Дымосос для котла: виды и особенности устройства, как сделать своими руками

Раньше тяговые и дутьевые вентиляторы применялись только в промышленных котельных установках. Первые ставятся внутри дымоходного канала и создают разрежение, вторые – нагнетают воздух в топку. Постепенно агрегаты перекочевали в бытовую сферу – производители начали оснащать турбинами отопители с закрытой камерой сгорания. Идею подхватили домашние умельцы, ведь дымосос для котла помогает решить проблему плохой тяги в трубе дымохода. Давайте разберемся, всегда ли необходима принудительная вытяжка продуктов горения.

Назначение дымососного устройства

В двух словах установка дымососа – простейший способ повысить тепловую мощность топки за счет увеличения скорости потока и объема дымовых газов, выталкиваемых через трубу.

Что это дает:

  • увеличивается количество свежего воздуха, поступающего в топку котла;
  • топливо сгорает более интенсивно – выделяется больше тепла;
  • сжигать можно низкокачественное топливо, например, мазут, дрова или брикеты с высокой влажностью, замерзший уголь с остатками льда или снега.

Из-за принудительного выдувания горячих газов в трубу КПД котла сильно снижается, поэтому к использованию дымососа прибегают лишь в тех случаях, когда этого требуют обстоятельства. Например, при розжиге котла, или если нужно срочно прогреть помещение дачного домика.

В эпоху паровозов в топках использовали прямоточный дымосос для твердотопливного котла, благодаря которому мощность парового двигателя кратковременно на подъемах увеличивалась почти на 20-30%. Для того чтобы резко повысить температуру воды в котле, часть раскаленного пара под давлением «выстреливали» в дымовую трубу, тем самым разгоняя дымовые газы и искусственно повышая тягу в дымоходе. Эффект был настолько силен, что приравнивался к двукратной прибавке горящего угля в топке.

Подключение твердотопливного котла к системе

После того, как монтаж твердотопливного котла своими руками будет завершен, а дымовая труба займет свое место, можно переходить непосредственно к подключению оборудования к общей системе. Главное, о чем следует помнить – в работающий котел, особенно если в нем чугунный теплообменник, не должна подаваться холодная вода. В противном случае, из-за перепада температур на стенках топки образуется липкий конденсат, который смешается с сажей. Он будет снижать эффективность котла, а отчистить его достаточно сложно.
В связи с этим, требования к установке твердотопливного котла предусматривают типовую схему обвязки с байпасом и трехходовым клапаном. Его выставляют на фиксированную температуру в 50-55º, так что теплоноситель будет двигаться по малому кругу до тех пор, пока его температура не достигнет нужных показателей, после чего клапан начнет его постепенно разбавлять холодным потоком из отопительного контура.

Стоит отметить, что при обвязке пеллетных котлов особое внимание нужно уделить подключению горелки и автоматики. Нередко изделия европейских брендов оборудованы автоматическими системами пожаротушения, подключенными к центральному водопроводу

Поэтому, чтобы разобраться, как правильно установить твердотопливный котел пеллетного типа, стоит проконсультироваться с представителем фирмы производителя.

Для подключения котла понадобится также установка расширительного бачка, запорной арматуры и циркуляционного насоса. После этого контур заполняют водой и нагнетают в нем давление в 1 Бар. По завершении работ для проверки работоспособности выполняют пробный запуск системы.

Конструкция и принцип действия

Об устройстве дымососа можно судить уже по его названию. Аппарат работает на вытяжку дымовых газов (отсюда и дымосос) из нижней секции дымохода, выбрасывая их вверх по каналу. Тем самым над топочной камерой котла создается разрежение или зона пониженного давления, в топку подсасывается свежий воздух.

Если дрова или уголь сырые, то топливо быстро освобождается от влаги и горит более устойчиво. Правильно подобранный дымосос стабилизирует фронт горения любого топлива, поэтому глубина прогорания довольно высокая – недогарков в топке котла остается меньше.

Конструкция стандартного аппарата состоит из пяти частей:

  • крыльчатка или лопастное центробежное колесо (из жаростойкой нержавейки);
  • привод. Чаще это электрический двигатель с пультом управления и регулятором скорости вращения крыльчатки. Кроме него может использоваться лопастной привод, работающий от энергии ветра;
  • корпус. В зависимости от конструкции, может быть выполнен в форме короба, «гриба», улитки;
  • опорная плита используется, если в конструкции не предусмотрен корпус. Применяется для сборки деталей дымососа и крепления аппарата на дымовой трубе котла.

Двигатель соединяют с крыльчаткой или центробежным колесом промежуточным валом на подшипнике с компенсирующей муфтой. Такая схема позволяет разгрузить ротор и блокировать тепло от нагрева вращающихся лопастей дымососа.

У брендовых моделей дымососов имеется теплоизоляция и шумоизоляция, датчик перегрева, отключающий двигатель при высокой температуре дымовых газов в котле. В самых «продвинутых» моделях используется электронное управление дымососом котла. Обороты вращения крыльчатки подстраиваются блоком управления под выбранный режим горения топлива.

Пошаговая инструкция


Схема дымососа одностороннего всасывания.
Для начала стоит произвести подготовку материала по соответствующим размерам. Все они должны быть заранее подготовлены по чертежу. Начать стоит с улитки. Кстати, ее сделать самостоятельно достаточно сложно, поэтому агрегат можно либо заказать, либо взять со старого двигателя. Главное, чтобы ее размеры были оптимальными и могли обеспечить нужную производительность для удаления воздуха. К улитке будет крепиться стальная сетка. Она устанавливается с помощью металлического кольца, которое прижимает ее к корпусу. По размеру обязательно нужно просверлить отверстия как в самой улитке, так и в металлическом кольце. Далее нужно подготовить двигатель к монтажу. Он будет крепиться посредством болтового соединения к улитке. Здесь придется постараться, чтобы в металлическом корпусе просверлить несколько отверстий. Вполне будет достаточно 6 штук.

Сам двигатель будет питаться от однофазного напряжения. Здесь с подключением ни у кого никаких проблем возникать не должно. Как правило, такой агрегат имеет вывод в виде кабеля, который и будет подключаться в розетку. Некоторые модели могут оснащаться трехфазными агрегатами. В этом случае придется самостоятельно подключать кабель для электричества. Как правило, кабель состоит из четырех жил. Три из них являются фазами, а четвертый – заземлением. Здесь с подключением тоже никаких проблем ни у кого возникать не должно.

Что касается крепления двигателя к станине, то нужно заранее подготовить технологические отверстия. Причем они должны соответствовать тому размеру, который установлен на двигателе. В металлической пластине, которая будет выступать в качестве станины, необходимо с помощью дрели произвести просверливание. Делается это предельно просто. Кстати, саму сборку лучше начинать именно с двигателя.


Принципиальная схема дымососного узла.

Когда все детали заготовлены, можно приступать к сборке дымососа. Делается все предельно просто. Для начала нужно закрепить двигатель на станине. Делается это при помощи болтового соединения. Для более надежного крепления следует гайку и болт затягивать при помощи рожковых ключей. Когда все готово, можно приступать к сборке улитки. Здесь следует выполнить набор примитивных действий. Для начала крепится сетка и металлическая пластина спереди. Она будет прижимать сетку к поверхности улитки. Здесь лучше всего использовать разборное болтовое соединение. Затяжка всех болтов производится с помощью ключа. Для сборки сначала к улитке подставляется сетка, а затем надевается металлический лист. Он-то и затягивается с помощью болтов. Когда данный этап работы завершен, можно приступать к дальнейшему монтажу. Он будет заключаться в установке рабочего колеса на вал двигателя. Здесь обязательно должно быть жесткое крепление. В противном случае колесо может попросту не сесть на свое законное место или крутиться не в соответствии с валом.

Для его посадки лучше всего использовать шпоночное соединение. Для этого в валу должна быть предусмотрена выемка. Такого же размера отверстие должно быть и на колесе. Теперь можно соединить детали в единое целое. Остается только вставить колесо в улитку и произвести крепление его вместе с двигателем непосредственно к ней. Делать это лучше с помощью болтового соединения. Как уже отмечалось ранее, для создания лучшей жесткости следует крепление производить с помощью рожковых ключей. Теперь можно констатировать тот факт, что работа практически завершена. Остается только подключить трехфазное напряжение на двигатель.

Делается это предельно просто.


Устройство «холодного» дымососа.

Здесь можно увидеть несколько болтов, точнее, их здесь будет только три. Каждый из них служит для подключения фазы. На отдельный болт сажается защитное заземление. Не закрывая крышки, нужно протестировать агрегат, чтобы определить правильное направление вращения. Если он будет крутиться не в ту сторону, то нужно всего-навсего перекинуть две фазы, то есть поменять два провода местами. Теперь можно смело закрывать крышку.

Далее производится проверка герметичности всех соединений

Ведь очень важно, чтобы грязный отработанный воздух не стал выходить обратно в помещение. При необходимости для устранения щелей можно использовать специальный герметик

Благо, с покупкой его никаких проблем ни у кого возникать не должно. Герметиком замазываются все щели и отверстия. Только после этого можно сделать пробный запуск, чтобы испытать дымосос в действии.

Если поднести к нему руку, то воздух должен втягиваться внутрь. Если так и есть, то все должно работать нормально, а соответственно, можно вводить прибор в эксплуатацию.

Технические характеристики и расчет параметров

На рынке теплотехники можно найти много моделей дымососов различного исполнения, с разной конфигурацией корпуса и дымового канала. Для рядового потребителя интерес представляют агрегаты, разработанные для бытовых котлов отопления.

Такие конструкции отличаются от промышленных и полупромышленных моделей несколькими характеристиками:

  • диаметр канала дымохода, на который планируется установка дымососа-вентилятора, – 140-200 мм;
  • дополнительная прокачка топочных газов через улитку – 150-300 м3/ч;
  • вес аппарата не превышает 5-6 кг.

Для установки дымососа на дымоходную трубу не требуются дополнительные приспособления или кронштейны. Достаточно купить термостойкий герметик, пару хомутов и запастись угловой шлифмашинкой с отрезным кругом по металлу.

Диаметр дымохода140-180 мм
Производительность по топочным газам235 м3/ч
Потребляемая мощность32 Вт
Масса4,5 кг
МатериалСталь, нержавейка
Возможность регулировки производительности10-100%
Рабочая температура газов250 ℃
Напряжение питания230 В

Как оценить или рассчитать требуемые параметры дымососа

Для выбора конкретной модели, помимо диаметра трубы, нужны будут две базовые характеристики. Это температура топочных газов и производительность по объему.

У разных котлоагрегатов температуры продуктов горения на выходе из топки сильно отличаются. У газового котла на выходе всего 120-130 ℃, у дровяной топки на березовых дровах может достигать 250 ℃. Самая высокая температура дымовых газов у угольного котла. При работе на брикетах или антраците – до 300 ℃. Кроме того, продукты сгорания угля дают большое содержание двуокиси серы, а значит, выбирать нужно дымосос с корпусом и крыльчаткой из коррозионностойкой стали.

Далее необходимо определить производительность дымососа по дымовым газам, опираясь на расход топлива котла. Если же нет достоверных данных о том, сколько сжигается топлива в кг/ч, то нужно будет пересчитать тепловую мощность котла в расход топлива.

Например, при расчетной мощности 18 кВт/ч (берем из паспорта) котел должен потреблять уголь в количестве не менее 3-3,5 кг/ч. Для сжигания 1 кг угольного топлива низкой зольности потребуется не менее 9 м3 воздуха, для сухих дров – 5 м3. В итоге получается, что при сгорании 1 кг угля выделяется около 10 м3 дымовых газов, от 3,5 кг – 30-35 м3. С учетом КПД топки объем горячих продуктов горения составит не менее 40 м3.

Расход через дымосос должен быть как минимум вдвое больше, поэтому окончательная теоретическая производительность аппарата должна быть на уровне 80 м3/ч.

Выполненный расчет является теоретическим, так как объем продуктов горения зависит от устройства топки, режима работы и качества топлива.

Цены: итоговая таблица

МодельМощностьВес, кгСтоимость, руб.
WPA 120, Польша, М+М83 Вт, для котлов до 60 кВт2,14 800
NWS-100, Польша80 Вт, для котлов до 50 кВт2,04 620
DP-120, Польша, KG Elektronik90 Вт, для котлов до 60 кВт.2,15 660
RR 152-3030 LH,Польша, М+М, разработчик – Германия, ЕВМ.44 Вт, для котлов до 30 кВт1,06 000

Разновидности

Помимо выбора характеристик дымососа, необходимо выбрать конструкцию. Аппараты отличаются по способу крепления, схеме отбора и нагнетания дымовых газов в трубу.

Для некоторых моделей требуется установка полноценного дымохода, но также существуют разновидности накладных дымососов, обеспечивающих работу котла без вытяжной трубы. Как правило, это закрытые топки на газу или дровах, работающие с вентиляторной подачей воздуха и удалением продуктов сгорания через коаксиальный патрубок в стене помещения.

Усилители естественной тяги

Для того чтобы улучшить работу дымохода, не обязательно врезать вентилятор в трубу-сэндвич или замуровывать в кирпичную кладку. Существуют варианты усилителей тяги, которые устанавливаются на срезе трубы. Некоторые модели имеют необычный вид, но при правильной установке способны обеспечить прирост естественной тяги на 10-15%, при условии наличия ветерка не менее 3-4 м/с.

Конструкция состоит из двух оболочек, сформированных из тонких лопаток-лопастей. Одна из них наружная, имеет вид приплюснутой сферы, вторая – изготовлена в виде лопаточного колеса, находится внутри усилителя тяги. Обе оболочки жестко скреплены между собой и установлены на ось вращения. Если устройство обдувается хотя бы небольшим ветерком, то внутри «купола» область разреженного давления, благодаря чему тяга в дымоходе заметно повышается.

Более простые конструкции работают по принципу трубки Вентури. Обтекающий насадку поток воздуха также понижает давление над срезом трубы, что улучшает тягу и в конечном итоге работу топки котла.

В усилителях нет двигателя, поэтому конструкция получилась надежной, всепогодной и не требующей обслуживания. За исключением сильных морозов, когда на внешней поверхности намерзает лед от теплого водяного пара. Недостатками считается низкий КПД и неравномерность увеличения тяги.

При желании насадку можно заменить вентилятором-дымососом с коаксиальным входом. Основу аппарата также составляет центробежное колесо с электродвигателем. Направление входа в крыльчатку совпадает с осью вращения рабочего колеса дымососа. Выброс продуктов горения осуществляется по периметру крыльчатки.

Такой аппарат устанавливается на срез трубы котла, туда же нужно подвести электрический кабель с питанием 220 В. Такая схема обладает одним недостатком – для обслуживания или ремонта дымососа котла нужно подниматься на крышу. В остальном это практически идеальный вариант:

  • шум от работы дымососа не слышен внутри дома;
  • вибрации не доходят до котла;
  • крыльчатка работает с относительно холодными дымовыми газами.

Срок службы дымососа, даже при полной загрузке котла, зависит от качества гидроизоляции двигателя, защищающего мотор от влаги, конденсата и солнечного ультрафиолета.

Проточные дымососы для котлов

Конструктивно представляют собой двигатель с крыльчаткой, установленной внутри улиткой из нержавеющей стали. Монтируется на дымоходную трубу котла, поэтому размер лопастей вентилятора маленький. Можно врезать как на горизонтальные, так и вертикальные участки стального сэндвича.

Преимущества прямоточного дымохода:

  • простая установка на дымоход котла;
  • легко снять для ремонта и обслуживания.

Дымососы прямоточной схемы традиционно применяются на котлах небольшой мощности или для розжига чугунных квартирных каминов.

Центробежные канальные дымососы для твердотопливных котлов

Особый класс устройств, рассчитанных на работу в экстремальных условиях, при температуре 250-300 ℃, высоком содержании в дымовых газах смолистых веществ, абразивной пыли и диоксида серы.

Конструкция дымососа представляет собой корпус из коррозионностойкой стали, на одной из стенок которого смонтирован электродвигатель с центробежным колесом-крыльчаткой.

На противоположных гранях приварены патрубки, с помощью которых устройство монтируется в разрез между выходом из котла и стальной трубой дымохода.

Благодаря небольшому смещению плоскости вращения относительно оси патрубка сечение внутреннего прохода не перекрывается, соответственно не создается препятствий для движения потока газов, нет условий для накопления пыли и сажи.

Для твердотопливных котлов также используются инжекционные накладные дымососы.

В них установлен центробежный вентилятор, но в отличие от прямоточной схемы, линия движения дымовых газов получается ломаной. Используется для котлов, работающих на дровах, пеллетах или торфяных брикетах.

Когда нужен дымосос

Производители отопительной техники комплектуют свои изделия тяговыми вентиляторами из-за повышенного сопротивления теплообменника, где газы несколько раз меняют направление движения по жаровым трубам. Цель – отобрать у продуктов горения максимум теплоты и повысить КПД котельной установки.

Нюанс: работа дымососа в котле заводской комплектации согласована с процессом горения и управляется электронным блоком. При монтаже вентиляторного агрегата на «безмозглый» отопитель подобная согласованность исключена, нужно покупать блок автоматики либо регулировать обороты вручную.


Организуйте приточную вентиляцию в котельной, а уж потом размышляйте об установке дымососа

Перечислим ситуации, когда дымосос поможет улучшить работу и обслуживание твердотопливного теплогенератора:

  • проблемы с тягой – задувание ветром, воздушные пробки в газоходе, много поворотов, заужение диаметра;
  • из-за особенностей конструкции котел дымит в помещение при открывании дверцы;
  • высота дымохода недостаточна либо срез трубы попал в зону ветрового подпора за коньком крыши или другим зданием;
  • в кирпичной трубе появились трещины, откуда просачивается дым.

Важный момент. Ни один вентилятор не спасет положение, если в котельной отсутствует приток с улицы. Поначалу работающая крыльчатка создаст небольшое разрежение, но потом лопатки станут перемешивать воздух на месте. Приточная вентиляция – обязательное условие нормальной работы любого отопителя.


Шахтный теплогенератор В. Г. Холмова лучше эксплуатировать с тяговым вентилятором
Некоторые конструкции дровяных котлов (например, шахтного типа) склонны выбрасывать дым через открытый загрузочный люк. Аналогичная картина наблюдается в теплогенераторах с трехходовым жаротрубным теплообменником повышенного сопротивления. Решение проблемы – установка тяговой либо дутьевой машины, управляемой контроллером.

Усиление природной тяги с помощью дымососа имеет и обратную сторону. Если после прогрева трубы естественная вытяжка не восстановилась, агрегат выключать нельзя – можно угореть. Теперь представьте, что среди ночи прекратилась подача электроэнергии, вентилятор остановился. Пока цепной термостат прикроет заслонку, дым заполнит котельную.

Рекомендация. Дымосос не должен стать панацеей. Обязательно примите меры по восстановлению тяги — отремонтируйте либо переделайте газоход согласно требованиям, прописанным в инструкции котла.

Плюсы и минусы

Дымосос незаменим, если требуется быстро разжечь котел, или приходится растапливать отсыревшими дровами. Пока дымоходная труба не прогреется, нормальной тяги не будет, а значит, дым и гарь от дров будут выбрасываться из топки котла внутрь помещения. При включенном дымососе можно выставить небольшой постоянный поток воздуха. Через 15-20 мин щепа разгорится, и можно загружать твердое топливо.

Вторым по важности преимуществом совместной работы дымососа и котла является возможность регулировать уровень тяги. В результате топливо прогорает равномерно, без пережога, а значит, есть возможность планировать загрузку котла и подбирать комфортный уровень прогрева.

Из отрицательных сторон установки дымососа на котле можно отметить:

  • наличие шума и вибраций, передающихся по стальным стенкам дымохода;
  • необходимость точно регулировать обороты крыльчатки. В противном случае снижается КПД, и часть тепла безвозвратно теряется с дымовыми газами.

Кроме того, если котел работает на угле или некондиционных дровах, то лопасти нужно будет периодически чистить от сажи и смолы. Иначе просвет будет уменьшаться, грязь забьет зазоры, и лопасти вентилятора может заклинить.

Пиролизные

Спецификой работы пиролизных котлов для водяного отопления на твердом топливе является использование в их работе газа. Он является продуктом распада древесины в режиме высокой температуры и недостатке кислорода. В состав конструкции входит две камеры, разделенные колосником. Верхнее отделение предназначено для сжигания топлива, а нижнее ― для дожига появившегося газа. Вначале топливо попадает в верхнюю камеру. После его воспламенения происходит включение вентилятора.

По достижению температур +250 градусов, начинается процесс обугливания древесины и выделения газа. Для его подачи в нижнюю камеру, предусмотрены керамические форсунки. Там происходит смешивание газа и воздуха, что сопровождается повторным разогревом воспламенившейся смесью топлива в первом отделении. В режиме ограниченной подачи, древесина постепенно разлагается и газифицируется. Этот процесс называют пиролизом.

Пиролизные системы отопления дома на твердом топливе обладают следующими характеристиками:

  • КПД до 90%.
  • Хорошая продолжительность работы на одной топливной закладке – до 10 часов.
  • Дороговизна.
  • Энергозависимость.
  • Требование к использованию полных загрузок.
  • Необходимость качественной сушки дров.

Особенности монтажа

Все, что нужно для установки прямоточного дымососа, – это вырезать два отверстия в боковой стенке дымоходной трубы. Если дымоход собран из секций типа сэндвич, то наружную оболочку нужно вырезать по размеру улитки. Можно использовать болгарку или попытаться разрезать нержавейку ручными ножницами по металлу.

Для установки аппарата на трубу котла потребуется нанести термостойкий автомобильный герметик (красного цвета – для коллекторов), зафиксировать верхнюю и нижнюю часть корпуса улитки стяжными хомутами из жаропрочной стали.

Принцип работы

Главной целью дымососа является нагнетание воздушных масс за счет вращения своеобразного колеса, поток постепенно будет направлен принудительно к центру конструкции. После этого он попадет в камеру, а там происходит разряжение, которое приводит к поступлению очередной порции воздуха в топку.

Агрегат служит для создания беспрерывной циркуляции, именно так работает это устройство. За приток кислорода отвечают лопатки, они создают направленное вихревое движение, которое уходит в сторону ротора, обеспечивая непрерывный цикл.

В этот момент все продукты сгорания также устраняются вместе с твердыми частицами и невоспламенившимся газом, осуществляется выработка тепла.

Технология и рекомендации по самостоятельному изготовлению

Собрать дымосос и установить на котел не так сложно, как может показаться с первого взгляда. Для этого нужно купить мотор на 40-50 Вт с крыльчаткой из нержавейки и электронным блоком регулировки оборотов. Этого достаточно для котла мощностью до 18-20 кВт.

Можно попытаться сделать крыльчатку своими руками, но из практики известно, что самодельные лопастные колеса сложно балансировать. Во время работы будет сильно гудеть и дымосос, и стальной корпус котла.

Первым делом необходимо сделать монтажную плиту, на которую крепим двигатель дымососа и устанавливаем крыльчатку.

Пока аппарат полностью не собран, сложно оценить его производительность и сравнить с требуемыми характеристиками для котла.

Вторым этапом свариваем кольцевой корпус дымососа, привариваем трубу выброса дымовых газов и переднюю стенку с входным патрубком. После сборки можно подключить мотор к сети и проверить производительность дымососа.

Следующим этапом нужно посадить корпус дымососа на выходной фланец котла. Сперва ставим аппарат «в черновую» для того чтобы разметить на стене координаты отверстия под выводную дымовую трубу. Затем снимаем дымосос с котла, пробиваем перфоратором проход в стене и вставляем сэндвич-дымоход.

Последним этапом ставим дымосос на котел, подматываем уплотнение стыка асбестовым или базальтовым шнуром, обмазываем термогерметиком. Далее стыкуем сэндвич с выходным патрубком дымососа, с подмоткой и обмазкой. Только после этого можно заделывать асбестоцементным раствором пространство в стене вокруг трубы. Через сутки можно запускать котел, пробовать дымосос в работе.

Остается подобрать оптимальные обороты вращения двигателя.

Как сделать вытяжной агрегат

Основная трудность при сборке дымососа своими руками – изготовление сбалансированной крыльчатки, остальные детали не представляют сложности для домашнего умельца, владеющего сваркой. Если лопатки рабочего колеса будут разниться по весу, обычный шум вентилятора превратится в грохот из-за вибрации.

Помимо лопастей вам понадобятся такие элементы:

  • двигатель электрический мощностью до 150 Вт, максимальные обороты вала – 1400 об/мин;
  • улитка или самодельный короб, показанный на чертеже;
  • вал с вентиляционными отверстиями либо дополнительной охлаждающей крыльчаткой;
  • шпильки с гайками М8 и остальной крепеж;
  • кабель питания.

Рядовым домовладельцам мы предлагаем наименее тернистый путь – купить заводской электромотор с рабочим колесом и охладительной крыльчаткой, сварить короб и собрать вполне работоспособный канальный дымосос для ТТ-котла. Как это правильно сделать, смотрите на видео.

Как его подключать к напряжению электрической сети.

Дымосос подключается через терморегулятор, который контролирует температуру выходящего из котла теплоносителя и периодически включает дымосос при понижении температуры теплоносителя, а затем его выключает, при достижении установленной температуры.

Дымосос можно подключить через штатный блок управления котла при замене дутьевого вентилятора на дымосос, если их мощности одинаковы.

Если мощность дымососа больше, то электрик должен его подключить через соответствующей мощности контактор. В случае отсутствия такого блока надо приобрести такой прибор, который есть в наличие у нашей компании.

Подключение электродвигателя.

Присоединение силового кабеля должно осуществляться только с помощью кабельных наконечников. Используйте кабельные наконечники соответствующего сечения, чтобы не допустить перегрева мест соединения кабеля с зажимами обмотки. Кабель к коробке выводов должен быть подведен без натяжений, а контактные соединения надежно затянуты.

Защита электродвигателя.

Каждый электродвигатель должен иметь защиту от перегрузки и короткого замыкания. Настройка устройств защиты должна соответствовать режиму работы электродвигателя, а также его характе­ристикам.

Защита от короткого замыкания выполняется с помощью предохранителей или автомати­ческих выключателей (второй вариант является более предпочтительным, так как исключает появ­ление режима «пропадание фазы»). При выборе автомата необходимо учитывать, что пусковой ток асинхронного электродвигателя с короткозамкнутой обмоткой в 5–7 раз превышает номинальный.

Тепловая защита должна выполняться с выдержкой времени и может быть осуществлена с помо­щью теплового реле.

Если в двигатель встроены температурные датчики, их необходимо подключить.

Внимание! Защита от короткого замыкания должна быть выполнена в любом случае в незави­симости от того имеется встроенная температурная защита или нет.

Техническое обслуживание электродвигателя.

1. Проверка степени загрязненности наружной поверхности.

А также вентилятора и защитного кожуха двигателя. При загрязненности корпуса необходимо удалить грязь с помощью ветоши или мягкой щетки. Для удаления пыли или стружки с поверхности двигателя, а также из узла вентиляции воспользуйтесь сжатым воздухом

2. Проверка температуры подшипниковых узлов и корпуса двигателя.

3. Проверка уровня вибрации узлов электродвигателя.

При наличии соответствующих измерительных приборов произведите вибродиагностику подшипниковых узлов двигателя для определения их техниче­ского состояния и принятия решения о проведении ремонта.

4. Проверка степень износа уплотнений вала.

Во время остановки двигателя.

5. Проверка сопротивления изоляции двигателя.

Во время остановки двигателя.

6. Проверка плотности протяжки всех болтовых соединений.

В том числе соединение питающего кабе­ля и зажимов двигателя (предварительно убедитесь, что на двигатель не подано напряжение).

7. Визуальный внешний осмотр подшипниковых узлов.

Убедитесь в отсутствии поте­ков смазки.

Может ли сгореть электродвигатель?

Если может сгореть, то почему?

На дымососе стоит асинхронный двигатель, который может быть включен в сеть напряжением 220 или 380 Вольт.

К сети 380 В он подключается звездой, а к сети 220 В через конденсатор, соответствующего номинала (который зависит от мощности двигателя) специалистом электриком. Подключение к сети 380 В должно соответствовать требованиям «Руководства по эксплуатации асинхронных двигателей».

Чтобы электродвигатель не сгорел во время эксплуатации необходимо установить защиту от перегрузки и короткого замыкания.

Настройка устройств защиты должна соответствовать режиму работы электродвигателя, а также его характеристикам. Защита от короткого замыкания выполняется с помощью предохранителей или автоматических выключателей (второй вариант является более предпочтительным, так как исключает появление режима «пропадание фазы»). При выборе автомата необходимо учитывать, что пусковой ток асинхронного электродвигателя в 5–7 раз превышает номинальный.

Тепловая защита должна выполняться с выдержкой времени и может быть осуществлена с помощью теплового реле.

Использование «дешевых» контакторов для включения, которым свойственно «залипание» контакта по одной из фаз — основания причина сгорания электродвагателя при работе.

Руководсто по эксплуатации асинхронных двигателей используемых на дымососах БАГАН выложено в разделе документации по ссылке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]