Советы опытных автовладельцев, чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины и накипи


Промывка системы охлаждения двигателя – обязательная процедура для каждого автомобилиста. Оставшиеся внутри накипь, грязь, ржавчина в конечном итоге забивают радиаторные каналы, помпу, патрубки.

Чтобы не допустить этого, важно определить момент, когда конструкция нуждается в очистке и выбрать подходящее средство. Для удаления наслоений используют как народные, так и специальные очистители.

В этой статье расскажем, чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины и накипи в домашних условиях.

Когда необходима промывка?

Внутреннюю очистку рекомендуется производить минимум раз в год. Лучше всего этим заниматься после окончания зимы. Определить точное время помогает световой индикатор с изображением радиатора. Помимо этого существуют и другие признаки, по которым можно судить о необходимости очищения.

К ним относятся:


  1. Систематические перегревы двигателя и сбои при его запуске.

  2. Инерционность реостата, заторможенный ответ на его сигнал.
  3. Высокие температурные показания датчика охлаждающей жидкости.
  4. Перебои в работе помпы, сигнализирующие о проблемах в системе.
  5. Изменение оттенка и запаха хладагента в расширительном бачке.

Централизованная очистка или индивидуальная

Жильцы многоквартирных домов могут почистить систему отопления индивидуально и централизованно. Коммунальные службы предоставляют такие услуги, применяя в основном гидропневматическую технологию. Но для этого процедуру необходимо согласовать с соседями, также потребуются определенные материальные затраты. Централизованная промывка может занять определенное время. Для владельцев частных домов возможна только индивидуальная очистка.

Что нужно знать перед процедурой?

Промывка охлаждающей системы – серьезная процедура, которая требует наличия навыка обслуживания автомобиля. Неграмотно проведенная чистка может обернуться проблемами, поэтому перед началом процедуры необходимо ознакомиться не только с устройством механизма, но и правилами очищения.

Система охлаждения включает детали, изготовленные из разных материалов. Они отличаются разной устойчивостью к химическим реагентам. Игнорирование этого факта может привести к разъеданию некоторых составных частей и вызвать еще более серьезные последствия.

Например, если конденсатор кондиционера сделан из алюминия, то применение лимонной кислоты может вызвать истончение его стенок. При этом чугунные и стальные детали полностью сохраняют свою целостность.

Следует учитывать также конструкцию охлаждающей системы. Тонкие каналы могут пострадать, если при очистке отрываются фрагменты толстой пленки старого тосола, кусочки ржавчины или накипи. При закупорке канала начнется перегрев двигателя.

Чтобы избежать проблем, которые возникают при радикальной чистке, рекомендуется проводить профилактику, использовать оригинальный состав антифриза и вовремя его менять.

Щетки для мытья батареи и губки

Для удаления старых загрязнений поможет следующее:

  1. Зубная щётка, ёршик или узкая малярная кисть с жёсткой щетиной. Они способны пролезть в самые отдалённые уголки радиатора.
  2. Губка. Если прикрепить её на длинную линейку, то она также сможет очистить труднодоступные места.
  3. Резиновая перчатка. Нужно надеть её на руку и хорошенько намылить хозяйственным мылом. Затем оттереть трудные пятна на отопительном приборепри помощи пальцев. Можно заменить на старые обрезанные колготки или носки.
  4. Щетка для мытья посуды. Используйте данную щетку для мытья батареи. Они продаются в хозяйственных магазинах и имеют удобную длинную ручку.
  5. Пульверизатор. Для того чтобы помыть старые батареи внутри, необходимо добавить в распылитель моющее средство и опрыскать загрязнения. Подождать некоторое время и протереть замоченные места влажной тканью.

Перед применением чистящей химии следует внимательно ознакомиться с составом. Так как в нём могут присутствовать агрессивные действующие вещества, которые запросто разрушат поверхность радиатора.

Средства для применения в домашних условиях

При грамотном уходе и соблюдении профилактического режима очистка охлаждающей системы не является сложной. Перед началом процедуры необходимо ее подготовить:


  1. Двигатель охлаждают, если он перед этим работал.

  2. Под слив ставят емкость для старого антифриза.
  3. Отвинчивают с нижней части радиатора и цилиндров пробки.
  4. Дожидаются полного слива жидкости из системы.
  5. Сливные пробки закручивают обратно.
  6. Заполняют расширительный резервуар очистителем.

Дистиллированная вода

Если на протяжении последних лет автомобиль содержали в порядке, проводили профилактические промывки, то применение дистиллированной воды считается достаточным.

Ее заливают в пустой расширительный бачок. Количество дистиллята должно соответствовать объему емкости. После этого запускают двигатель на 10-25 минут.

Для лучшего эффекта рекомендуется совершить контрольную поездку. После выключения авто выдерживают время для охлаждения и сливают воду из бачка.

Если вылитый дистиллят содержит хлопья или ржавый осадок, то очистку повторяют. Когда вылитая вода показывает, что примесей нет, заливают свежую охлаждающую жидкость.

Лимонная кислота


Данное средство помогает справиться с небольшой степенью загрязнения. Для приготовления рабочего раствора лимонную кислоту растворяют в воде.

Стандартная пропорция составляет 30-40 г на 1 литр. Для усиления эффекта готовят более концентрированный раствор, увеличив дозу порошка до 80-100 г. Оптимальное значение pH лимонного реагента равно 3.

После того как очиститель залит в бачок, включают двигатель и прогревают его 15-25 минут. Оставляют реагент в системе на 5-12 часов. При сливании раствора визуально проверяют степень его загрязнения. Если необходимо, процедуру очистки дублируют.

Узнать подробнее о применении лимонной кислоты в борьбе против ржавчины можно здесь.

О том, как промыть систему охлаждения лимонной кислотой, расскажет видео:

Уксус

Для промывки берут уксус, имеющий концентрацию 9%. На 5 литров воды нужен стакан кислоты (250 мл). Данный очиститель применяют по аналогии с лимонной кислотой.

Уксусный реагент заливают в емкость, из которой предварительно слит антифриз. Заполняют бачок приготовленным раствором, запускают двигатель на 20-30 минут. Уксусную жидкость сливают через 8-12 часов. Промывают систему дистиллятом и заполняют новым хладагентом.

Подробнее о применении уксуса в борьбе против ржавчины можно узнать из этой статьи.

Молочная сыворотка

Для работы используют магазинную или домашнюю сыворотку. В последнем случае жидкость должна быть профильтрована через несколько слоев марли, чтобы в ней не осталось творожистых включений. Сыворотку перед применением не разбавляют водой.

Заливают жидкость в систему, запускают двигатель на 30-40 минут и делают контрольный пробег, желательно без остановок. Для удаления следов сыворотки после ее сливания бачок заполняют дистиллированной водой и вновь запускают автомобиль.

Сода


Промывочный раствор готовят из кальцинированной (8-10%) и каустической (3%) соды.

Порошок разбавляют водой, ее количество в растворе должно составлять 85-90%. После заполнения бачка содовым реагентом на автомобиле проезжают 50-100 км. Затем сливают очиститель и несколько раз пропускают дистиллят.

Содовый раствор нельзя оставлять надолго в системе охлаждения. Максимальное время составляет сутки.

Кола

Напиток содержит ортофосфорную кислоту, которая растворяет отложения солей и ржавчины. Однако метод считается не самым безопасным, так как кислота отрицательно действует на резиновые патрубки, а сахар – на металлические поверхности.

Если выбор все-таки остановился на этом очистителе, то сначала из напитка удаляют углекислый газ. После заливки двигатель оставляют в рабочем состоянии максимум на 15-20 минут. После удаления кока-колы систему очищают дистиллированной водой. Подробнее о применении Кока-колы против ржавчины читайте тут.

Специальные составы

Готовые химические очистители делятся на четыре группы:

  • нейтральные,
  • кислотные,
  • щелочные,
  • комбинированные.

Чтобы выбрать подходящую жидкость, необходимо определить степень загрязнения конструкции охлаждения и вид наслоений.

Для профилактической обработки приобретают нейтральные составы. Для удаления неорганических примесей подходят кислотные средства. Органику удаляют с помощью щелочей. Двухкомпонентные используют как универсальные средства от любых видов загрязнений.

В линейку эффективных химических промывок входят:

  1. LAVR. Пенная раскоксовка российского производства предназначена для грузовых и легковых авто. В целях промывки сначала заливают жидкость из флакона №1 и воду. Запускают двигатель на четверть часа. Сливают первый реагент и заливают жидкость из флакона № 2, добавляя воду. Вновь оставляют автомобиль с работающим двигателем на 15-20 минут. Два или три раза промывают систему дистиллятом. Набор, состоящий из двух флаконов, стоит в среднем 500 рублей.

  2. Hi-Gear Radiator Flush. Средство, производящееся в США. Подходит для легковых марок. В формуле нет кислот, поэтому очиститель безопасен для резиновых элементов.
    Средство заливают в бачок при холодном двигателе, предварительно смешав весь объем флакона с 4-5 литрами воды. Запускают двигатель на 7 минут при оборотах 1500–2500 об/мин.

    Затем дожидаются охлаждения двигателя, сливают химикат и промывают дистиллятом. Цена бутылочки в среднем составляет 350 рублей.

  3. LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger. Немецкое средство, относящееся к разряду нейтральных. Идеально для очистки от ржавчины, масел, эмульсий. Реагент добавляют к охлаждающей жидкости из расчета 300 мл на 10 литров хладагента. Заводят авто и держат его на холостых оборотах до получаса. После выключения при необходимости оставляют еще на 3 часа. Затем сливают содержимое и промывают дистиллятом. Флакон продается в среднем за 460 рублей.

Как можно промыть радиатор печки машины

Промываем радиатор печки видео

Радиатор печки можно промыть как с демонтажем, так и без его снятия. В последнем случае обычно в радиатор просто заливают чистящие составы либо прогоняют дополнительным насосом подключившись к патрубкам, а потом промывают водой.

Промывка радиатора печки без снятия

Проще радиатор печки промыть, не снимая его. Для этого используют один из трех методов — с помощью двух пластиковых бутылок, при помощи подвешенной большой пластиковой бутыли, либо при помощи внешней водяной помпы. Описанные методы позволяют создать в радиаторе давление, под которым внутри него будет циркулировать чистящая жидкость.

Промывка пластиковыми бутылками

Промывка радиатора печки с помощью двух пластиковых бутылок

Метод промывки пластиковыми бутылками позволяет промыть радиатор печки, двумя способами — в снятом состоянии и непосредственно на месте из подкапота. Для работы необходимо следующие средства: две полуторалитровые пластиковые бутылки, чистящее средство для радиатора, четыре хомута. Суть метода заключается в том, чтобы промывочную жидкость налитую на половину в радиатор и одну бутылку, поочередно прогонят с одной бутылки в другую надавливая руками или ногами на бутылки. Таким образом выполняется чистка его внутренней полости. Метод очень простой и действенный. Когда жидкость будет очень грязная — ее нужно заменить на чистую.

Еще один метод заключается в том, чтобы обрезать у большой пластиковой бутылки (на пять-шесть литров) дно, создав таким образом из нее лейку. И подвесить ее повыше, создавая таким образом давление для вытекающей из нее жидкости. Один шланг подсоединить к горлышку и первому патрубку радиатора, а второй шланг, на другой патрубок радиатора и в ведро на полу. Для герметичности шланг на патрубках радиатора желательно закрепить при помощи хомутов.

При вытекании с высоты чистящая жидкость под давлением будет чистить внутреннюю полость радиатора. Продолжать работу до того момента, пока новая жидкость не будет достаточно чистой.

Промывка радиатора при помощи автомобильной помпы

Один из самых эффективных методов заключается в изготовлении приспособления на основе внешнего жидкостного насоса, с помощью которого обеспечивается постоянная циркуляция моющего средства внутри радиатора печки под давлением.

Промывка радиатора печки при помощи автомобильной помпы. Фото взято с drive2.ru/users/ya-rusich

Для изготовления приспособления вам понадобится: автомобильная помпа с электрическим приводом, три шланга, которые по диаметру соответствуют выводам радиатора и помпы, зарядное устройство аккумулятора, погружной кипятильник (которым нужно подогревать жидкость), емкость для раствора, фильтрующий элемент (синтетический носок или чулок), чистящий состав, подставку под емкость с раствором на уровне помпы.

Соединить шлангами помпу (вход/выход), радиатор (входящий/выходящий патрубки) и таз, в котором находится теплый чистящий раствор. На конец выходного шланга надеть фильтр-носок. Запустить помпу, от клемм АКБ, чтобы она “гоняла” жидкость по кругу. И не забудьте подключить зарядное устройство к аккумуляторной батарее, поскольку на нее оказывается большая нагрузка.

Таким образом получится закольцованная система, по которой будет циркулировать очиститель по радиатору. Рекомендуется «гонять» жидкость час в одну сторону и час в другом направлении. После замените жидкость на чистую и повторите процедуру еще раз. По окончании промыть радиатор кипяченой либо дистиллированной водой по полчаса в каждую сторону.

Все описанные методы можно использовать и в случае, если радиатор печки демонтировать с посадочного места. Это позволит не только почистить его под давлением, но и просто заливая в него специальные чистящие средства. Кроме этого, дополнительное преимущество демонтажа заключается в том, что у автовладельца будет возможность удалить мусор, а также осмотреть его на предмет повреждений и очагов коррозии.

Рекомендации

При очищении системы охлаждения рекомендуется следовать инструкции, прилагаемой к выбранному очистителю. Полезно также помнить о некоторых важных моментах:

  • после очищения систему тщательно промывают дистиллированной водой;
  • при наличии сильных загрязнений ржавчиной и накипью следует повторить очистку;
  • если очиститель заливают в еще теплую систему, то он также должен быть теплым;
  • при выборе химического реактива следует учитывать область его применения.

Систему охлаждения нельзя заполнять бытовой химией, предназначенной для удаления накипи и жира на сантехнике и посуде.

Вся самая полезная и важная информация о способах и методах удаления ржавчины с автомобиля — здесь.

Причины появления засоров

Причиной возникновения данной неприятной ситуации является низкое качество теплоносителя центральной системы отопления, имеющего в своем составе разного рода примеси и мусор. Также существуют особенности отложений в зависимости от материала изготовления прибора. Чугунные батареи имеют шершавую внутреннюю поверхность и подвержены образованию накипи и ржавчины. Радиаторы из алюминия и биметалла предрасположены к образованию налета извести из-за содержания кальция, магния и натрия в воде.

Основные способы

Удалить пыль из батареи можно множеством способов. Не потребуется приобретать каких-либо специальных средств, большинство приспособлений общедоступны. Уборку можно провести при помощи электроприборов, подручных средств, с применением химии или без.

Электроприборы

Тщательную уборку батареи можно провести при помощи электроприборов. Важно соблюдать меры предосторожности.

Пылесос

Для промывки можно воспользоваться пылесосом. Желательно использовать узкую насадку, это позволит проникнуть в труднодоступные места. Сначала необходимо удалить всю пыль и мусор изнутри, затем обработать внешнюю часть. По завершении можно протереть радиатор влажной салфеткой.

Фен

Для применения фена необходимо предварительно под радиатором разместить смоченное в воде полотенце или любую плотную ткань. Струю горячего воздуха направить на радиатор. Пыль переместится с батареи на влажную ткань. Не самый эффективный способ: грязь может остаться между секциями, попасть в воздух или стены, пол.

Парогенератор

Отлично справится с загрязнением (особенно радиаторов типа «гармошка») парогенератор. Для уборки потребуется направить струю горячего пара на радиатор. Подобная термическая обработка не только эффективно удалит даже застарелые загрязнения, но и продезинфицирует поверхность. Под давлением пар проникает в узкие, труднодоступные части. Чтобы защитить окружающие поверхности от воздействия пара, можно накрыть их тканью или клеенкой. Также важно знать, что высокая температура пара может негативно сказаться на покрытии: повредить краску.

Моющий пылесос

Хорошая альтернатива обычному пылесосу. Прекрасно справится даже с серьезными загрязнениями. Уборку стоит начинать с внутренней части, после чего приступать к внешней поверхности. Моющий пылесос, благодаря аквафильтру, способен предотвратить распространение пыли по помещению.

Подручные средства

Качественно промыть внутреннюю часть батареи от пыли можно с помощью подручных средств, которые есть в каждом доме. Наиболее популярные средства представлены ниже.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]