Причины проблемы
Чаще всего «холодный низ» можно встретить в старых радиаторах, но не только в них. В случае установки биметаллического радиатора также есть шанс обнаружить такой недуг. Причин возникновения «холодного низа» достаточно много, поэтому нужно разобрать основные из них.
Человеческий фактор
Человек так же может стать прямой причиной негреющей батареи отопления. И обычно они заключаются в следующем:
- Стояк, который просто забыли включить в работу, потому как «было поздно и сантехники устали».
- Закрытый кран автоматического развоздушивателя системы.
- Неверное подключение в процессе монтажа.
- Закрытый ребенком трехходовой кран.
Решаются звонком в соответствующую службу поддержки, правильным подключением батареи (или байпаса, см. ниже), внимательной проверкой кранов.
Засорение
Самая частая причина подобного явления – засорение радиаторов. Вот еще причины, по которым происходит сильная разница температур в батарее: низкое качестве теплоносителя и попадание воздуха внутрь.
Также на такое явление может влиять жидкость внутри радиатора, поскольку она содержит различные твердые частицы. В то время, как отопительный сезон только начинается, в воде могут присутствовать лишние элементы, что делает ее качество ужасным.
Если же имеется индивидуальный отопительный контур, то таких недостатков у воды не будет.
Почему воздух может влиять на температуру сверху и снизу батареи?
- Потому что в этом замешаны особые бактерии, которые могут жить только в среде, насыщенной кислородом.
- Такие бактерии еще называют анаэробными.
- Сами по себе микроорганизмы не причиняют вреда радиатору.
- Вред наносят продукты их жизнедеятельности, которые оседают как раз на дне радиатора в качестве осадка.
Также на дне может оседать ил, который туда попадает из всей отопительной магистрали.
Еще одна причина – особая конструкция теплообменника. Из-за этого в его форме присутствуют места, в которых накапливается грязь.
Советы и рекомендации экспертов
Для повышения эффективности работы отопительных устройств мастера дают простые, но полезные рекомендации. Чтобы избежать проблемы «верхов и низов» придерживайтесь следующих правил:
- Регулярно проводите чистку от ржавчины, слизистого налета внутри.
- Не проводите монтаж самостоятельно.
- При установке правильно рассчитывайте количество секций. Не ставьте «про запас».
- Чтобы теплая вода распределялась равномерно, в многоэтажном доме подключайте радиаторы по диагональной схеме.
- Пайку стыков должен делать специалист. Ошибки при соединении часто приводят к перекрытию сечения и даже полной непроходимости.
Чтобы повысить теплоотдачу, максимально освободите батареи. Снимите защитные экраны и шторки. К радиаторам не должны прикасаться никакие детали. Иначе тепло уйдет в конструктивный элемент. И уж тем более не стоит их прятать в несущую стену, как сделал мой сосед.
Важно: не бейте тревогу раньше времени. Устойчивый прогрев после первого включения появляется на 3–4 сутки.
Неполадки в запорной арматуре
Запорная арматура также может влиять на разницу температур сверху и снизу радиатора. Функция данного элемента заключается в том, чтобы перекрывать рабочую жидкость.
Из чего состоит запорная арматура? Она состоит из шарового крана, конусного вентиля и термической головки.
- Внизу батареи становится холодно, если с краном происходят неполадки.
- Следует обратить внимание на одну маленькую деталь: на всех кранах есть стрелочка, которая указывает направление для жидкости, чтобы она перемещалась, не создавая поломок в магистрали.
- Если кран изначально установлен неправильно, то положение стрелки может быть любым, никакой роли это не играет. Таким образом, из-за поломки крана циркуляция жидкости не происходит должным образом. Также влиять на разницу температур может неправильная установка арматуры.
Необходимо провести осмотр запорной арматуры в качестве профилактики. Бывает, что некоторые ее виды требуют особого положения вентиля. Поэтому его придется переустановить.
Слабая температура
Если разница в температурных режимах низа и верха батарей части не слишком значительная, то волноваться не стоит. Такое устройство радиаторов является вполне естественным. Циркулирующий тепловой носитель всегда успевает немного остывать, что обусловлено довольно высокими показателями тепловой отдачи. Очень большие расхождения могут потребовать вмешательства в работу системы.
Если температура воды в отопительной системе низкая, то потребуется увеличить нагрев теплового носителя, повысив мощность работающего нагревателя. Хороший результат даёт также применение специального теплоотражающего экрана. С этой целью рекомендуется использовать традиционную алюминиевую фольгу или современный и надёжный материал типа пенофол.
Немаловажным моментом при двухтрубном подключении является возможность регулировать температурный режим в отдельной батареи посредством специальной арматуры, представленной обычным отсекающим вентилем. Таким образом обеспечивается увеличение или уменьшение объёма теплового носителя в каждом радиаторе регулировкой запорной арматуры.
Нехватка давления
Циркуляция жидкости в системе может нарушиться, если давления не хватает. Это еще одна причина, по которой температура на дне батареи ниже, чем сверху. Поэтому нужно проверить, все ли нормально с давлением. В СССР батареи изготавливали из чугуна.
В отличие от нынешних моделей, в те времена проходы были более широкими, что не требовало большого давления.
Проблема в том, что давление для современных батарей требуется достаточно большое, а магистраль рассчитана на старые советские батареи, которая не может это давление предложить пользователям. Поэтому рабочая жидкость не может пройти через весь теплообменник. Однако давление может быть недостаточным не только из-за магистрали.
- Бывает, что соседи решаются на эксперименты с отоплением.
- Среди таких экспериментов можно выделить подключение теплого пола, который берет воду из централизованного отопления.
- Также соседи могут повысить объем теплообменника и регулировать свои батареи.
- Поэтому достаточное количество причин разницы температур в радиаторе исходит от соседей. Более того, подключение теплого пола в многоквартирных домах и увеличение объема теплообменника запрещены по закону.
- Все вышеперечисленные действия снижают давление в магистрали, что делает низ радиатора холодной.
Следует опасаться «мастеров», которые, начитавшись форумов, советуют ставить на байпас запорную арматуру. Делать так нельзя. Если органы узнают о таких манипуляциях, то придется все привести в первоначальный штраф и заплатить штраф. Если органы узнают об установке теплого пола в многоквартирном доме, то могут даже дать реальный срок.
Засорилась батарея
Образование засора в отопительном приборе является одной из наиболее часто встречающихся причин, когда низ батареи холодный, а верх горячий. Причина в недостаточно качественном тепловом носителе. Поставляемая в систему отопления вода часто содержит примеси, которые под воздействием высокой температуры формируются в скапливающийся на внутренней поверхности батарей налёт.
Результатом засора становится нарушение перемещения прогретого теплоносителя по радиатору и его неравномерный прогрев. Для устранения проблем с циркуляцией можно воспользоваться механическим и химическим способами чистки радиатора. В самых сложных случаях специалистами часто применяются гидродинамический и гидропневматический способ, а также высокоэффективная электрогидроимпульсная чистка батарей.
Не хватает скорости теплоносителя
В случае, если скорость движения рабочей жидкости низкая, то это приведет к ее охлаждению.
Особенно холодным будет низ батареи. Почему вода может двигаться медленно?
- В каком-то месте трубопровода присутствует узкое сечение (скорее всего, полипропиленовые трубы плохо спаяны).
- Жидкость изначально двигается медленно (скорее всего, из-за недостаточной мощности циркуляционного насоса либо из-за его поломки. Либо если циркуляционного насоса в принципе нет).
- В старых трубах могут накапливаться отложения, препятствующие нормальному передвижению жидкости.
Причины, почему не греет батарея в одной из комнат:
Нет отопления вообще
В частном доме причиной может стать вышедший из строя циркуляционный насос, отключенный автомат питания такого насоса или неработающий нагреватель или котел для теплоносителя. Причин может быть много и все они – в котельной. Разобраться в большинстве из них может только специалист.
Завоздушивание
(заполнении водой)
Если в стояке есть отопление, а в радиаторе его нет, то это одна из возможных причин. Для отвода воздуха из радиатора используют кран Маевского. Если и стояк холодный и батарея не греет, а соседние горячие, то скорее всего воздух во всем стояке. Для того, чтобы спустить воздух из стояка приглашают специалиста обслуживающей компании. Он должен проделать ту же манипуляцию с воздушником на верхней точке стояка скорее всего на чердаке.
Перекрыты краны на радиаторе
Частой причиной бывают перекрытые краны на радиаторе или закрытый терморегулятор. Их внутренние части закисают и не поворачиваются. Чтобы проверить, открыт ли вентиль или терморегулятор, поверните ручку или термостатическую головку. Они не должна двигаться отдельно от штока заслонки или шарика вентиля.
Если все же такое происходит, то тогда нужно снять ручку или термоголовку и гаечным ключом, а не пассатижами, например, осторожно попробовать провернуть шток вентиля или терморегулятора. При неудаче – вызывайте специалиста для замены вышедшего из строя фитинга
Засор трехходового вентиля терморегулятора
Следующей причиной может быть засор внутренних частей трехходового вентиля терморегулятора. В установленном на радиатор виде можно попробовать сбросить грязь, поворачивая вентиль в оба направления несколько раз. Трение внутри может помочь сорвать потоком воды накопившиеся осадки.
Неправильная балансировка по давлению двухтрубной системы
Особым случаем можно считать разбалансированность двухтрубной системы отопления. При такой системе каждый радиатор параллельно подключен к прямому и к обратному трубопроводам. Циркуляция в такой системе зависит от давления в каждом конкретном участке и часто радиаторы в «конце пути» уже не имеют достаточного давления на прямом входе, что нарушает циркуляцию. Чтобы это регулировать устанавливают балансировочники или балансировочные клапаны.
Также балансировку можно провести терморегуляторами «придавливая» первые радиаторы и «отпуская» последние. Если самостоятельная балансировка не получается, стоит вызвать специалистов.
https://youtube.com/watch?v=c_sCwFqL4b4
Холод
У радиатора может быть холодный низ, если он установлен в помещении с низкой температурой. Либо если он установлен на лоджии или веранде. На холоде жидкость в батареях остывает значительно быстрее.
Байпас, что это?
Было придумано эффективное устройство для нормального микроклимата в доме. По сути, байпас это перемычка, установленная между оборотными и прямыми проводками в батареях отопления.
Для этого регулярно применяется полудюймовая труба. Байпас нужен для возвращения лишнего теплоносителя. Без этого устройства производить ремонт работающих отопительных систем очень сложно.
Диагональное или параллельное подключение теплоносителя вверху и «обраткой» внизу самый хороший вариант
Исправление проблемы
Можно ли как-то устранить данный недостаток? В первую очередь следует проверить, не перепутана ли подача с «обраткой».
Возможно, корень проблемы лежит в плохом кране.
- Его следует заменить на новый, у которого будет шире продольное сечение.
- Если проблема не исчезла, поможет замена отопительных труб на новые, с большим диаметром.
Также увеличить скорость движения рабочей жидкости можно, установив в магистраль циркуляционный насос.
Выполнив данные советы, удастся избавиться от разницы температур в батарее.
Коротко о теплоснабжении многоквартирного дома
Если есть кураж самостоятельно разобраться, почему батареи плохо греют, неплохо будет ознакомиться с основными понятиями, связанными с обогревом жилого многоквартирного дома.
В большинстве многоэтажек применяется однотрубная система, оснащенная П-образными стояками. Покажем условную схему теплоснабжения трех этажей.
Горячая вода (красный цвет на схеме) поднимается по одному стояку и проходит, к примеру, через спальни, до верхнего этажа, где, закольцевавшись, идет вниз через другие комнаты (синий цвет). Такая схема рассчитана еще с советских времен на использование чугунных радиаторов. Горячая вода поступает в нижний коллектор радиатора и, пройдя через все секции, покидает батарею через верхний коллектор.
Особая роль отводилась перемычкам (байпасам). Они сохраняли общую принудительную циркуляцию по всему трубопроводу П-образного стояка (на схеме — для изображенных шести радиаторов), являясь подстраховкой на случаи засорения радиаторов жидкой технической грязью, накапливающейся в процессе многолетней эксплуатации. При прохождении стояка какая-то часть общего литража подаваемой снизу горячей воды сворачивала к радиатору на одном этаже, а оставшаяся часть беспрепятственно проходила мимо, доставляя тепло и в соседние по стояку квартиры.
Появившиеся алюминиевые обогревающие радиаторы сконструированы из расчета на двухтрубные системы с подачей горячей воды через верхний коллектор и выходом ее из нижнего коллектора. У них совершенно иная конструкция внутренней полости, соответственно, другая гидравлика. Когда стали без разбора менять морально устаревшие чугунные радиаторы на модерновые алюминиевые, но сохраняя однотрубную схему, то внутри батарей тепловой поток от горячей воды стал ослабляться из-за несовпадающих направлений конвекционных тепловых потоков от остывающей воды и прокачиваемой внешним насосом горячей воды.
Обеспокоенные тем, что не нагревается батарея отопления, жильцы начали идти на различные технические ухищрения, ничуть не заботясь о замерзающих законопослушных соседях. Такая нестыковка типов конструкций и уменьшение скорости прохождения воды через радиатор привела к отложениям грязи в секциях. С каждым годом шлама откладывается все больше, и вот уже не греет последняя батарея, окончательно засоренная шламом. Затем эта эпидемия охватывает весь радиатор.
Фото лучших радиаторов отопления
Куда обращаться, если батареи чуть теплые, а доверия к местным представителям ЖКХ нет
После отправления претензии можно выждать неделю, если холод и жизненные обстоятельства (например, наличие в составе семьи маленьких детей или слабых здоровьем членов) не заставит действовать раньше.
При отсутствии должной реакции подобную жалобу следует направить в вышестоящую инстанцию — районную жилищную инспекцию или Роспотребнадзор. К документу надо добавить информацию о предпринятых ранее действиях, копию первого заявления, сообщив об отсутствии надлежащей реакции со стороны ЖКС.
В случае повторного молчания следующей инстанцией будет прокуратура. К предоставляемой жалобе необходимо приложить документальное подтверждение бесполезности предпринятых до этого попыток решить вопрос и сообщить информацию о вреде, нанесенном бездеятельностью должностных лиц проживающим в квартире.
Также можно обратиться в суд, но дела в нем рассматриваются не быстро и лучше пойти туда после решения основной части вопроса, предъявив требование о компенсации нанесенного материального и морального ущерба.
Столкнувшиеся с подобными сложностями граждане часто высказывают мнение о бесполезности обращения в местную ЖКС, советуя действовать сразу через инстанции более высокого уровня или отправлять оригинал претензии управляющей компании, а одновременно с ним копии во все остальные контролирующие организации.
Каждый случай индивидуален, и нельзя однозначно предвзято судить обо всех организациях подобного рода. Масштаб и интенсивность предпринимаемых действий зависит от множества факторов. Насколько настойчиво и куда жаловаться на холодные батареи, что делать в конкретном случае — каждый решает самостоятельно.
Профилактика
Чтобы не было проблем с воздушными пробками, необходимо установить воздухоотводчики у каждой группы отопительных элементов. Так, например, для удаления воздуха из котла автоматический клапан для вывода газов монтируется прямо на нём. Так же им оснащаются все коллекторы. На радиаторах с торца устанавливаются краны Маевского.
Если после выпуска воздуха, радиаторы всё равно плохо нагреваются, следует полностью слить теплоноситель. Так как возможно, что в сети слишком много грязи, а она значительно снижает циркуляцию жидкости в батареях.
Диаметр имеет значение
Если при монтаже системы отопления не предусмотрен байпас, а батарея просто подключена к уже существующему стояку, могут быть проблемы из-за диаметра труб.
При прохождении через стояк поток воды разделяется. Если к радиатору подходит труба меньшего диаметра, чем стояк, в него попадет мало теплоносителя. Он быстро охладится и батарея наощупь будет холодной или еле теплой.
Есть два варианта решения:
- Заменить трубу от стояка к батарее на аналогичную, но большего диаметра;
- Установить байпас и перекрыть его настолько, чтобы достичь нужной температуры.