Предназначение автоматических и ручных воздухоотводчиков для отопления


Одной из наиболее распространенных проблем в функционирующих системах отопления является завоздушивание, приводящее к неравномерному нагреву батарей отопления или труб теплых полов. Для борьбы с этим негативным явлением широко используют воздухоотводчики для систем отопления, работающие в разных режимах.

С помощью воздухоотводчика, установленного на входе теплообменных устройств, производится спуск воздуха из отопительных контуров. На рынке представлены разнообразные виды сбросников воздуха, чтобы разобраться в широком модельном ряду и правильно выбрать подходящий прибор для индивидуальной системы отопления, следует знать принцип работы, существующие виды и конструктивные особенности выпускаемых воздухоотводчиков.

Рис. 1 Воздухоотводчики

Конструкция и принцип работы ручного воздушного клапана


Игольчатый ручной воздушный клапан также называют краном Маевского. Его устройство:

  • Латунный корпус (пробка) с наружной резьбой 1/2 // или 3/4 // для подсоединения к радиатору. В корпусе два отверстия для выпуска воздуха Ø 2 мм — одно в торце корпуса, второе — на боковой стенке;
  • Латунный запорный винт. С одной стороны винта — паз под шлицевую отвертку, с другой стороны винт обработан под конус, закрывающий воздушное отверстие (положение «закрыто»);
  • Пластиковый кожух.

В продаже можно встретить так называемый «кран под руку». Чтобы им пользоваться не нужен ни ключ, ни отвертка — пробка легко откручивается рукой.

Для отвода воздуха из корпуса нужно выкрутить винт. Для этого можно, конечно, воспользоваться отверткой, но есть специальные ключи, которые чаще всего идут в комплекте. После нескольких оборотов конус винта выходит из торцевого отверстия и в полость корпуса поступает воздух, который сразу же стравливается через второе боковое отверстие. Главное — не спешить перекрывать кран. Около 30 — 40% воздуха должно выйти с водой, так что нужно запастись временем, тазиком и тряпками. После того как будет выпущен воздух, нужно долить в систему потерянную воду.


В современных алюминиевых или биметаллических радиаторах отопления уже предусмотрено отверстие под установку крана Маевского. Его можно найти на стороне противоположной подаче теплоносителя, сверху. Скорее всего, там уже стоит гайка под установку. В нее вкручена пластиковая заглушка. После ее удаления на это место монтируют воздушный клапан. Перед этим резьбу крана необходимо уплотнить резиновой или силиконовой прокладкой.

Установка крана Маевского на чугунную батарею значительно сложнее. Начнем того, что эти клапаны значительно мощнее тех, что стоят на алюминиевых радиаторах — они выдерживают давление до 16 атмосфер и температуру 150 С°. Последовательность действий:

  1. 1 Слить воду с радиатора;
  2. 2 В верхней заглушке чугунной батареи прорезать отверстие и нарезать резьбу, ответную наружной резьбе воздухоотводчика;
  3. 3 Вкрутить кран Маевского;
  4. 4 Добавить воду в систему.

Неисправности и способы их устранения


В случае неисправности крана появляется течь. Причин тому может быть несколько:

  • Заводской брак. Один из пятидесяти кранов вообще не держит давление. Единственный выход – замена;
  • Слишком короткий винт. В этом случае его коническая часть не может полностью перекрыть отверстие, поэтому нужно приложить определенное усилие, чтобы ввернуть винт до упора;
  • Твердые частички мусора, попадая между винтом и корпусом, могут повредить внутреннюю резьбу. Одноразово здесь может помочь фум-лента, но позже все равно придется менять кран.

Какие признаки указывают на необходимость установки воздушного клапана

Чтобы не допустить скопления воздуха теплотехники предлагают использовать клапан воздушный для отопления с самого начала эксплуатации контура, поэтому специалисты-теплотехники в составленной схеме отопления дают рекомендации относительно того, какой именно воздухоотводчик подойдет к конкретной системе отопления.

Однако в некоторых случаях, пытаясь сэкономить средства на покупке данного типа регулирующей арматуры, собственники отказываются от установки приборов и тем самым провоцируют ряд проблем. Чтобы решить их, им приходится монтировать клапан воздушный для системы отопления уже после того, как контур был обвязан и подключен к котлу.

Следующие признаки свидетельствуют о наличии воздушных пробок и указывают на необходимость интеграции воздухоотводчика в контур отопления:

  1. неравномерный прогрев батарей;
  2. появления «холодных пятен» на трубопроводе;
  3. плохая циркуляция в системе отопления;
  4. шум в отопительных приборах;
  5. некачественный обогрев дома.

Поиск подходящего места монтажа в системе

Беря в учет принцип работы автоматического спускника воздуха на отопление, его обычно используют на таких участках:

  • Наивысшая точка отопительного контура (верхушках на вертикальных стояках и т.д.). Именно здесь обычно скапливается внутренний воздух системы.
  • Торцевые области тупиковых трубопроводных линий.
  • Группа безопасности котловой обвязки. Особенно в этом нуждаются котлы на твердых видах топлива. Автоматический стравливатель воздуха в таком случае входит в набор приборов, где также имеется манометр и аварийный клапан. Благодаря воздухоотводчику происходит спуск воздуха в процессе того, как теплоноситель заполняет водяную рубашку котла. Кроме того, прибор увеличивает скорость слива воды, когда происходит отсоединение теплогенератора от общей системы.
  • Вместе с циркуляционным насосом, что позволяет оптимизировать его работу. Этот вариант применяется только для тех моделей насосного оборудования, конструкция которых предусматривает возможность установки воздухоотводчика. Если перекачивается теплоноситель с воздухом, происходить заметное ухудшение качества работы насоса, вплоть до его остановки. Все это приводит к быстрому износу крыльчатки и подшипников. С помощью стравливателя можно также удалять пар из теплоносителя в случае его перегрева.
  • Участки отопительного контура, где наблюдается постоянное завоздушивание системы. Одна из причин подобных явлений – неверно высчитанный угол наклона трубы.
  • Отопительные приборы.

Как спустить воздух из батарей старого образца

До сих пор в жилищном фонде России находятся дома давней постройки с батареями образца МС- 140. В те времена, когда монтировали эти батареи, их для спуска воздуха оснащали обыкновенными водопроводными кранами или простыми болтами, врезанными в заглушки с уплотнителями.

Сброс пробок осуществляется простым открытием этих устройств до появления сплошной струи воды без пузырей. При отсутствии и тех и других устройств удаляют пробки путем отвинчивания заглушек, как об этом было рассказано выше.

Виды автоматических сбросников воздуха

Всего существует три разновидности этих приспособлений – невзирая на это, работа автоматического воздухоотводчика, а вернее ее принцип, остается неизменным. Во всех случаях применяется все тот же игольчатый клапан и все тот же поплавок, открывающий и закрывающий его – разница только в положении корпуса относительно присоединительного патрубка, т.е. резьбового соединения.

  1. Прямой автоматический воздушный клапан для отопления. Наиболее распространенное приспособление для автоматического удаления воздуха. Он предназначен только для вертикальной установки – в смысле того, что если вы вдруг надумаете использовать его для батареи, то дополнительно понадобится уголок под 90 градусов. Оптимальная область их применения – это трубопроводы, а вернее их верхние точки, куда по всем законам физики устремляется образовывающийся в отоплении воздух. Если бы не подобные приборы, то сбрасывать воздух в самых верхних точках отопительных систем было бы очень неудобно. Кроме того, автоматическими сбросниками с прямыми присоединительными патрубками оснащается и некоторое оборудование систем отопления. К примеру, автоматический воздушный клапан является неотъемлемым элементом группы безопасности котла, в которую также входит манометр и взрывной клапан. Воздушниками еще оборудуются бойлеры косвенного нагрева и прочее оборудование, вверху которого возникает вероятность образования скоплений воздуха.
  2. Угловой сбросник воздуха. Если говорить коротко, то используются угловые воздушные автоматы там, где отсутствует возможность установить его прямого собрата – он может либо не помещаться в нужном месте, либо оборудование иметь боковой отвод с резьбой. В общем, ситуаций различных много, и перечислять их все не имеет никакого смысла, тем более что суть и принцип работы остаются без изменений – меняется только расположение выходного присоединительного патрубка с резьбой и, как результат, внешний вид автоматического крана Маевского. Очень важным условием правильного функционирования углового автомата для сброса воздуха является строго вертикальная установка его корпуса. Горизонтально и даже под наклоном с небольшим углом автомат не сможет работать адекватно – поплавок будет застревать и, как результат, удаление воздуха будет несвоевременным или оно вообще не будет производиться.
  3. Автоматический воздухоотводчик для радиаторов. По сути, это разновидность углового автомата для удаления воздуха, хотя с виду этого и не скажешь – все эти нюансы спрятаны внутри корпуса. Наружная часть воздушника для батарей создается исходя из эстетических соображений. Кроме того, эти приспособления отличаются и диаметром присоединительного патрубка – на современные радиаторы они устанавливаются прямиком в батарею, без использования футорных гаек. На старые батареи они монтируются через футорку с проходным резьбовым отверстием, а для стальных конвекторов применяются специальные автоматы с полудюймовым патрубком.

Это и все разновидности, которыми может похвастаться автоматический воздушный клапан для систем отопления. В принципе, большего и не нужно, так как невзирая на различные условия установки, какой-нибудь из них все равно подойдет.

Где ставятся клапаны спуска воздуха

В любой системе водяного отопления есть места, где установка воздухоотводчиков обязательна. Если говорить о кранах Маевского, то их нужно ставить на все батареи, дабы стравливать собирающийся воздух. Точное место – в пробке верхнего угла, отдаленного от точки подключения подающей магистрали к прибору. Воздушный пузырь образуется именно там.


Если котел оборудован встроенным воздухоотводчиком, то на подаче его ставить не нужно

Автоматический воздушный клапан необходимо устанавливать строго вертикально в следующих точках сети отопления:

  • в группе безопасности котла, присоединенного к системе закрытого типа;
  • на обоих коллекторах теплого пола;

  • если самой высокой точкой является трубопровод, а не радиатор, то в него врезается поплавковый воздухоотводчик;
  • в буферную емкость и бойлер косвенного нагрева, если это предусмотрено конструкцией;
  • на змеевик полотенцесушителя;
  • в общую распределительную гребенку сложной и разветвленной системы (на оба коллектора);
  • на гидравлический разделитель контуров (гидрострелку).

Кроме указанных точек, воздухосбрасыватели ставятся в проблемных местах тепловой сети, где в силу сложных условий прокладки трубы образуют П-образные петли, повернутые кверху. Например, магистраль обходит дверной проем либо лестничный марш поверху, а затем снова опускается вниз. В подобных компенсаторах воздушные пробки образуются с вероятностью 100%, поэтому там нужен воздухоотводчик, лучше – автоматический.


Когда высшей точкой сети является труба или компенсатор, на него монтируется клапан

Совет. Никогда не врезайте кран Маевского напрямую в трубопровод, поскольку пузырьки пройдут мимо него вместе с потоком теплоносителя и клапан окажется бесполезным. Для правильной работы ручному «спускнику» нужна камера для сбора воздуха (у «автомата» есть собственная). Сделайте врезку в магистраль вертикальной трубой, которая послужит воздухосборником, а сверху установите кран.

Если при заполнении тепловой сети водой вы не желаете бегать между радиаторами с отверткой, поставьте вместо вентилей Маевского автоматические угловые воздухоотводчики. Данный вариант подойдет и жильцам квартир, обогреваемых централизованно: в чугунных батареях частенько возникают воздушные пробки, а удалить их оттуда нет возможности.

Еще совет. Чтобы колба углового воздухосбрасывателя не торчала на виду и не цеплялась за шторы, возьмите мини-модель клапана, встроенного в радиаторную крышку.

Виды воздухоотводчиков в системе отопления

По принципу действия различают шаровые и игольчатые автоматические устройства, по исполнению – прямые, угловые и радиаторные. Несмотря на разные сферы использования принцип работы всех воздухоотводчиков один.

Большой популярностью пользуются особые устройства поплавкого плана. Это автоматический воздухоотводчик, который обеспечивает боковой выброс воздуха. Прибор работает при рабочем давлении 10 бар, при этом максимально допустимая температура равна 110 градусов. Устройство может работать не только с водой, но также с разными гликолевыми растворами в концентрации до 25%, а резьба подключения — 1/2.

Все современные автоматические воздухоотводчики разделяются на несколько видов, различающиеся по общему исполнению. Всего различается три основных вида подобных устройств:

  • Угловые;
  • Прямые;
  • Радиаторные.

Прямой воздухосброс

Самый распространенный – первый тип с прямым патрубком. Он незаменим в самых высоких точках системы, где по всем законам физики скапливается максимальное количество газов, а ручной сброс воздуха в таких местах часто затруднен.

Закрытая система, которая постоянно находится под давлением, обеспечивается группой безопасности котла. Ее обычно располагают на подающем трубопроводе, который выходит из теплогенератора. Кроме манометра и предохранительного клапана в этот комплект входит и автоматический воздухоотводчик для отопления, стравливающий воздух при наполнении бака жидкостью. Если агрегат смонтирован грамотно, то его в любой момент можно отделить от системы и освободить для обслуживания с помощью газоотводчика. Для котлов, работающих на твердых видах топлива, группа безопасности обязательна.

Можно встретить сбрасыватель воздуха и в циркуляторных насосах. Его задача – создать им условия для бесперебойной подачи воды. Проблема в том, что перекачивающий агрегат может работать только с несжимаемой средой. Проникновение воздуха на рабочее колесо насоса угрожает полной его остановкой. Активную циркуляцию жидкости и контролирует газоотводчик.

Угловой воздухосбрасыватель

Если место слишком недоступно для установки простого клапана (например, труба расположена горизонтально), используют угловой вариант клапана. Его патрубок, развернутый на 90?, можно подсоединить к горизонтальной части. Стоит заметить, что угловая модификация с наружной резьбой кроме развернутого патрубка от своих аналогов практически не отличается, поэтому эти виды вполне взаимозаменяемы.

Радиаторный автоматический воздухоотводчик

Иногда на радиаторах вместо традиционного крана Маевского устанавливают автоматический угловой клапан. Он лишь немного чуть больше своего аналога, немного дороже (около $2), но ежедневного участия человека не требует. Такой выбор оправдан, если газы в батарее скапливаются регулярно из-за химической реакции алюминиевого сплава, из которого изготовлена секция, и горячей воды.

Хотя для таких случаев выпускают специальный автоматический прибор с диаметром, как у пробки для радиатора (см. фото). Прибор разработан специально для алюминиевых и частично биметаллических радиаторов, имеет подходящий тип соединения.

Для чугунных батарей и системы старого типа больше подходят кран Маевского и сливной патрубок.

Как развоздушить батареи в частном доме

Автономная система отопления частного дома существенно отличается от централизованной сети теплоснабжения. Дело в том, что хозяева своих домов обращаются в специализированные предприятия за монтажом отопительной системы. Профессионалы применяют проектную документацию, которая предусматривает установку расширительного бака.


Система развоздушивания автономной коммуникации отопления частного дома

Бачок устанавливают в такой точке, которая выше всей отопительной системы. Ёмкости могут быть открытого или закрытого типа. В первом случае завоздушивание системы ликвидирует простым доливом теплоносителя в расширительный бак. Бачок закрытого типа оснащён выпускным клапаном.


Расширительный бачок закрытого типа

Система смонтирована таким образом, что воздушные пробки выдавливаются из радиаторов и поднимаются в расширительную ёмкость.

При повышении температуры нагрева теплоносителя воздух, собравшийся в бачке, покидает ёмкость через открытый клапан.

Развоздушка системы отопления частного дома.

Причины появления

Воздух в системе отопления может появиться по разным причинам. Если это проблема разовая — можно просто удалить его и не заниматься поисками источника. Если развоздушивание требуется несколько раз за сезон, придется искать причину. Вот наиболее распространенные:

  • Ремонт, модернизация системы отопления. При ремонтных работах воздух в трубопровод попадает практически всегда. Это естественно.
  • Заполнение системы теплоносителем. Если заливать воду в систему медленно, воздуха она с собой несет немного, попутно вытесняя тот, который имеется в трубах и радиаторах. Это тоже процесс понятный, особых мер тоже не требует.
  • Разгерметизация стыков и сварных швов. Этот дефект требует устранения, так как завоздушивание будет происходить постоянно. В индивидуальных системах отопления данное явление (негерметичные соединения) сопровождается также падением давления. И это — еще одна причина искать неисправности. Наиболее вероятное место — соединения труб и радиаторов. Они могут быть негерметичны. Искать их очень сложно, так как внешне они далеко не всегда проявляются. Если вы заметили, что какое-то из соединения «подкапываеет» все намного проще — устраняете капель. Но если внешне все нормально, а воздух все время скапливается, приходится обмазывать стыки и швы мыльной пеной и наблюдать — появятся ли новые пузыри. После нахождения каждого «подозрительного» соединения их подтягивают, обмазывают герметиком или перепаковывают (способ зависит от типа соединений).

Скапливаться воздух может в изгибах труб

Если в системе отопления уже стоят воздухоотводчики (клапана для сброса воздуха) и в ней начали появляться пробки, надо проверить исправность клапанов, а также герметичность соединений. Появление воздуха в системе отопления может быть связано с разрывом мембраны расширительного бака. В этом случае придется менять мембрану, а для этого надо останавливать всю систему.

Это наиболее распространенные места и способы, какими воздух попадает в радиаторы и батареи. Выгонять его оттуда надо время от времени, но при осеннем пуске отопления — обязательно.

Виды воздухоотводчиков

Автоматические воздухоотводчики отличаются по типу установки, размерам, диаметрам резьбы. по расположению патрубков они бывают:

  • Вертикальными;
  • Радиаторными;
  • Угловыми.

Угловой автоматический воздухоотводчик удобен для установки на радиаторе. В том месте, где труба отопления входит в него. При такой установке он поможет уловить воздух и газы, образованные в самой батарее отопления.

Вертикальный автоматический воздухоотводчик лучше всего ставить на входе в систему отопления. При таком расположении он предотвратит попадание воздуха в систему.

Второй вариант установки вертикальной модели – в верхней точке системы отопления. Именно там скапливаются газы и мешают эффективно циркулировать воде или теплоносителю.

Радиаторные воздухоотводчики устанавливаются вместо заглушки или крана Маевского в радиаторах. Они удобны, но их желательно ставить на каждую батарею отопления.

Назначение и эксплуатация автоматического воздухоотводчика

Автоматический воздухоотводный клапан, называемый часто автовоздушник, предназначен для непрерывного удаления образующихся в ходе эксплуатации отопительной системы газов из теплоносителя. Простой, надежный механизм. Способен выполнять функции на протяжении десятилетий. Ремонт и монтаж не представляют сложности. Стоимость отдельного клапана перекрывается величиной возможного ущерба в случае неконтролируемого завоздушивания отопительной или водопроводной систем.


STOUT 1-2 Автоматический воздухоотводчик, угловой

Чем грозит воздух в системе отопления

Все, наверное, не раз встречались с тем, что отопление включено, а какой-то радиатор или целая группа нагреваются плохо или вообще стоят холодные. Причина этому — воздух в системе отопления. Он обычно скапливается в самой высокой точке, вытесняя из этого места теплоноситель. Если его скапливается достаточно много, циркуляция теплоносителя вообще может остановиться. Тогда говорят о том, что в системе отопления образовалась воздушная пробка. Профессионалы в таком случае говорят, что система завоздушилась.

Чтобы возобновить нормальную работу отопления необходимо скопившийся воздух удалить. Для этого есть два варианта. Первый чаще используется в системах централизованного отопления. На крайних радиаторах в ветке устанавливают краны. Они называются спускными. Это обычный вентильный кран. После заполнения системы теплоносителем его открывают, держат открытым до тех пор, пока не пойдет ровная струйка воды без воздушных пузырей (тогда вода льется рывками). Если говорить о многоэтажных домах, то во время запуска системы сначала должны открываться воздухосбросники на стояках, а остатки уже можно выводить по квартирам.

Воздух в радиаторе отопления мешает нормальной циркуляции теплоносителя. Это приводит к тому, что батарея плохо греется

В частных системах или после замены радиаторов в квартирах, для стравливания воздуха ставят не обычные краны, а специальные воздушные клапаны. Они бывают ручными и автоматическими. Ставятся они в верхний свободный коллектор на каждый радиатор (желательно) и/или в самой высокой точке системы.

Чем еще грозит воздух в системе отопления? Он способствует более быстрому разрушению компонентов системы отопления. Хоть сегодня все больше используются полимеры, металлических частей все еще достаточно. Наличие кислорода способствует активизации окисления (черный металл ржавеет).

Как стравить воздух с батарей разных типов

Приборы обогрева помещений по материалу изготовления подразделяются на ряд видов батарей со своими особенностями стравливания воздуха – это радиаторы:

  • алюминиевые;
  • стальные;
  • биметаллические;
  • чугунные;
  • медные;

Алюминиевые

Приборы отопления из алюминия изготавливают способом экструзии расплавленного металла. То есть, жидкий алюминий вдавливают в опоку. Материал радиаторов достаточно мягкий и при малейшем механическом воздействии деформируется. По это причине алюминиевые батареи рекомендуют устанавливать в частных домах с автономными системами отопления, оснащёнными автоматическими воздухоотводчиками.

Стальные

Батареи из стали обладают большой прочностью. Поэтому они легко переносят установку, как кранов Маевского, так и автоматов. Порой и те и другие заменяют терморегуляторами.

Биметаллические

Радиаторы, которые имеют стальной корпус, покрытый оребрением из алюминиевого сплава, чаще всего оснащают кранами Маевского. Биметаллические приборы монтируют в частных особняках и многоквартирных домах. В зависимости от местных условий отопления батареи снабжают автоматическими устройствами сброса воздуха.

Чугунные

Особенности чугуна, как хрупкого материала, заставляют с осторожностью подходить к выбору устройств для спуска воздушных пробок. В основном, как было сказано выше, используют обычные краны или врезные болтовые клапаны.

Медные

Этот дорогой, но превосходный по своей теплопроводности, металл требует к себе деликатного обращения. Для медных радиаторов применяют специальные устройства, построенные по принципу крана Маевского. Соблюдается условие врезки устройств из того же металла, что и сам радиатор – меди.

Все эти особенности установки устройств для стравливания воздуха с батарей из различных материалов не зависят от их конструкции, будь они секционными, трубчатыми, панельными, пластинчатыми или вакуумными приборами.

Монтаж автоматического сбросника воздуха

Перед установкой выполняется всесторонняя проверка устройства. Корпус должен быть избавлен от загрязнений, ржавчины и окалины при их наличии. Далее необходимо выполнить следующие действия:

  • Просчитывается наиболее удобная зона для размещения воздухоотводчика. Желательно ее продумать на этапе проектирования отопительной системы. Монтажная точка должна находиться как можно выше, должна собирать в себя воздух и газы от всех контуров и при этом быть доступной для техобслуживания.
  • Используя отсечной канал или другую соединительную арматуру (при необходимости), следует закрутить клапан автоматического воздухоотводчика так, чтобы уплотнительный материал обеспечивал герметичность стыка. Если применяется угловой или радиаторный прибор, то рабочая часть корпуса с камерой и поплавком обязательно должна быть обращена вверх для беспрепятственного выпуска воздуха.
  • Дотяжка воздухоотводчика производится только рожковым ключом – рычажные применять нежелательно.
  • Проверяется плотность соединения, после чего отворачивается колпачок в верхней части корпуса устройства. Далее можно заполнять ветку теплоносителем.

Рекомендации по установке

Вне зависимости от типа автоматического воздухозаборника на отопление, нужно добиваться того, чтобы при монтаже колпачок выпускного отверстия смотрел вверх. Спускные клапаны в системы обычно устанавливаются после шаровых вентилей или отсекающих клапанов. Исключением из правил выступает котельная группа безопасности: вторичная промежуточная арматура в таком случае не используется.

Благодаря отсечному обратному клапану появляется возможность проводить обслуживание или замену воздухоотводчика, без опорожнения всей отопительной системы. Поэтому наличие такого устройства весьма удобно. Для установки автоматического стравливателя подходят только гаечные ключи: они, в отличии от разводных, позволяют дозировать усилия на завинчивание крепления. Во время монтажных работ прибор не рекомендуется держать за корпус, во избежание его поломок. Для этих целей в конструкции предусмотрен шестигранник внизу цилиндрической камеры.

Что такое воздушный клапан

Воздушный клапан для отопления – это герметичный конусообразный или цилиндрический корпус из латуни. Внутри него находится пустотелый поплавок из тефлона или полипропилена. Этот поплавок соединяется рычагом со спускным клапаном, который оснащается запирающей заглушкой. Эта заглушка предотвращает утечку теплоносителя при поломке устройства.

Воздухоотводчики для систем отопления бывают трех типов:

  • Прямые приборы традиционного типа. Они монтируются только вертикально.
  • Устройства углового типа, которые устанавливаются под прямым углом. Они монтируются на радиаторы вместо кранов Маевского или в том случае, если нельзя установить прямую разновидность воздухоотводчика.
  • Специальные модели для установки на радиаторы.

По принципу работы сбросник воздуха бывает ручной (кран Маевского) и автоматический. Последняя разновидность – это устройства поплавкого типа, описанное выше.

Принцип работы ручного клапана

Разберемся, как работает ручной спускник воздуха системы отопления. Чтобы понять устройство этой разновидности, нужно взглянуть на чертеж крана Маевского. На торце корпуса из латуни с внешней резьбой есть отверстие диаметром 2 мм. Его перекрывает винт с конусным наконечником. Сбоку в этом же корпусе есть отверстие меньшего диаметра, которое используется для спуска воздуха.

Принцип работы ручного воздухоотводчика следующий:

  1. В рабочем режиме отопительного контура запорный винт плотно закручен. Выпускное отверстие герметично закрыто конусом.
  2. Для выпуска воздушной пробки винт откручивают на пару оборотов. В результате давления теплоносителя воздух начинает выходить через маленькое отверстие, потом попадает в выпускной канал и выводится наружу.
  3. Причем сначала из отверстия выходит только воздух, потом появляется примесь воды. Кран нужно закрыть, когда из отверстия потечет только струя воды.

Поскольку в ручном воздухоотводчике нет подвижных деталей, которые могут засориться, поржаветь или износиться, он является надежным и безотказным устройством. Такой вентиль устанавливается только на радиаторы.

Клапаны ручного типа по способу откручивания подразделяются на следующие разновидности:

  • для открывания используется металлическая или пластиковая рукоятка;
  • чаще можно встретить шлиц под отвертку с плоской рабочей лопастью;
  • для откручивания специальным ключом стоит винт с четырехгранным наконечником.

Принцип работы автоматического клапана

Автоматический воздухосборник для системы отопления работает без вмешательства человека. По сути, это вертикальный латунный цилиндр с резьбой и пластмассовым поплавком внутри. Поплавок связан посредством рычага с прижатым пружиной клапаном сброса воздуха. Этот клапан вмонтирован в крышку.

Принцип работы автоматического воздухоотводчика в системе отопления следующий:

  1. При работе системы отопления внутренняя камера прибора заполнена водой, которая поджимает поплавок вверх. В итоге воздушный клапан поджат пружиной и плотно закрыт.
  2. Когда в верхней части камеры накапливается воздух, уровень теплового носителя снижается, что вызывает опускание поплавка.
  3. При падении уровня жидкости до критического значения под тяжестью поплавка пружина сжимается и открывает клапан. В итоге воздух начинает стравливаться.
  4. За счет повышенного давления теплоносителя в системе вытесняется весь воздух из камеры прибора. Жидкость занимает место вытесненного воздуха и вызывает подъем поплавка, который поджимает клапан вверх и плотно закрывает отверстие.

Во время заполнения сети теплоносителем стравливание воздушных пробок происходит постоянно, поскольку поплавок лежит на дне емкости. Когда вода заполняет камеру, пружинный механизм поднимает клапан. В итоге процесс стравливания прекращается. Однако некоторая часть кислорода остается в корпусе под крышкой, но это никоим образом не сказывается на работе отопительного контура.

Автоматические устройства бывают с угловым и прямым присоединением. Последняя разновидность производит сброс вертикально, а первая – в сторону. Угловой вариант ценится за надежность работы, но хуже собирает воздушные пузырьки.

Профилактика появления воздушных пробок

Профилактика завоздушивания отопительной системы позволяет минимизировать возникновения таких ситуаций, когда нужно постоянно заниматься сбросом воздушных пробок из системы отопления. Для этого осуществляют следующие профилактические мероприятия:

  • установка на всех батареях кранов Маевского или автоматических воздухоотводчиков;
  • вне отопительного сезона нужно проверить правильность навески радиаторов на стены по уровню. Если встретятся нарушения горизонтальности коллекторов отопительных приборов, то нужно откорректировать положение с помощью подкладок под кронштейны;
  • в местах отопительной системы с постоянными воздушными пробками устанавливают поплавковые автоматы сброса воздуха;
  • в автономных системах отопления частных домов желательно врезать в них фильтры для воды. Очищенный теплоноситель не будет провоцировать появление воздушных пробок в радиаторах.

Принцип работы устройства

Воздушный клапан (или несколько) устанавливают в системе отопления, в местах наиболее вероятных для скопления пузырьков воздуха. Это предотвращает образование большой пробки, отопление работает бесперебойно.

Кран Маевского

Такие устройства получили название по фамилии своего разработчика. Кран Маевского имеет резьбу и размеры под трубу диаметра 15 мм или 20 мм. Устроен он просто:

  • В теле корпуса клапана проделано 2 сквозных отверстия, которые в открытом положении крана Маевского сообщается с системой отопления.
  • Закрывает эти отверстия винт на резьбе с конусным наконечником.
  • Через небольшое (2 мм) отверстие, направленное вверх, происходит выброс воздуха.

Для того чтобы спустить воздух из системы следует открутить винт на 1,5-2 оборота. Воздух вырывается со свистом, поскольку коммуникации находятся под давлением. Окончание выхода воздушной пробки характеризуется падением напора и появлением воды.

На рынке можно найти несколько разновидностей крана Маевского, которые одинаковы по устройству, но отличаются способом регулирования запорного винта. Бывают:

  • с удобной рукояткой для откручивания руками;
  • с обычной головкой под плоскую отвёртку;
  • с четырехгранной головкой под специальный ключ.

Для взрослого человека принцип откручивания запорного винта значения не имеет. Однако в доме, где есть дети, безопаснее использовать устройства, которые следует откручивать специальным приспособлением. Открутив обычный кран с удобной рукояткой, ребёнок может ошпариться кипятком.

Автоматический кран

Автоматический клапан для сброса воздуха устроен по принципу поплавковой камеры, конструкция включает:

  • вертикальный корпус диаметром 15 мм;
  • поплавок внутри корпуса;
  • пружинный клапан с крышкой, который соединён и регулируется поплавком.

Работает автоматический воздушный клапан для отопительной системы без участия человека. В нормальном состоянии, когда воздух в системе отсутствует, поплавок прижат давлением жидкого наполнителя к крышке клапана. Крышка при этом плотно закрыта.

По мере накопления воздуха в теле клапана, поплавок опускается вниз. Как только он опустится до критической отметки, открывается пружинный клапан и стравливает наружу воздух. Под давлением носителя в системе пространство вновь заполняется жидкостью. Поплавок поднимается, закрывая крышку пружинного клапана.

Когда в коммуникациях отсутствует теплоноситель, поплавок лежит на дне клапана. По мере наполнения системы воздух выходит из крана непрерывным потоком, пока теплоноситель не достигнет поплавка.

Различают следующие конфигурации автоматических воздушных клапанов для отопления:

  • с вертикальным воздушным выбросом;
  • с боковым выбросом воздуха (через специальный жиклёр);
  • с нижним подключением;
  • с угловым подключением.

Для дилетанта конструктивные особенности автоматического крана не имеют значения. Однако для профессионала разница для выбора между устройствами есть.

Считается что:

  • устройство с жиклёром и боковым отверстием в эксплуатации надёжнее, чем автоматический клапан с вертикальным воздушным выбросом;
  • клапан с нижним подключением эффективнее улавливает воздушные пузырьки, чем клапан с боковым монтажом.

Если конструкция крана Маевского не претерпевает изменений уже много лет, то устройство автоматических клапанов постоянно совершенствуется и дополняется.

Производители предлагают автоматические клапаны с дополнительными устройствами:

  • с мембраной для защиты от гидроударов;
  • с отсекающим клапаном, для удобства демонтажа устройства во время отопительного сезона;
  • мини-клапаны.

Автоматические воздушные клапаны для отопления нуждаются в частом осмотре и очистке. К несомненным достоинствам данных устройств относят возможность их установки в труднодоступных местах.

Шаровой

Канализационное затопление особенно вероятно в высотных домах, где на одной вертикальной трубе располагаются сразу несколько квартир. Может оказаться достаточным для засорения стояка даже одного полиэтиленового пакета, и тогда да, не находящая себе пути, будет устремляться обратно, выплескиваясь из всех сливных отверстий. Особенно вероятна такая ситуация в старых домах, где трубы покрыты с внутренней стороны толстыми корками отложений.

Особенно высок риск обратного прорыва отработанной воды в квартирах на первом этаже. Часто на ночь в таких квартирах приходится затыкать стоки тряпками, пробками и другими импровизированными затычками. Но если на первых этажах установлены клапанные затворы, вода может прорываться и на втором этаже. До третьих этажей напора обычно уже не хватает, а если он достаточно силен, то просто разрушит затор и вода уйдет в трубу.

Итак, ставить обратный клапан стоит, если:

  • Ваша квартира расположена на первом или втором этаже.
  • Вы живете в индивидуальном жилище: коттедже, даче, частном домике.
  • Дом построен давно и в нем не проводилось капитального ремонта канализационной системы с заменой стояков.
  • По словам соседей, в доме нередки случаи засорений канализации.

Небольшие затраты на покупку и установку защитных устройств в этом случае окупятся сторицей, позволив не опасаться внезапных расходом и нервотрепки.

Если в доме установлен общий клапан на стояк, он может снизить риск затопления. Но в проблемных квартирах лучше поставить отдельные клапаны на каждый сток для полной уверенности.

Устройство

В 2022 году существует множество вариантов такого агрегата. Они отличаются материалами, размерами и формой, способом запирания и многими другими параметрами. Но назначение у всех видов клапанов одно – отсечь в трубе канализационную воду, резко устремившуюся в обратном направлении.

Практически у любой конструкции есть следующие элементы:

  • Патрубки, через которые сливаемая вода входит в клапан и покидает его.
  • Ручка, которая перекрывает клапан принудительно. Ее можно использовать, отсекая выходы из канализации на ночь, или при попытке прочистить канализационную систему.
  • Съемная крышка, которая позволяет проинспектировать состояние клапана и при необходимости выполнить очистку его деталей от загрязнений.
  • Запорный механизм. У шарового клапана – это резиновый шарик, но могут также применяться мембраны, заслонки и другие устройства.

Клапан не будет работать, если перепутать «вход» и «выход» местами. Обычно направление движения стоков в клапане показано стрелкой, нанесенной на корпус. Учитывайте его при монтаже!

Основные виды

Прежде всего, клапаны различаются по диаметру. В стандартах для монтажа канализации, оставшихся еще с советских времен, для стояков установлен диаметр в 110 мм, а все прочие трубы имеют диаметр в 50 мм. Сегодня появились и нестандартные варианты, например, с диаметром 75 мм, но они имеют существенно меньшее распространение.

Для изготовления отсечных устройств используют различные материалы. Они могут быть как металлическими (бронза, латунь, нержавеющая или углеродистая сталь), так и полимерными (ПВХ, полиэтилен). Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки:

  • Металлические изделия стоят существенно дороже. Они долговечны, но требуют внимания к своему состоянию и периодического обслуживания.
  • Пластиковые клапаны стоят дешевле. Они практически не корродируют. Но механическая прочность у таких конструкций меньше.

Конструктивно обратные (или фановые) клапаны тоже различаются. Вот наиболее распространенные варианты:

  • Шаровый клапан устроен очень просто: в трубе свободно находится резиновый шарик, диаметр которого немного превышает общий диаметр трубы. При движении жидкости в прямом направлении шарик отходит в специальную камеру, а при обратном движении подхваченный водой шарик плотно затыкает горловину трубы. Благодаря столь простой конструкции, в этом устройстве ломаться просто нечему.
  • Межфланцевое устройство. Самый компактный вариант. Такой клапан удобен для монтажа в ограниченном пространстве. Но при выходе из строя придется разобрать часть системы, чтобы починить или заменить забарахливший узел.
  • Подъемные и поворотные клапаны имеют в конструкции подпружиненные заслонки. Такие устройства сравнительно крупногабаритные, тяжелые и не дешевые. Преимущество – возможность легко выполнить разборку для очистки, регулировки и мелкого ремонта.

Выбор конкретного типа устройства зависит от отпущенного на ремонт бюджета, места установки, типа трубы и имеющихся условий.

Как правильно установить воздушный клапан для канализации читайте в статье: здесь

Конструкция и принцип работы

Автоматический воздушный клапан для систем отопления имеет простую и надежную конструкцию. Полый металлический корпус снабжен присоединительным патрубком, который располагается снизу или сбоку, в зависимости от варианта исполнения изделия. Во внутренней камере устройства расположен поплавок, выполненный из полимерной смолы. Поплавок рычажной тягой соединен с игольчатым клапаном, закрывающим отверстие в верхней части крышки воздухоотводчика.

Удаляя пробку при помощи ручного клапана, требуется контролировать процесс, чтобы вовремя перекрыть устройство — полностью стравленным воздух будет тогда, когда через сбросник потечет струйка теплоносителя. Установка автоматического отводчика воздуха избавляет от лишних хлопот по обслуживанию отопительной системы.

Принцип работы устройства базируется на использовании силы тяжести — полый поплавок легче воды, но тяжелее воздуха. В обычном состоянии воздухоудалитель заполнен теплоносителем, за счет чего поплавок находится в верхнем положении, прижимая игольчатый клапан. С течением времени теплоноситель вытесняется из внутренней камеры устройства скапливающимся газом.

В результате поплавок под воздействием силы тяжести опускается вниз, приоткрывая клапан. Скопившийся воздух под давлением жидкости в системе отопления выходит наружу через отверстие в корпусе отводчика, а камера вновь заполняется теплоносителем, который поднимает поплавок, автоматически закрывая клапан.

Поплавковые развоздушиватели служат для удаления воздушных пробок, а также помогают ускорить слив теплоносителя из системы на время профилактических или ремонтных работ. Из-за понижения уровня теплоносителя в контуре клапаны автоматически открываются, и поступающий через них воздух заставляет жидкость быстрее сливаться.

Причины завоздушивания системы

Воздух в отопительном контуре негативно влияет на функционирование и долговечность системы. Кислород, вступая в реакцию со сталью, вызывает коррозию. Воздушные пробки мешают нормальному движению теплоносителя, блокируют нагрев верхней части радиаторов или приборов отопления целиком. Наличие воздушных пузырей в теплоносителе ведет к преждевременному износу подвижных частей циркуляционных насосов.


Завоздушенная система отопления

Существует несколько причин формирования воздушных пробок

:

  • Использование в качестве теплоносителя воды из водопровода, не прошедшей специальную обработку для удаления растворенного воздуха. При нагреве газы покидают жидкую среду и скапливаются в верхних точках трубопровода и батарей.
  • Чрезмерно быстрое заполнение системы теплоносителем или его подача не из нижней точки. В такой ситуации жидкость не успевает вытеснить воздух из всех уголков смонтированной системы.
  • Потеря системой герметичности из-за погрешностей в монтаже или повреждения элементов.
  • Применение полимерных труб, не имеющих барьерного покрытия, которое препятствует проникновению молекул кислорода в теплоноситель.
  • Ошибки при разработке проекта или обустройстве системы (неправильно выбранный угол наклона труб и т.д.).
  • Попадание воздуха в систему в ходе ремонта, требующего демонтажа элементов контура.

Как работает воздухоотводчик для пара (термостатический конденсатоотводчик)


Принцип действия термостатического конденсатоотводчика основан на разности температур пара и конденсата. За открытие/закрытие отводящего клапана отвечает капсула с диском, наполненная специальным составом, расширяющимся при нагреве. Под ней располагается седло, выступающее в качестве запорного механизма. В холодном состоянии между диском и седлом есть зазор, через который выходят воздух, неконденсируемые газы и образующийся конденсат. Как только пароконденсатная система прогревается, диск опускается на седло и препятствует выходу пара.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]