Особенности устройства вентиляции в погребе гаража


В подвальных помещениях, где хранятся овощи и другие запасы продовольствия, особенно важно наладить воздухообмен. В противном случае помещение может отсыреть, и продукты придут в негодность. Многие обустраивают под хранилище погреб гаража, и о вентиляции в нём забывать не стоит: это может привести не только к сырости из-за скопления конденсата, но и к полному разрушению всей постройки.

Владельцы гаражей часто стремятся использовать каждый квадратный метр земли, которая им принадлежит. Именно с этой целью под землёй оборудуется погреб, подвал для хранения ценных вещей или заготовок на зиму. Мало кто задумывается, что нужно обеспечить подходящие условия для поддержания стабильного микроклимата в этом помещении. Однако даже в гараже с подвалом правильная вентиляция необходима.

Обеспечив оптимальный обмен воздуха, можно избежать многих негативных последствий. К ним относятся:

  • Образование конденсата на стенках. Из-за этого влажность в погребе возрастает, что приводит к появлению плесени и грибка, портящих находящиеся в помещении вещи. Если же это происходит в месте хранения овощных или фруктовых запасов, они рискуют очень быстро испортиться.
  • Верхняя часть гаража намного быстрее остывает, чем подземная, поэтому в подвале будет всё время жарче, чем над землёй. Это может привести к накоплению влаги внизу, её испарению и подъёму в гараж. За этим последует порча автомобиля или мотоцикла, а также хранящихся рядом с ними инструментов.
  • Порой в гаражах хранят то, что дома причиняло бы слишком много неудобств: различные горюче-смазочные материалы и химические средства. При их испарении выделяются токсичные вещества, опасные для людей. Если они накопятся в помещении, человеку грозит отравление и даже смерть. Обустройство правильной вентиляции помогает избежать этой угрозы: свежий воздух из окружающей среды будет поступать постоянно, разбавляя концентрацию токсинов, а сами они смогут постепенно выветриваться.

Поэтому, хотя и может казаться, что установка вытяжек и вентиляторов в нежилом помещении — излишняя роскошь, без них не обойтись. Их отсутствие может привести ко многим нежелательным последствиям, которые сведут на нет преимущества от использования дополнительного пространства.

Особенности зимней вентиляции гаража

В большинстве случаев вентиляция гаража зимой обустраивается на основе температурной разницы между «внутренней» теплотой прогреваемого помещения и «внешним» ходом замерзающей окружающей среды. Причем с точки зрения энергетической эффективности воздухообмена такой базис выглядит очень привлекательно – естественная вентиляция будет работать как бы сама по себе, без потребления энергии.
Однако с позиции функциональности «температурное» проветривание может оказаться недостаточным, вследствие низкой скорости оттока воздушных масс, что приведет к накоплению конденсата водяных паров на автомобиле и стенках гаража. Ведь пропитанный влагой корпус транспортного средства проржавеет буквально за пару-тройку сезонов.

Машина стоит в гараже

Поэтому в данной статье мы постараемся найти компромисс между скоростью и энергетической эффективностью вентиляции гаража в холодное время года.

Внутреннее утепление гаража

Вентиляция может не справиться с конденсатом – возможно, нужно будет утеплить гараж изнутри, чтобы изменить расположение точки росы. Для этого выбирают влагостойкие материалы с низкой теплопроводностью. Большинство гаражей в России утеплено пенопластом, хотя его современные аналоги пенополистирол или пеноизол толще и утепляют лучше.

Для утепления гаража не рекомендуется использовать минеральную вату и другие волокнистые материалы, которые намокают, теряют свои свойства и неизбежно приводят к локальным катаклизмам в гараже.

Alexb4Участник FORUMHOUSE

Утеплял потолок в гараже минватой, чего вам не посоветую. При перепаде температуры на плите перекрытия скапливался конденсат, а как только затапливали печь, все это начинало течь вниз. Минвата отсыревала, толку от нее не было.

При утеплении гаража следует помнить, что:

  • Пенопласт и его производные монтируется на обрешетку, на нее же крепятся листы финишной обшивки.
  • Нет смысла монтировать теплоизоляцию во влажном и холодном помещении, поэтому перед началом работ гараж прогревают тепловой пушкой или строительным феном.
  • Теплоизоляция не будет как следует работать без герметизации стыков между материалами. Одна из причин появления конденсата – плохая заделка швов.
  • В кирпичных гаражах и гаражах из ракушняка стены утепляют с двух сторон. В металлическом гараже наружного утепления не делают.

Как устроена типовая вентиляция гаража?

При обустройстве вентиляции помещения гаража используется классическая приточно-вытяжная схема с продольным перемещением воздушных масс. Потоки воздуха движутся от ворот к противоположной стене, «заходя» в гараж сквозь отверстия в створках или приточные клапаны и «выходя» из помещения сквозь вытяжку, обустроенную под потолком или в зоне притолоки.

Побуждение потока происходит либо за счет разницы высоты расположения приточного и вытяжного клапана, а равно и температуры воздуха в гараже и снаружи, либо за счет использования механического напорного узла – вентилятора, встраиваемого в вентиляционный канал.

При этом по-настоящему сильная вентиляция в гараже возможна лишь в случае механического побуждения потока. В свою очередь, абсолютно бесплатная (в эксплуатации) вентиляция возможна лишь в случае естественного побуждения потока воздухообмена.

Однако помимо эффективности и дешевизны для того и другого варианта характерны и прочие достоинства и недостатки. И дабы приблизиться к пониманию идеи оптимальной конструкции вентиляционной системы нам придется изучить как положительные, так и отрицательные стороны естественной и принудительной вентиляции.

Плюсы и минусы естественной вентиляции

Для естественного побуждения притока нам придется высверлить в нижней части створки гаражных ворот множество 1,5-сантиметровых отверстий. Причем общее число таких «каналов» должно равняться количеству квадратных метров площади гаража. Например, для площади 20 «квадратов» нужно не менее 20 отверстий.

Естественная вытяжка вынуждает обустроить в верхней части противоположной воротам стены гаража вентиляционное отверстие, площадь которого равняется сумме площадей 1,5 сантиметровых каналов.

Обустроенная подобным образом вентиляция демонстрирует следующий набор достоинств:

  • Отсутствие потребности в подпитке электроэнергией. Нет вентилятора – нет и счетов за электричество.
  • Минимальный уровень пожарной опасности. Нет электродвигателя – не и риска искрения с последующей детонацией паров бензина.
  • Отсутствие потребности в обслуживании системы. Нет движущих частей – нет и ремонта.

Вместе с тем, практически идеальная в летнее время естественная вентиляция в гараже, зимой превращается в источник очень серьезных проблем, поскольку холодное время года обнажает следующие недостатки подобной схемы:

  • Зависимость пропускной способности от проницаемости приточного или вытяжного канала. Зимой 1,5-сантиметровые отверстия в створке «зарастут» инеем буквально за одну-две недели, остановив процесс воздухообмена.
  • Зависимость тяги в канале от погодных условий. Сильный снегопад попросту закроет и приточные каналы, и вытяжную трубу.
  • Недостаточную производительность системы, рассчитанной на хранение относительно «сухого» автомобиля. Ведь зимой на транспортное средство может налипнуть до 100 килограмм снега, которые растают в теплом гараже и напитав воздух избытком влаги, для утаения которого нужна по-настоящему мощная вентиляции.

Как видите: естественная схема воздухообмена идеальна только летом, а зимой ее эффективность сомнительна.

Достоинства и недостатки принудительной вентиляции

Для принудительного побуждения воздухообмена нам понадобится особый вентилятор с защитой от искрения якоря. Он встраивается в приточный и вытяжной канал, монтируясь снаружи гаража – такая схема размещения поможет снизить риск детонации паров бензина.

Принудительная вентиляция в гараже

Подобная схема компоновки наделяет вентиляционную систему следующими достоинствами:

  • Принудительная система откачает из гаража любой объем воздуха, обеспечивая любую кратность воздухообмена.
  • Каналы для воздухообмена остаются чистыми в любых условиях, поскольку высокая скорость воздуха затрудняет процесс образования пробки из инея. То есть принудительная вентиляция гаража зимой не зависит ни от погоды, ни от температуры.

Однако практика применения напорного оборудования гарантирует наличие следующих проблем:

  • Зависимости процесса воздухообмена от наличия электроэнергии в сети. Нет электричества – нет и вентиляции.
  • Необходимости оплачивать перерасход электроэнергии. Даже самый слабый вентилятор «съест» не менее 10 кВт в сутки.
  • Необходимости организовывать периодическое обслуживание или замену вентиляторов. Рано или поздно сломается даже самый надежный агрегат.

Проще говоря: эффективность принудительной системы зависит от денег и работоспособности напорного оборудования. Нет денег – нет и вентиляции.

Комбинированная зимняя вентиляция в гараже – баланс функциональности и эффективности

Комбинированный вариант воздухообмена предполагает естественный приток и механическо-естественный отток воздуха. То есть мы обустраиваем естественную вентиляцию, дополняя ее вытяжную ветвь напорным узлом.

Воспользовавшись этой схемой, владелец гаража получит следующие преимущества:

  • Минимальное энергетическое потребление при максимальной производительности.
  • Минимальный риск пожара – вентилятор закреплен на стену снаружи.
  • Возможный переход на энергосберегающий режим естественной вентиляции.

В итоге безупречно работает даже вентиляция погреба — в гараже зимой и летом полно свежего воздуха, продувающего помещение снизу доверху.

Разумеется, у этой схемы есть определенные недостатки, например, та же зависимость от электричества. Но в данном случае «минусы» конструкции нивелируются суммарными «плюсами» естественной и принудительной схемы вентиляции.

Поэтому комбинированный вариант воздухообмена можно считать практически идеальным решением проблемы вентиляции гаража в зимнее время. Ну а летом вы сможете переключить свою систему на дешевый естественный воздухообмен, сэкономив немалые средства.

Способы улучшения естественного вентилирования

Не применяя механические инструменты усиления воздухообмена, добиться стабильного обновления атмосферы в помещении гаража можно двумя способами – нагревом вытяжной трубы и установкой на ней дефлектора.

Прогрев вытяжного канала

Прогретый воздух легче холодных воздушных масс, поступающих через приточный воздухозаборник. Стремясь к наивысшей точке, он выходит через вытяжной вентканал, заменяясь свежим воздухом снаружи – давление внутренней (в гараже) и внешней (на улице) атмосфер должно сравняться.


Выстраивая естественную вентиляцию в автобоксе, достаточно следовать рекомендациям данной схемы

Чтобы улучшить прогрев воздуха в верхнем слое атмосферы внутри холодного гаража, нужно выкрасить вытяжной канал черным. В итоге стенки воздуховода поглотят максимальное количество солнечной энергии и будут нагревать воздух внутри канала, побуждая его интенсивнее двигаться вверх.

Планируя естественную вентиляцию с учетом черного окраса, не следует осуществлять теплоизоляцию вентканала. Однако для метода «прогрев лампой накаливания» теплоизолировать вытяжной воздуховод крайне необходимо.

С осени в гараже становится холодно. Для автомобиля это не проблема, но для приточно-вытяжной вентиляции – очень плохо.

Если горячий двигатель первый час после заезда в бокс еще послужит источником тепла для воздуха, то спустя пару часов в неотапливаемом гараже установится температура, практически равная уличной. И естественная вентиляция перестанет действовать.


Ветровой поток обдувает дефлектор (схема а), воздух из канала вытяжки делится на несколько направлений (схема б). При этом возникают множественные зоны пониженного (-) и повышенного (+) давления

Сохранить воздухообмен и предотвратить обледенение вытяжного канала (в нем будет накапливаться конденсат) позволит обычная 40 ваттная лампа накаливания.

Достаточно подвесить ее патрон под проемом вертикального канала вытяжки и оставить включенной. Тепла, генерируемого лампой, хватит для движения воздуха на скорости 0,2-0,4 м/с.

Причем канал воздуховода обязательно нужно обернуть теплоизоляционным материалом и убедиться, что в утеплитель не поступает влага. Тепла от лампы накаливания немного, на полную длину вытяжной трубы его может не хватить и воздух быстро остынет.

Заметим, что применение люминесцентных или светодиодных ламп улучшению воздухообмена не способствует – они генерируют значительно меньше тепловой энергии. Пригодны только лампы накаливания.

Установка вентиляционного дефлектора

Это устройство способствует увеличению вытяжной тяги до 20% без применения каких-либо механических приспособлений – за счет образования зоны низкого давления у оголовья воздуховода.

Основываясь на законе Бернулли, дефлекторы меняют движение потоков воздуха благодаря своей конструкции (сечению).


Параметры элементов дефлектора ЦАГИ привязаны к диаметру вытяжного вентканала. Цифрами на схеме обозначены: оголовок вытяжки (1); стакан диффузора (2); внешний корпус (3); стойки колпака (4); колпак (5) (+)

Ветер вынужден огибать изогнутый корпус дефлектора, что приводит к образованию миниатюрных зон относительного вакуума, побуждающих массу воздуха в трубе двигаться вверх.

Конструктивно вентиляционный дефлектор (на примере проекта ЦАГИ) состоит из таких элементов:

  1. Диффузора (стакана), имеющего форму усеченной конической трубы. Узкой стороной он одевается на вытяжную трубу. Способствует установлению разницы воздушного давления и усилению тяги.
  2. Колпака (зонта), предохраняющего канал воздуховода от проникновения летучего мусора и атмосферных осадков.
  3. Внешнего корпуса, имеющего цилиндрическую форму. Создает зоны низкого давления путем рассечения ветрового потока.

Тип дефлектора ЦАГИ широко используется для усиления естественной тяги вентиляционных труб в России. Наряду с ним известны тарельчатые, флюгерные, Н-образные и ротационные дефлекторы.

Кстати, отечественные вытяжки естественной вентиляции особенно часто оборудуются дефлектором Григоровича.

Эффективность работы вытяжных дефлекторов любой конструкции прямо связана с атмосферными условиями, а именно — наличием ветра.

То есть, при сильном ветре это устройство развивает максимальную тягу в системе естественной вентиляции, а при безветрии совершенно не работает.


Определяющим моментом является близость конька кровли. Чем он ближе к трубе, тем выше ее следует поднять (+)

Дефлектор способен не только улучшить тягу, но и предотвратить «закупорку» вытяжной трубы при сильных ветрах, преодолеть которые слаботочная естественная вентиляция не в силах.

Кроме того оборудованный дефлекторным устройством вентиляционный комплекс наиболее защищен от опрокидывания тяги.

Обращаем внимание на потребность поднятия оголовья вытяжки, оснащенной дефлектором, над плоскостью крыши на полметра и более. Действуют также условия расположения в части близости кровельного конька, рассмотренные на схеме выше.

Какое вентилирование подходит для погреба в зимний период?

Если подвал небольшого размера(обычно 5-7 м²), то эффекта от работы естественного вентилирования для хорошей сохранности овощей и консервирований в холодную пору года, будет вполне достаточно.

Особенности воздухообмена зимой характеризуются повышенной тягой, которая уменьшается с наступлением потепления на улице.

Суть естественной вентиляции состоит в наличии двух труб: вытяжной и приточной. Край первой устанавливается под потолком, и через нее выходит наружу легкий теплый воздух, а вторая должна заканчиваться внизу, недалеко от пола, и при помощи данного канала осуществляется приток.

Естественная вентиляция может быть упрощена до сооружения с одной трубой — вытяжной. Также может быть еще более экономичный вариант, когда оборудуют в наружной стене отверстие, и заслоняют его решеткой-жалюзи.

Если погреб расположен в большом помещении, то произвольная вытяжка может не дать желаемого результата. Тогда на помощь придет принудительная вентиляция для нормализации влажности воздуха. Отличается она от естественного проветривания в применении вентиляторов. Безотказно действует данная циркуляция и в безветренную погоду.

Существует еще один метод принудительной вентиляции. В верхней части вытяжки, располагают турбину(вращающийся дефлектор), которая создает дополнительную тягу.

Потоки воздуха приводят ее в движение, и вращают вентилятор, усиливающий вытяжной эффект.

Перед установкой вентиляции у владельцев погреба может возникнуть вопрос, на каком виде остановиться. Дело в том, что если площадь относительно небольшая, то установка принудительной вытяжки может принести вред хранящимся продуктам: слишком активное проветривание может пересушить овощи и они потеряют свои свойства.

Какую выбрать для монтажа своими руками

Основным критерием выбора типа вентиляции для данного подвала под гаражом является площадь помещения.

  • Владельцы небольших гаражей (до 50 кв. м), которые согласны проводить периодические осмотры и чистку труб, могут ограничиться системой естественной вентиляции.
  • Если подвал расположен под большим гаражом, предназначенным для стоянки больших грузовиков и автобусов, его следует оборудовать принудительной вентиляцией, которая обеспечивает воздухообмен с помощью дополнительных вентиляторов или других механических нагнетателей.

Правила монтажа естественной вентиляции

Идеально, когда монтируется вытяжка при постройке погреба, но если устройство своевременно установлено не было, то это не критично. Каждому хозяину будет под силу оборудовать это нехитрое сооружение в своем подвале.

Перед тем, как начать сооружать естественную вытяжку, стоит ознакомиться с некоторыми рекомендациями:

  1. Перед приготовлением к установке вытяжной и приточной труб, следует позаботиться об утеплителе для них. Это делается с целью избежания образования инея, а затем — конденсата. Особое внимание следует уделить именно вытяжной трубе. Чтобы она не закупоривалась наледью ее следует хорошенько утеплить снаружи. Можно использовать специальный пенополистирол для труб.
  2. Для приточной трубы лучше использовать конструкцию без изгибов или с минимальным их количеством, еще она должна быть без сужений и расширений.
  3. Необходимо, чтобы выведенная наружу приточка, имела защиту от попадания в нее снега. Также стоит побеспокоиться о сеточке на верхней кромке трубы, которая предотвратит проникновения грызунов.
  4. Чтобы равномерно в погреб поступали и уходили воздушные массы, диаметр приточной и вытяжной труб, должен быть одинаковым.
  5. Для защиты от переохлаждения подвала зимой, в трубах следует расположить раздвижные заслонки. В это время года необходимо дозировано вентилировать помещение, чтобы не переохладить содержимое погреба, и таким образом не принести продуктам вред вместо пользы.

Зная эти важные нюансы, можно будет приступать к оборудованию естественного вентилирования.

Чтобы смонтировать вентиляцию в погребе, необходимо проделать 2 отверстия в противоположных сторонах потолка. Трубы вставляют в отверстия по-разному, в зависимости от выполняемой функции каждой из них. Конец вытяжной фиксируют под потолком (на высоте 1,5-2 м над полом), а над зданием она должна возвышаться на 30-50 см. Приточная труба располагается в 30 см от земли. В роли вентиляции можно использовать обычные канализационные пластиковые трубы. Оптимальный их диаметр является 100-250 см2.

Когда площадь подвала маленькая, то заменой двум трубам, может быть одна, но двухканальная с ветроулавливателем с верхнего края.

Проверить, качественно ли работает вентиляция в погребе, можно с помощью обычного источника огня (спичек или зажигалки). Зажженное пламя должно при поднесении его к нижней кромке одной из труб активно отклоняться, что будет обозначать наличие движения воздуха.

Предпочтительные схемы устройства

Как сделать вытяжку в гараже своими руками? Для типичного гаража с небольшими размерами рекомендуется выбрать систему вентиляции, показанную на рисунке 1 ниже:

Это простой и довольно эффективный вариант. В гаражах автовладельцев часто можно увидеть трубу в качестве настоящей системы вентиляции больших помещений. На вопрос: “Почему вы сделали это именно так, вам нужна дополнительная работа?”, ответ звучит так: “А как иначе?”, то есть люди просто копируют то, что видят в промышленных зданиях, и занимаются черной магией.

Можно использовать гаражный вентилятор диаметром 150-250 мм, предпочтительно канального типа (с фланцами для встраивания в дымоход). Это создает достаточный вакуум и выводит все газы и пары легче воздуха в течение нескольких минут.

Тяжелые компоненты дыма и газов, которые обычно рассеиваются на земле, разбавляются воздухом, поступающим через воздухозаборник внизу или щель между полом и дверью, и поднимаются вверх. В течение 10-15 минут воздух в гараже будет полностью заменен свежим воздухом извне.

На рисунке видно, что вход и выход воздуха расположены почти по диагонали параллелограмма, в форме которого выполнен гараж. Поэтому не будет зон застоя.

Особенно важен дополнительный вентилятор. Вам не обязательно покупать его, но если вы его купите, это будет большим преимуществом. Он прекрасно уравновешивает влажность в гараже. С его помощью можно быстро высушить автомобиль и предотвратить очень значительное ржавление металла.

Этот вентилятор, даже без нагрева, высушит ваш автомобиль в течение нескольких часов. Крышка наружного вентилятора может быть открыта или закрыта, разницы нет. Зимой, весной и осенью сушка более важна, чем летом. Вентилятор в помещении должен быть переносным, это более удобно.

Где следует размещать вытяжной вентилятор в гараже? Если в гараже есть подвал или смотровая шахта, их необходимо проветривать. Это создает зону, в которой может застаиваться загрязненный воздух. Гараж с погребом или ямой показывает, что владелец умеет обращаться с лопатой или имеет доступ к технике высокого уровня.

В этом случае, чтобы не загромождать помещение гаража трубами, вентиляцию можно вывести в отдельную шахту, примыкающую к гаражу, как показано на рис. 2:

Диаметр труб должен быть не менее 100 мм. Трубы должны быть изолированы от мороза и конденсата минеральной ватой толщиной 3-5 см. Лучше выбирать трубы из пластика, так как они не ржавеют. Как видно на рисунке, такая короткая труба не будет оказывать большого сопротивления воздушному потоку. Его длина не превышает 1,5 метра.

Вентиляционный канал закрывается кожухом с жалюзи, который можно легко сварить из железного листа и загрунтовать против ржавчины. Он также может быть изготовлен из дерева и покрыт оцинкованным металлическим листом. Высота покрытия над землей составляет 30-50 см. В качестве защиты от грызунов можно использовать сетку на трубе – но они могут забраться куда угодно. Воздух поступает в подвал или шахту через воздухозаборник и отверстия в шахту и лестницу.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Работа в воздуховоде с большим количеством газообразных веществ тяжелее воздуха может быть смертельно опасной в прямом смысле этого слова. Даже безвредный углекислый газ, который мы пьем вместе с минеральной водой, может убить человека при работе в шахте с этим газом. Поэтому при проведении таких работ необходимо установить вытяжную вентиляцию с вытяжным вентилятором на уровне пола.

Вентилятор может быть реверсивным, и тогда его можно также использовать для подачи свежего воздуха снизу. Как правило, воздух всасывается снизу, потому что воздух в помещении теплее, чем воздух снаружи. Нагреваясь, он смешивается с воздухом в помещении и поднимается к потолку.

Поэтому вытяжки обычно располагаются в верхней части. Но, как мы уже отмечали, бывают случаи, когда грязный воздух необходимо всасывать снизу. В этом случае вентилятор должен создать достаточное давление для продувки воздуховода, а один может не справиться.

Затем два вентилятора устанавливаются последовательно, с расстоянием между ними не менее 50 см. Рисунок 3 иллюстрирует этот вариант.

Во втором случае воздух всасывается снизу. Если вентиляторы реверсивные, чистый воздух может нагнетаться в шахту с улицы. В некоторых случаях этот способ вентиляции может быть более эффективным. Можно комбинировать варианты 2 и 3, где заслонки могут использоваться для выбора точки забора воздуха.

В варианте 3 труба может быть украшена углублением с полками для инструментов. Это делает трубы менее заметными, и каждый сантиметр пространства используется с пользой. Не забывайте о простоте обслуживания – все должно быть спроектировано так, чтобы его можно было легко демонтировать, заменить и установить заново.

Все нюансы обустройства вентиляции погреба в гараже зимой

Нередко погреб для хранения продуктов располагается под гаражом. В этом случае он также должен иметь вентиляцию. Вытяжной канал монтируют так, чтобы он проходил сквозь гаражное пространство и сквозь крышу. От высоты трубы зависит сила тяги. Если кровля гаража оборудована коньком, то кромку трубы следует продлить выше его.

Вентиляция погреба в гараже зимой требует периодической проверки тяги. Необходимо осматривать трубу насчет обледенения, и вовремя его устранять. А может сложиться такая ситуация, что будет капать с вытяжного устройства конденсат, тогда на нижние кромки труб следует установить съемную емкость. Жидкость нужно вовремя выливать.

Утепление вытяжного и приточного каналов так же актуально, как и в предыдущем случае. Трубы полностью следует окутывать теплоизоляционным материалом.

Монтаж притока воздуха в подвале и гараже можно совместить. Одно отверстие делится на 2 рукава, первый из них опускается в погреб. Как уже было рассмотрено, трубы в помещении располагают в противоположных углах.

Если необходимо уменьшить процент влаги в воздухе, в дополнение вытяжки ставят тару с адсорбентом. Это может быть стакан риса или соли, а бывает и тормозная жидкость.

Сплошное перекрытие пола гаража

Еще одно важное мероприятие для устранения и профилактики конденсата в гараже – бетонирование всей поверхности земляного пола и смотровой ямы гаража, чтобы в помещение не попадала влага из почвы. Если по каким-то причинам прямо сейчас это сделать невозможно, нужно найти другой способ сплошного перекрытия грунта.

AfavaУчастник FORUMHOUSE

Самый бюджетный вариант постелить под гараж, на грунт рубероид, линолеум, все, что найдете из этого ряда.

Решить проблему конденсата в гараже помогает обустройство отмостки (без нее под гараж может затекать дождевая вода) и устранение возможных дефектов фундамента.

Важность вентиляции в гараже зимой

Тем людям, которые хранят свой автомобиль в гараже, следует позаботиться о хорошем проветривании этого помещения. Особенно важно это обеспечить в зимний период. Вентиляция в гараже зимой позволяет сберечь транспортное средство от пагубного воздействия влаги, образованной конденсацией воздушных масс.

В зимний период очень важно установить в гараже эффективно работающую систему вентиляции

Необходимость воздухообмена в гараже вызвана и еще несколькими причинами. В теплом гараже, где хранятся горюче-смазочные материалы, в воздухе скапливаются токсичные испарения. Они опасны для здоровья человека и требуют удаления.

Частые ошибки

Хотя процесс монтажа достаточно прост, многие допускают ошибки, в результате чего вентиляционная конструкция работает со сбоями, не полностью справляется с удалением конденсата или не действует вовсе. Наиболее распространенные ошибки происходят, как правило, именно на этапе установки:

  • Использование вместо канала простой дыры в стене. Такое решение особенно сильно может навредить, если в погребе содержатся овощи: нет никакой гарантии, что воздух будет выветриваться из помещения, а не, напротив, входить в него, и если это случится в зимнее время, продукты вымерзнут, и есть их будет нельзя. Оборудованные каналы должны иметь определенное сечение и угол подъема.
  • Если система вентиляции в подвале в гараже сделана по естественной схеме, ошибочным будет монтировать трубы горизонтально: в этом случае тяга практически исчезает, возобновляясь только при внешних перемещениях воздуха. В случае, если все же кажется целесообразным монтировать трубы в таком направлении, необходимо разместить их с небольшим углом наклона (до 10-12 градусов). Полностью горизонтальная конструкция будет работать только тогда, когда она оснащена устройством принудительной перегонки воздуха.
  • Если выходное отверстие находится слишком низко, тяга сильно уменьшается. По этой причине рекомендуют выводить трубу над кровлей гаража.

Необходимость вентиляции в гараже

Вентиляция гаража зимой очень важна. Из-за разницы температур на морозной улице и в тёплом герметично закрытом гараже, на поверхностях стен и мебели образовывается конденсат. Длительное влияние влаги пагубно сказывается на строении и всех предметах, расположенных в нем.

Деревянные полки и шкафы для инструментов начинают гнить, бетонные покрытия трескаться и покрываться плесенью, а корпус машины и ее детали страдают от коррозии. Часть влаги испаряется, но из-за герметичности строения влага не покидает его пределы. Именно поэтому открывая гараж в зимнее время, многие владельцы машин чувствуют сырость. Летом же – заметна влажная прохлада.

Без вентиляции в любое время года, транспортное средство подвергается большой опасности.

А при условии зимней непогоды со льдом и снегом, человек сам может навредить строению, автомобилю и самому себе. После поездок очень часто на колесах, капоте, и крыше транспортного средства остается снег, в этом случае лучше использовать трубчатые снегозадержатели на крышу. Попав в условия тёплого гаража снег начинает таять.

Поэтому целесообразнее создать качественный воздухообмен, затратив на это немного денег, чем через несколько лет проводить капитальный ремонт автомобиля. Разница стоимости этих работ отличается в несколько раз.

Утепление крыши гаража

Когда надоедают капли, падающие с потолка гаража при каждом включении обогревателя, автовладельцы задумываются об утеплении потолка.

Самый простой способ утеплить потолок гаража – насыпать на крышу толстый слой кирпичной крошки или керамзита. Эти материалы:

  • отлично впитывают влагу;
  • хорошо высыхают.

Обычно эти сыпучие материалы сверху закрывают рубероидом, который кладут на стяжку, или фанеру (ОСБ). Хватает такой конструкции лет на 10.

Если не портить хорошую крышу из профнастила не хочется, есть вариант приклеить изнутри на монтажную пену листы ЭПП 55мм или другого утеплителя.

Типы вентиляции

Для зимних морозных условий, характерных для отечественной территории, вентиляция должна быть максимально эффективной.

При большой разнице температур внутри и снаружи помещения процесс конденсации происходит в разы интенсивнее, чем в летний период. Поэтому следует подбирать вентиляцию с самым высоким КПД. По строительным нормам СНИП, это относится к показателю кратности воздухообмена.

Достичь желаемого проветривания и избавиться от пагубного влияния влаги можно, используя такие типы вентиляции:

  • естественную;
  • принудительную;
  • комбинированную.

Решив подобрать подходящую вентиляцию для частного гаража, следует уделить внимание преимуществам и недостаткам всех доступных ее разновидностей. К тому же, не менее важна и стоимость материалов и оборудования, которые могут применяться в процессе монтажа.

Самый бюджетный вариант – естественная вентиляция. Она функционирует благодаря законам физики. Необходимая для проветривания тяга образуется из-за разности температуры воздуха внутри и снаружи помещения. Но, чтобы осуществить такое явление, следует позаботиться о правильном расположении вытяжного и приточного отверстий.

С гаражами, которые имеют сквозные вырезы в воротах, провести монтаж вентиляционной системы будет проще. Эту щель можно использовать как приточное окно. Остается только подобрать подходящее место под вытяжку. Но, не стоит забывать, что даже этот простой выбор имеет свои особенности, которые влияют на качество воздухообмена в гараже.

Рекомендации специалистов

При устройстве вентиляции в погребе гаража следует учитывать ряд следующих моментов:

  • Функционирование естественной конструкции во многом зависит от климатических условий, погоды, сезона и температуры. Пик эффективности такой системы приходится на поздние осенние месяцы и зиму, когда перепад между температурными режимами так силен, что воздух циркулирует по помещению без использования оборудования.
  • Если в погребе устроена естественная система, следует внимательно следить за колебаниями температур: попадание внутрь большого объема холодного воздуха приводит к промерзанию, может навредить хранящимся внутри вещам и продуктам. Если температура резко падает, следует частично перекрыть каналы снаружи. Обычно для очень морозной зимы продухи оставляют открытыми только на четверть, осенью и весной можно открывать их наполовину.
  • Летом перепад между температурой внутри и снаружи минимален, движение воздушных масс практически прекращается. По этой причине, если гараж с погребом находится на участке в южном регионе, нецелесообразно устраивать естественную вентиляцию: стоит отдать предпочтение комбинированной схеме, чтобы в теплый сезон включался вентилятор.
  • Если погреб маленький, можно устроить систему из одной трубы, однако потребуется разделить ее на выводной и принимающий канал. Каждый из них оснащается собственной задвижкой, которая необходима для регулировки интенсивности потока.

Вывод: если в гараже обустроен погреб или подвал, служащий для хранения заготовок, инструмента, свежих овощных или злаковых культур, создание вентиляционной конструкции обязательно. Наиболее эффективной считается комбинированная система, а естественная вентиляция обходится дешевле всего. Вне зависимости от типа конструкции смонтировать ее своими руками вполне возможно, на это понадобится минимум инструментов, а работа займет в среднем 1-2 дня.

Как обеспечить естественный воздухообмен?

Имея свой частный дом, во дворе которого стоит гараж, многие люди проводят там много времени. Пагубное влияние токсичных испарений, а также самой влаги опасно для здоровья человека.

Токсичные испарения, а также сама влага — именно то, что опасно для здоровья человека, проводящего много времени в гараже

Поэтому необходимо создать благоприятные микроклиматические условия. Можно это сделать при помощи естественного воздухообмена. Для его получения следует:

  1. Выбрать места для приточного и вытяжного отверстий. Вытяжку располагают на высоте 15–20 см под потолком, а приток – в диагонально противоположном углу, на расстоянии 15 см от пола.
  2. В приточное окно устанавливается труба, уличный конец которой должен располагаться вертикально. На его конец одевается «зонтик», защищающий от снега и дождя. Такая же процедура выполняется и с вытяжным окном.
  3. Внутри на концы труб устанавливаются декоративные решетки.

Владельцы таких вентиляционных систем советуют следить за состоянием вытяжной и приточной трубы, особенно в период похолоданий и заморозков. Нередко, в их полости образовывается наледь, которая ухудшает тягу. К тому же, если ее не удалить, весной она растает и затопит помещение гаража.

Один из недостатков естественной системы вентиляции – непостоянство тяги. Ведь само проветривание зависит от погодных условий. Поэтому некоторые владельцы гаражей устанавливают на приточное и вытяжное отверстие заслонки, а не декоративные решетки. Они позволяют регулировать скорость воздухообмена по необходимости. К тому же есть возможность даже полностью остановить проветривание.

Устройство естественной вытяжки

Вентиляция подвала под гаражом может быть обеспечена одним очень простым способом: в стене необходимо сделать вентиляционный канал. В качестве альтернативы такой же канал можно сделать из блоков, уложенных на боковую грань. Схема очень проста, но способна обеспечить воздухообмен в подвале. На воздуховод необходимо установить металлическую сетку для защиты от крупных жуков и птиц.

Правильная установка естественной вентиляции.

Традиционный вариант естественной вентиляции предполагает размещение двух труб в разных углах шахты. Один воздуховод будет отвечать за приточную вентиляцию, а другой – за вытяжную. Эта схема работает в любых подвалах и погребах, которые находятся не только под гаражом, но и в других местах (включая открытые пространства).

Для наиболее эффективного воздухообмена и для того, чтобы воздух поднимался и опускался по трубам, конец подающей трубы должен находиться на высоте 40-45 см от пола. Конец выхлопной трубы должен располагаться чуть ниже потолка. Трубы могут быть изготовлены практически из чего угодно (асбестоцемент, олово, ПВХ и т.д.).

Таким образом, гараж с подвалом может вентилироваться за счет естественной вытяжки. Конечно, такой подход не идеален, но все же он может обеспечить и гараж, и подвал более или менее чистым воздухом.

Работа выполняется поэтапно:

  • Вытяжной канал закрепляется так, чтобы один его конец находился на высоте 150-200 см над полом. Внешний конец трубы выводится над крышей гаража на высоту 40-45 см.
  • Приточный воздуховод крепится в противоположном углу с соответствующим отступом от пола. Труба должна выходить наружу на 20-30 см.
  • Вентиляционный канал должен быть защищен от грызунов и птиц металлической сеткой. Кроме того, рекомендуется закрывать выпускные каналы дождевыми колпаками.

Для управления вентиляцией подвала под гаражом необходимо будет установить заслонки, регулирующие поток воздуха в холодное время года, когда важно не заморозить помещение, чтобы продукты в яме не замерзли.

Самый дешевый и простой способ вентиляции подвального гаража – сделать отверстие в нижней части стены вместо приточной трубы и закрыть его сеткой.

Преимущества и недостатки естественного воздухообмена

Зимняя вентиляция в гараже должна обеспечивать достаточный воздухообмен для продления срока службы всех деталей и устройств постройки.

Ежедневно открывать ворота для проветривания на несколько минут, и закрывать их – нецелесообразно и неэффективно. Не всегда гараж находится рядом с частным домом или квартирой его владельца. Поэтому следует позаботиться именно об обустройстве гаража вентиляционной системой.

Самый простой вариант – естественная вентиляция. Ее преимуществами являются:

  • достаточный воздухообмен для продления срока службы строительных материалов, мебели и самого транспортного средства;
  • дешевизна;
  • простота установки;
  • независимость от электросети.

Обустройство помещения такой вентиляцией имеет и свои недостатки. Главный из них – возможность слабой тяги. Особенно часто такое явление появляется в летнее время. В теплые дни, когда температура воздуха на улице становится равной температуре внутри гаража, воздухообмен ухудшается. Иногда, наблюдается и полное отсутствие тяги. А это делает такую вентиляционную систему неэффективной.

Но, такую проблему несложно решить. Усиление тяги в приточно-вытяжном устройстве достигается обычным вентилятором, которые часто используют для туалетов и ванн в частном доме или квартире. Но, сама его установка делает вентиляционную систему комбинированной. То есть, приток воздуха осуществляется естественными силами, а вытягивание обеспечивает вентилятор. Такая схема обладает большим КПД, к тому же покупка вентилятора не будет дорогостоящей.

Зачем вентилировать гараж?

Конечно, гараж – это технический объект, а не жилой, хотя некоторые автовладельцы могут не согласиться с этим утверждением. Если владелец автомобиля проводит в гараже значительную часть своего личного времени, а также использует подвал или сам гараж для хранения продовольственных запасов, тем более необходимо позаботиться о правильном воздухообмене в таком специфическом помещении.
Прежде всего, это высокая концентрация выхлопных газов, паров топлива и других технических жидкостей. Даже кратковременное пребывание в такой атмосфере очень вредно для здоровья человека.

Для поддержания нормальных рабочих условий в гараже, хранящегося оборудования и машин необходима вентиляция, которая постоянно удаляет загрязненный воздух и подает вместо него свежий. Система вентиляции особенно важна в утепленных гаражах, где движение воздуха через конструкцию затруднено теплоизоляцией. Хорошо организованная выхлопная система будет своевременно удалять вредные летучие химические вещества, которые могут нанести вред здоровью владельцев. Вытяжная система гаража необходима для регулярной просушки конструкции, которая из-за разницы внешних и внутренних температур конденсируется в замкнутом пространстве. Система естественной вентиляции гаража. Система воздухообмена для изолированного гаража. Дренаж для владельцев. Вытяжные воздуховоды системы вентиляции

Вторая проблема, связанная с неправильной вентиляцией гаража, – избыточная влажность. Водяной пар скапливается внутри помещения и конденсируется на различных поверхностях, включая автомобиль. В результате резко возрастает риск и скорость коррозии – другими словами, автомобиль ржавеет.

Нередко овощи, консервы, другие продукты питания или вещи, которым не нашлось места в доме или квартире, хранятся в гаражах или погребах под землей. Контакт с влагой и воздействие технических паров не лучшим образом скажется на всех этих изделиях. Однако эту проблему можно решить, просто позаботившись об эффективной вентиляции.


При плохой вентиляции на стенах и потолке гаража могут образовываться капли конденсата. Этот конденсат просачивается в автомобиль и может вызвать коррозию.

Особенности принудительной вентиляционной системы

Принудительная вентиляционная система обеспечивается двумя вентиляторами, установленными на приточное и вытяжное отверстия. То есть, для ее монтаж начинается так же, как и при условии применения естественного проветривания.

Необходимо просверлить сквозные отверстия в стенах, установить в них трубы и защитные элементы от грызунов, птиц и осадков. Но, с внутренней стороны строения устанавливаются 2 вентилятора. Использование такой системы эффективно в больших гаражах, а также при имеющихся в них ямах.

Вариантов обустройства принудительным воздухообменом несколько. Кроме накладных устройств, обеспечивающих хорошее проветривание помещения, также могут использоваться канальные вентиляторы. Они устанавливаются внутрь труб.

Такие системы могут укомплектовываться автоматической системой включения и выключения. К тому же есть возможность дополнительного монтажа нагревательных элементов, которые не дают образовываться наледи в морозные зимние дни.

Одним из самых дорогостоящих, но и эффективных устройств принудительной вентиляционной системы является климатическое оборудование дополнительным обогревом, кондиционированием и фильтрацией воздуха. Но, ее основной недостаток – это дороговизна. Такие устройства часто используются для многоуровневых гаражей, а также к помещениям, пристроенным к домам.

Нормы и правила

При вентиляции гаража помните о правилах СНиП, которые должны соблюдаться – в противном случае вероятность получения штрафа высока как никогда.

Подробно о них читайте в СНиП 21-02*99. Помните, что количество свежего воздуха должно быть не менее 180 литров в час, а весь внутренний объем гаража должен заменяться не менее 6 раз в сутки.

Что вы получаете, обустроив вентиляцию

  • за счет притока свежего воздуха нормализуете температуру в помещении, добиваясь максимального для себя комфорта;
  • устраняете среду, благодатную для появления конденсата и сырости;
  • удаляете из помещения опасные для человеческой жизнедеятельности вредные газы и примеси, неминуемые при хранении горючих веществ;
  • продлеваете срок службы своего автомобиля, защищая его от коррозии;
  • получаете возможность хранить в гараже не только комплектующие и инструменты, но и продукты питания;
  • добиваетесь приятного для ремонта и отдыха микроклимата в гараже.

В смотровой яме

Идеально проводить работы непосредственно в момент ее монтажа. В противном случае придется разбивать всю конструкцию и обустраивать заново.

Вентиляция в смотровой яме выполняется за счет создания дополнительного канала сразу после выравнивания дна и стен. Для этого понадобится пластиковая труба. Идеально, если с диаметром сечения не меньше 10 см. Она вставляется в горизонтальную траншею таким образом, чтобы нижний конец почти упирался в дно, и выводится через стену.

В итоге, даже при накинутом сверху помосте обеспечивается отличная циркуляция воздуха. И это — при минимальном вложении сил и средств в проект.

Посмотрите на то, как это делают другие владельцы гаражей.

Коротко о главном

Гараж нуждается в продуманной вентиляционной системе, ведь недостаточный или неэффективный воздухообмен способен сделать помещение некомфортным и для машины, и для ее владельца. Исправить ситуацию можно, организовав естественную, принудительную или смешанную вентиляцию.

Устройство естественной вентиляции считается наиболее простым вариантом, не требующим финансовых вливаний и особых навыков. Начинать следует с расчетов минимально допустимого диаметра труб, способного качественно вентилировать помещение заданного размера. Если в гараже есть смотровая яма или подвал, система несколько видоизменяется.

Расчет сопротивления вентиляционной сети

Чем выше скорость перемещения воздуха в вентканале, тем более высоко сопротивление движению воздушных масс в комплексе вентиляции. Это неприятное явление носит название «потеря давления».


Если сечение вентиляционных воздуховодов постепенно повышать, то получится достичь стабильной скорости воздуха по всей ее длине. При этом сопротивление движению воздуха не увеличится

Вентиляционная установка должна развить воздушное давление, позволяющее справиться с сопротивлением сети воздухораспределения. Только так получится достичь необходимого расхода воздуха в вентиляционной системе.

Скорость воздуха, перемещаемого по вентканалам, определяется формулой:

V=L/(3600•S)

В которой:

  • V – расчетная скорость прокачки воздушных масс, м3/ч;
  • S – площадь сечения канала воздуховода, м2;
  • L – требуемый расход воздуха, м3/ч.

Выбор оптимальной модели вентилятора для вентиляционной системы следует производить путем сравнения двух параметров – статического давления, развиваемого вентиляционной установкой и расчетными потерями давления в системе.


Расположив вентиляционную установку в центре разветвленной системы воздуховодов, получится стабилизировать скорость подачи воздуха по всей ее протяженности

Потери давления в протяженном вентиляционном комплексе сложной архитектуры определяются суммированием сопротивлений движению воздуха в его изогнутых участках и наборных элементах:

  • в обратном клапане;
  • в шумоглушителях;
  • в диффузорах;
  • в фильтрах тонкой очистки;
  • в ином оборудовании.

Самостоятельно рассчитывать потерю давления в каждом подобном «препятствии» необходимости нет. Достаточно использовать графики потерь давления применительно к расходу воздуха, предлагаемые производителями вентканалов и соответствующего оборудования.

Впрочем, при расчете вентиляционного комплекса упрощенной конструкции (без наборных элементов) допустимо использовать типовые значения потери давления. К примеру, в подвальных помещениях площадью 50-150 м2 потери на сопротивление воздуховодов составят около 70-100 Па.

СНиП о размерах и вентиляции

Правила СНиП предусматривают вентиляцию в гаражах без подвала (как в нежилых помещениях) со следующими особенностями:

  • Организуется постоянная циркуляция воздуха, причем ее параметры не зависят от материала, из которого построен гараж, буде он кирпичным, бетонным или металлическим.
  • Нормами предусмотрен воздухообмен 180 кубометров в час на одну легковую машину. Условия можно обеспечить при помощи естественной, принудительной или смешанной вентсистемы.
  • Действуют дополнительные (увеличенные кратно) нормы воздухообмена для помещений, в которых проводится обслуживание автомобиля (ремонт, сборка, покраска). В этом случае перемножают объем бокса и коэффициент (кратность) воздухообмена (нормы указаны для разных видов работ). Например, коэффициент для СТО составляет 6-8.
  • Правилами предусматривается возможность отапливать или не отапливать гаражное помещение. Зимняя температура +5°C считается наиболее рациональной для хранения автомобиля. Владельцу было бы комфортнее при +10-15°C, но в таких условиях наледь и снег на автомобиле создают влажную среду.


Покрасочные или сварочные работы требуют усиленной вентиляции Источник project-home.ru
Чтобы определить то количество воздуха, которое надо заменить в гараже за час, выполняют следующие расчеты:

  • Вычисляется объем гаража перемножением его длины, ширины и высоты. Например, для постройки с габаритами 6х4х2,5 м объем составит 60 кубов.
  • Если хозяин занимается ремонтом и мелкой реставрацией, используется коэффициент для СТО, равный 6-8.
  • Перемножение единичного объема и кратности дает 360-480 кубов час. Это тот объем воздуха, который должен меняться каждый час. Такую циркуляцию можно организовать, используя только механическую вентсистему с установкой круглых канальных вентиляторов.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]