следует решать меры предосторожности при его использовании.
Многие потребители задаются вопросиком, зная о этих недочетах, можно ли применять антифриз в дюралевых радиаторах. В данном случае он даже предпочтителен, ежели дело касается автономной системы подогрева. Долговечности этого теплоносителя хватает для подогрева дома в течение 10 зим, что само по для себя радует. За этот период батареи из алюминия нисколечко не изменяются под его действием, что так же позитивно сказывается на сроке их эксплуатации.
Узнайте полезную информацию о дюралевых батареях на нашем сайте:
Алюминиевые радиаторы отопления
Алюминиевые батареи обладают хорошей теплоотдачей, около 190 Вт и низкой инертностью т.е. способны быстро нагреваться при подаче тепла. Могут выдерживать рабочее давление около 20 атмосфер, поэтому их можно устанавливать при централизованном отоплении. Есть возможность нарастить отдельные секции, если это необходимо.
Для частного застройщика немаловажным является то, что одна алюминиевая секция имеет объем около 0,37 л, что позволяет экономить на обогреве воды или антифриза в системе отопления.
Алюминий по свойствам является мягким металлом, поэтому он чувствителен к различным твердым, мусорным частицам. В основном это актуально для домов с центральным отоплением. Для частного застройщика это не особенно важно. Но все же если вы остановили выбор на алюминиевых радиаторах отопления, то рекомендуется вместе с ними установить дополнительные фильтры для сбора различной грязи в системе.
Алюминиевые радиаторы различаются процессом изготовления. Бывают литые и штампованные. Штампованные батареи не рекомендуется ставить в домах с центральным отоплением т.к. они чувствительны к качеству теплоносителя.
Алюминий является химически активным металлом из этого следуют некоторые недостатки. При соприкосновении с другими металлами на месте соединения может образоваться так называемая гальваническая пара. В этом месте происходит коррозия металла. Для этого различные части отопительной системы соединяют между собой при помощи переходников, которые не дают соприкасаться металлам напрямую, а следовательно предотвращают процесс коррозии.
Если в качестве теплоносителя вы используете антифриз, то высока вероятность появления коррозии внутри батареи т.к. он вступает в реакцию с алюминием, что снижает КПД. Поэтому такие радиаторы лучше использовать в загородном коттедже, где теплоносителем является вода.
Внутренняя часть алюминиевых радиаторов при нагреве, вступают в реакцию с теплоносителем и со временем начинает выделяться и скапливается водород. Для того чтобы водород не задерживался в трубах, ставят специальный клапан, который потихоньку его стравливает. Алюминиевые радиаторы отопления имеют эстетичный вид и не требуют дополнительной окраски.
- высокий КПД;
- элегантный дизайн;
- выдерживает высокое давление;
- малый вес секции.
- возможная коррозия при некачественном антифризе;
- необходимо удалять воздух при помощи клапана.
Преимущества антифриза на основе этиленгликоля
Антифризы не замерзают при низких температурах. Чистый этиленгликоль представляет собой вязкую, маслянистую бесцветную жидкость с небольшим запахом. Её температура кипения составляет +197, а замерзания -13 градусов по Цельсию. Но в закрытой на зимний период даче температура в помещении может быть куда ниже.
Для того, чтобы концентрат этиленгликоля не замерз и не вывел теплоснабжающую систему из строя, его разводят водой и получают раствор, температура замерзания которого может составлять и -70 градусов по Цельсию.
Для изготовления охлаждающих жидкостей используют не только этиленгликоль, но и пропиленгликоль, но последний ингредиент имеет более высокую вязкость, следовательно – большую плотность. И по законам физики будет иметь более высокую температуру замерзания. Поэтому часто специалисты рекомендуют состав антифриза G11 G12 на основе этиленгликоля.
Антифриз: красный, зеленый, синий – в чём разница и какой лучше заливать?
Качественный антифриз – это залог безотказной работы системы охлаждения двигателя. Многие считают, что к антифризу требования невелики: лишь бы он зимой не замёрз и летом не закипел. А зря! Чтобы, как говорят в народе, «не поймать клина» и не тратить деньги на замену вышедшей из строя помпы или потёкшего радиатора, к выбору антифриза нужно подходить серьёзно.
Из этой статьи вы узнаете о том, что такое антифриз и для чего он нужен в машине. Какие бывают виды, классы и цвета автомобильных антифризов? Какой антифриз лучше: красный, зеленый или синий, и в чем между ними разница?
Кроме того, мы приведем много интересных фактов об автомобильных охлаждающих жидкостях, их особенностях и технологии производства.
Антифриз – что это такое?
Антифриз – это международное название охлаждающих жидкостей для автомобилей. В переводе с английского слово Antifreeze обозначает «не замерзающий».
В составе всех антифризов гликолевая основа: этиленгликоль или пропиленгликоль, плюс пакет улучшающих присадок.
Этиленгликоль – это двухатомный спирт. Чистый этиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость, сладковатую на вкус, с температурой кипения около +200 °C и замерзания -12,3 °C. Этиленгликоль – сильный яд. Летальная доза для человека составляет всего 200-300 грамм (кстати, нейтрализуется он этиловым спиртом).
Состав концентрата антифриза примерно следующий:
- 90% – этиленгликоль;
- 5-7% – присадки;
- 3-5% – вода.
Обратите внимание, что примерно на 90% все концентраты антифриза состоят из этиленгликоля и 3-5% дистиллированной воды. То есть примерно процентов на 95, все антифризы одинаковые. Всё дело в присадках: от этих 5-7% зависит, будет ли ваш двигатель работать безотказно, или вы будете любимым клиентом СТО.
Давайте разберемся, в чем разница, но сделать это будет непросто. Такой неразберихи, как применяемой в классификации антифризов, нет больше ни у каких жидкостей, применяемых в автомобиле. На сегодняшний день нет единого стандарта, которому соответствовали бы все антифризы.
Каждая страна производит охлаждающие жидкости, согласно своим национальным стандартам, зачастую, очень устаревшим. Ниже приведены наиболее распространенные их версии:
- ГОСТ 28084-89 (Россия)
- BS 6580: 1992 (Великобритания)
- SAE J 1034 (США)
- ASTM D 3306 (США)
- ONORM V5123 (Австрия)
- AFNOR NF R15-601 (Франция)
- CUNA NC956 16 (Италия)
- JIS K2234 (Япония)
- G-11 (Швеция)
Что же делать, спросите вы? Как разобраться во всем этом море охлаждающих жидкостей?
Выход нашли сами производители антифризов. Они приняли за основу классификацию, которую разработал концерн Фольксваген для самого себя. Фольксваген разделяет все антифризы на три класса:
Разберём все по порядку.
Антифриз G11
Под классом G11 производят антифризы, созданные по традиционной технологии. (её ещё называют силикатной). В качестве присадок, защищающих от коррозии, в таких антифризах используют неорганические вещества и их различные комбинации:
- Силикаты;
- Фосфаты;
- Бораты;
- Нитриты;
- Амины;
- Нитраты.
Силикатные присадки, содержащиеся в антифризах G11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, примерно таким, как накипь на стенках чайника. Этот слой и защищает систему от разрушений. И это хорошо.
Но он значительно снижает процесс теплоотдачи. И это плохо. К тому же, этот слой от перепада температур и вибрации со временем начинает разрушаться и осыпаться вниз. И это тоже плохо. Именно по этой причине нужно не забывать менять такой антифриз не реже одного раза в два года. Но это тоже ещё не всё. Упавшие вниз кусочки защитного слоя, захватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают работать, как абразив, разрушая всё на своём пути.
Какой делаем вывод? Не применять антифриз G11? Нет, применять! Но не забывать менять раз в два года.
Антифризы, выполненные по традиционной технологии (силикатные), обозначаются на банках следующими надписями:
- G11
- Traditional coolants
- Conventional coolants
- IAT (Inorganic Acid Technology)
Правда, иногда встречаются силикатные охлаждающие жидкости вообще без обозначения класса на упаковке.
Антифриз G12, G12+ и G12++
Антифриз класса G12 – это следующий этап развития охлаждающих жидкостей. Недостатки силикатной технологии производители решили устранить, освоив технологию органических кислот.
В качестве антикоррозионных присадок в антифризах G12 используются карбоновые кислоты. Отсюда второе название этих антифризов – карбоксилатные. Их отличительной особенностью является то, что карбоксилатные присадки не образуют защитного слоя по всей поверхности охлаждающей системы, а начинают работать лишь в местах возникновения коррозии, с образованием защитных слоёв толщиной не более одного микрона.
Все минусы силикатной технологии здесь стали плюсами:
- Очень высокая теплоотдача.
- Осыпаться и разрушаться в системе охлаждения нечему, поэтому и абразиву появиться просто не из чего.
- Срок эксплуатации антифриза увеличен до 3-5 лет. Причём, пять лет – если вы промыли, просушили систему и залили произведённый на заводе готовый антифриз, и три года – если что-то из этого списка нарушили и концентрат разбавляли самостоятельно.
Но антифризы G12 имеют и минусы – карбоксилатные присадки начинают работать только тогда, когда начались процессы коррозии. То есть начали «лечить» только тогда, когда «болезнь» уже проявилась, и ничего не сделали для её профилактики.
Карбоксилатные антифризы обозначаются следующим образом:
- G12
- Carboxilate coolants
- OAT (Organic Acid Technology)
Для устранения основного недостатка, производители охлаждающих жидкостей сделали полшага назад и объединили силикатную технологию с карбоксилатной. В результате этого появился класс антифриза G12+ (гибридная технология).
Гибридные антифризы содержат кроме органических (карбоксилатных) присадок, также и неорганические. Европейцы, к примеру, применяют силикаты, американцы – нитриты, а японцы отдают предпочтение фосфатам.
Антифризы G12+ обозначаются такими терминами:
- Hybrid coolants
- HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)
С 2008 года появились антифризы класса G12++. Это новый вид охлаждающих жидкостей, у которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок.
Антифризы G12, G12+, G12++ являются разновидностями технологии органических кислот. После полушага назад (в сторону силикатных присадок) технологи потихоньку начали двигаться вперед, играя с комбинациями минеральных составляющих. Эта технология называется лобридной и обозначается она вот так:
- Lobrid coolants
- SOAT coolants
Этаноловые составы
Значительная стоимость этого антифриза для алюминиевых радиаторов зачастую становится серьезным препятствием для использования его в частных автономных системах. Состав можно получить из дистиллированной воды и 40% этанола (этилового спирта). Качество такого раствора по отдельным параметрам превосходит заводской аналог. Дело в основном касается его низкой вязкости (хотя по сравнению с водой она остается достаточно высокой). Также происходит уменьшение текучести жидкости, что дает возможность не так требовательно относиться к соединительным участкам.
Применение самодельного этанолового антифриза для радиаторов отопления благотворно сказывается на сохранности резиновых уплотняющих прокладок, которые имеются в любом контуре. Разводить спирт рекомендуется жёсткой водой: в комбинации с этанолом она станет серьезным препятствием на пути образования накипи на внутренних стенках. Без твёрдого осадка в таком случае обойтись не получится, но от него можно легко избавиться промывкой системы. В тех случаях, когда процентная доля этилового спирта в воде не превышает 30%, он не будет испаряться.
Благодаря тому, что охлаждающая жидкость для алюминиевых радиаторов по своим характеристикам во многом напоминает воду, точка его закипания примерно такая же, как и у воды. Это говорит о том, что при достижении температуры + 85-90ᶷ не будет наблюдаться паровыделение. Благодаря этанолу на порядок снижается температурное расширение воды, что позволяет системе более комфортно переносить понижение температуры в помещении.
Итоги
Рассуждение на тему, можно ли в алюминиевые радиаторы заливать антифриз, принесли вполне конкретные ответы. Ответственность за выбор теплоносителя полностью лежит на хозяевах домовладения. Рассматривая различны варианты жидкости, следует иметь в виду еще одну особенность систем, залитых теплоносителем из антифриза. При регулярном превышении рабочей температурой границы в +70ᶷ градусов лучше воздержаться от применения незамерзающих растворов, т.к. из-за они обладают очень большим расширением из-за содержания спирта. Это чревато разрывами трубопровода и порчей обогревающих приборов.
Какой радиатор выбрать
Для личного дома выбирают железные радиаторы.
Самые популярные виды сплава для радиаторов – чугун (у почти всех в старенькых квартирах), сталь, биметалл, алюминий.
- Чугунные батареи состоят из секций, они чрезвычайно высокопрочны и долговечны. Но наружный вид и дизайн как-то несколько устарел, плюс они чрезвычайно тяжелы для перемещения и монтирования.
- Стальные радиаторы наиболее красивы и легки.
Они могут быть как панельными, так и трубчатыми. Минус — в недолгосрочности и большей подверженности коррозии.
- Алюминиевые батареи и легки, и эстетически красивы, и комфортны для дачи. Но они чрезвычайно избирательны к составу воды, которая в них греется. Потому при выключении батарей на зиму нужно подступать с особенной бдительностью и к выбору антифриза.
- Биметаллические радиаторы состоят из сплава алюминия и стали и являются самым удачным решением в вашем доме. Лишь стоимость по сопоставлению с дюралевыми радиаторами высока.
Чугунные радиаторы отопления
Чугунные батареи устанавливались во всех типовых квартирах. Сейчас они так же пользуются спросом, правда в меньшей степени, в основном для многоквартирных домов.
Чугунные радиаторы отопления обладают высокой инертностью т.е. они долго разогреваются при подаче тепла и так же долго остывают. Необходимо учесть, что одна такая чугунная секция имеет объем 1,45 литров, что является минусом, особенно для загородных построек.
Существенным недостатком является то, что для таких батарей опасны гидроудары, потому что чугун сам по себе довольно хрупкий материал. Среднее значение давления, который могут выдержать чугунные батареи равняется 9 кг/см 2 при температуре 130 0 С.
Внешний вид оставляет желать лучшего, поэтому часто их закрывают специальными экранами, для более эстетичного вида. Они требуют постоянной окраски, т.к. чугун снаружи постоянно ржавеет. Имеют большой вес и неудобны в эксплуатации.
К положительным свойствам можно отнести цену и возможность наращиваний дополнительных секций.
Чугунные радиаторы стойки к коррозии, обладают высокой теплопроводностью. Одна чугунная секция выдает тепла на 160 Вт.