Почему у батареи низ холодный, а верх горячий – 10 причин и способы их устранения

Холодные батареи зимой — экстренная ситуация, требующая немедленного решения. Для устранения серьезных неисправностей следует привлечь специалистов, но с некоторыми проблемами можно справиться самостоятельно. Даже если хозяин квартиры или дома не собирается ремонтировать отопление собственными силами, ему не помешают знания о признаках и причинах неисправностей.

Монтаж и подключение батареи

Неграмотная установка приводит не только неравномерному прогреву, но и к прорыву трубы, затоплению помещения. Кроме того, если радиатор собран неправильно, в случае поломки о ремонте по гарантии можно не мечтать. Поэтому доверяйте работу только профессионалам.

Неправильно смонтирован кран на байпасе

Самая частая ошибка. Байпас – это обходной канал в обвязке. Его ставят перед входом в батарею. Один конец подключают к подводящему патрубку, а другой к отводящему.

В однотрубных схемах присутствие устройства обязательно. С его помощью регулируют поток теплоносителя и выполняют ремонтно-профилактические работы без отключения от центрального отопления.

Между байпасом и отверстиями (входным и выходным) устанавливают запорную арматуру – шаровые краны. При выборе комплектующих учитывайте возможные гидравлические удары.

Неверно подобранный диаметр труб

Диаметр вертикального байпаса не должен превышать сечение основной трубы. При горизонтальном исполнении – равен ему. При установке в частном доме диаметр байпаса должен быть на размер меньше, чем центральной магистрали.

Если диаметр патрубков меньше диаметра обвода, то нагрев батареи прекратится.

Почему батарея снизу холодная, а сверху горячая – всему виной низкое давление в контуре

Из-за особенностей конструкции проблема чаще возникает в новых моделях. В отличие от чугунных, современные версии батарей отличаются зауженными проходами. Поэтому для стабильного продвижения жидкости нужно определенное давление.

К снижению давления приводят следующие причины:

  • увеличение количества секций (в том числе в соседних квартирах),
  • теплые полы,
  • неисправности в магистрали.

Из-за пониженного давления батарея снизу делается холодной, а сверху остается горячей. Почему это происходит:

  • образуются воздушные пробки,
  • быстро остывает теплоноситель,
  • нарушается баланс.

Кроме того, если магистраль рассчитана на чугун, она может не справиться с подачей давления, необходимого для систем из других материалов.

Неисправности отопления в частных домах

Автономные системы отопления частных домов имеют свои особенности и им присущи специфические неисправности.

Неполадки в работе котла

Чаще всего встречаются проблемы, связанные с некорректной работой встроенной системы автоматизации. Если самостоятельно отрегулировать автоматику не удается, обращайтесь в фирму, осуществляющую сервисное обслуживание котлов данного типа.

Система автоматизации не позволит котлу включиться при недостаточной тяге (дымоход забит сажей), малом давлении в системе. Для устранения причин следует прочистить дымоход, проверить уровень воды в расширительном баке и работу циркуляционных насосов.

Еще одна причина неполадок — недостаточная мощность котла. Признак — автоматика не отключает котел, он работает постоянно. Способ устранения — замена котла на более мощный.

Неправильный выбор системы отопления

Однотрубные системы отопления обходятся дешевле двухтрубных, но подходят лишь для обогрева небольших домов. Последняя от котла батарея будет холоднее предыдущих. Устранить эту проблему можно только заменой системы на двухтрубную.

Остальные неполадки аналогичны неисправностям систем отопления многоквартирных домов и рассмотрены выше.

Почему батарея наполовину холодная: в ней образовалась воздушная пробка

Понять, что дело в этом, легко. При воздушных пробках радиатор шумит, из него доносится характерное бульканье. Где воздух, он нагревается неравномерно – проверьте ладонью.

Основные причины появления воздуха:

  • отсутствие герметичности,
  • износ или поломка,
  • ремонтные работы (даже на других этажах),
  • ошибки монтажа,
  • отсутствие воздухоотводчиков,
  • нарушение технологии заполнения трубопровода.

Если верх батареи горячий, а низ холодный, нужно выяснить причину и ликвидировать ее. В данном случае необходимо избавиться от пробок. Там, где скопился воздух, вскоре начинается коррозия. Со временем ржавчина забивает батарею полностью.

Как спустить воздух из радиатора?

Чтобы выпустить воздух, с помощью специального ключа откройте кран Маевского. Его устанавливают на стальных, биметаллических и алюминиевых батареях. Если радиатор чугунный, найдите муфту, соединяющую его с трубой. Обычно она расположена внизу.

Заранее подготовьте емкость для сбора жидкости. Будьте осторожны: она может выйти под напором и забрызгать все вокруг.

Порядок действий:

  • Рукой или с помощью разводного ключа откройте муфту (против часовой стрелки) на четверть оборота. Если этого недостаточно, на половину оборота. При наличии воздуха вода будет вырываться толчками с характерным шипением.
  • Спускайте водо-воздушную смесь, пока не потечет вода сплошным потоком.
  • Закройте до упора.
  • Повторите процедуру через 1-2 минуты.

Если через 10-15 минут батарея сверху и снизу прогрелась одинаково, считайте, что операция прошла успешно.

Неисправна запорная арматура

Она регулирует движение рабочей среды, а также полностью или частично перекрывает его.

К ней относят следующие устройства:

  • термоголовки,
  • вентили,
  • шаровые краны.

С их помощью можно отрегулировать температуру в комнате и уменьшить расходы, если предусмотрен счетчик тепла.

На кранах присутствует указатель в виде стрелки. Он указывает направление движения жидкости. Чтобы магистраль нормально работала, нельзя допускать ошибок.

Кроме того, для некоторых видов вентилей существуют требования относительно их расположения в пространстве. Если устройства смонтированы неправильно, циркуляция теплового носителя нарушается. В результате у батареи верх остается горячий, а низ делается холодный.

Последствия от проблем с обраткой

В данной статье уже упоминалось, что неполадки с обраткой необходимо устранять как можно скорее. Теперь предоставим вам список причин, которые объясняют, чем чревата медлительность в данном деле.

  1. Плохой прогрев батарей. Логично, что в данной ситуации в первую очередь пострадает качество отопления. Помещение не будет прогреваться должным образом, и в комнатах будет стоять низкая температура.
  2. Диссонанс между температурами, то есть сильно большая разница между тем, вода с какой температурой подается и с какой возвращается обратно в котел. Это приводит к образованию конденсата внутри котла, который, вступая в химическую реакцию с выделяемым углекислым газом, превращается в кислоту. Эта кислота разрушает внутренние стенки котла, что в конечном итоге приведет к его поломке.

Почему половина батареи не греет? Потому что она засорилась!

Существует много причин, почему батареи сверху горячие, а снизу холодные: в квартире ведется ремонт, и мастерами допущены ошибки при монтаже, нарушена герметичность из-за работ на линии. Но самая частая – засор.

В теплоносителе часто присутствуют примеси – песок, ржавые хлопья, остатки прокладок и уплотнительной резины. Со временем в батареях скапливается осадок и отложения. В результате они хуже греют.

Как прочистить засорившуюся батарею?

Для этого придется ее снять и промыть. Перед началом работы подготовьте подходящее место. Лучше это делать в ванной или во дворе.

Порядок действий:

  • Застелите поверхность ванны плотной тканью, на сливное отверстие установите защитную сетку.
  • Перекройте запорные вентили, отсоедините стыки.
  • Слейте жидкость, снимите радиатор, перенесите его на рабочую поверхность. Действуйте осторожно, чтобы не получить ожог.
  • Аккуратно простучите каждую секцию, чтобы отделить ржавый налет.
  • Промойте из шланга под давлением.

После этого соберите в обратном порядке и установите на место.

В чем причины не полного прогрева радиаторов

  • В системе отопления не греется последний радиатор – причина заключается в недостаточной мощности циркуляционного насоса, несоблюдении углов и наклонов при монтаже трубопровода.
  • Нижняя часть радиатора отопления прогревается не полностью – обычно такая проблема является характерной для алюминиевых радиаторов отопления. В некоторых случаях причиной является неправильно выставленный режим терморегулятора, установленного на подаче теплоносителя в батарею.

Слишком холодное помещение

Батарея может быть вверху горячей и холодной внизу, если она расположена на веранде, неутепленной лоджии, а также в угловой комнате. Это распространенная проблема для климатических зон с суровыми зимами.

Металлическая поверхность и рабочая жидкость в этих случаях остывают очень быстро. По законам физики теплые слои стремятся вверх. Из-за этого возникает разница температур. По той же причине возле пола всегда холоднее, чем под потолком.

Чтобы исправить ситуацию, требуется увеличить температуру теплового носителя. Это можно сделать с помощью системы климат-контроля, но она есть не во всех домах. Тогда поможет применение отражающего экрана. Для этого используют алюминиевую фольгу или пенофол.

Температура в квартире должна быть не ниже плюс 18-20 градусов. Если она не дотягивает до этих показателей, пишите жалобу в обслуживающую компанию. Подавайте заявление в письменной форме. Сделайте два экземпляра. Один (с указанием входящего номера) оставьте у себя, а второй – в приемной.

В назначенное время придет мастер. Он сделает замеры, исправит неполадки и сделает перерасчет тарифа.

Почему у батареи холодный низ – из-за низкой скорости движения теплоносителя

Если жидкая среда движется медленно, то дойдя до обратки снизу, она успевает остыть. Если ее скорость нормальная, батарея во всех местах будет теплой.

Средняя скорость движения жидкости по отопительной системе в частых домах и квартирах – 0,5-1,5 м/с.

На интенсивность циркуляции влияет несколько факторов:

  • мощность насосного оборудования,
  • состояние и сечение коммуникаций,
  • материал изготовления батарей,
  • характеристики теплоносителя.

Если у циркулярного насоса невысокая мощность, или он прекратил работу, интенсивность движения рабочей среды будет снижена.

Кроме того, существуют схемы отопления гравитационного типа. Они работают без насоса, поэтому не всегда обеспечивают стабильные показатели.

Диаметр труб может быть сужен по нескольким причинам:

  • некачественная пайка пластика,
  • регулировочный кран с малым сечением,
  • скопление отложений в старом трубопроводе.

В любой отопительной системе присутствуют посторонние примеси. Они циркулируют вместе с водой, оседая в различных местах батареи. В чугунных коммуникациях это происходит быстрее, чем в полипропиленовых.


Радиатор отопления с шаровым краном

Когда количество отложений достигает критического уровня, это начинает препятствовать течению теплоносителя. В результате сверху батарея остается горячей, а снизу становится холодной.

Что делать?

Проверьте, правильно ли подключена батарея. Затем откройте краны поступления и отвода воды на полную мощность. Если обнаружите неисправности, отремонтируйте или замените узлы.

Затем стравите воздушную пробку. Если не помогло, прочистите радиаторы.

После каждого отопительного сезона проверяйте работоспособность запорных вентилей. Установите краны Маевского, если их нет. Если тепло распределялось неравномерно, пригласите специалиста.

Важно: не все проблемы можно устранить самостоятельно. Если несколько дней верх батареи горячий – это повод для поиска неполадок. Не уверены в своих силах – вызывайте сотрудника РЭПа.

Лучший способ сделать температуру в отопительных приборах равномерной – заменить старые модели новыми. У современных биметаллических изделий повышенные показатели теплоотдачи и надежная конструкция, не поддающаяся коррозии.

Засорение фильтра очистки воды системы отопления

Иногда происходит произвольное снижение температуры «последней» в ряду батареи. Затем возможно каскадное отключение идущих перед ней других батарей. Обычно причиной такого «аномального» снижения температуры являются фильтры системы отопления. Необходимо снять данный фильтр и тщательно прочистить. При первом пуске возможно наличие мусора в воде, которой производят закачку системы отопления. Чтобы предотвратить попадание этого мусора в теплообменник котла отопления, на трубу обратной подачи перед котлом устанавливается фильтр. Обычно ставится один такой фильтр, но иногда можно наблюдать несколько, установленных чуть-ли не перед каждой батареей. Такая установка не имеет никакого смысла. После прочистки батареи в доме перестанут быть холодными.

Советы и рекомендации экспертов

Для повышения эффективности работы отопительных устройств мастера дают простые, но полезные рекомендации. Чтобы избежать проблемы «верхов и низов» придерживайтесь следующих правил:

  • Регулярно проводите чистку от ржавчины, слизистого налета внутри.
  • Не проводите монтаж самостоятельно.
  • При установке правильно рассчитывайте количество секций. Не ставьте «про запас».
  • Чтобы теплая вода распределялась равномерно, в многоэтажном доме подключайте радиаторы по диагональной схеме.
  • Пайку стыков должен делать специалист. Ошибки при соединении часто приводят к перекрытию сечения и даже полной непроходимости.

Чтобы повысить теплоотдачу, максимально освободите батареи. Снимите защитные экраны и шторки. К радиаторам не должны прикасаться никакие детали. Иначе тепло уйдет в конструктивный элемент. И уж тем более не стоит их прятать в несущую стену, как сделал мой сосед.

Важно: не бейте тревогу раньше времени. Устойчивый прогрев после первого включения появляется на 3–4 сутки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]