На полках в автомагазине предлагается радуга из различных бутылок: десятки маркировок, брендов и допусков.
Как узнать, что именно нужно вашему автомобилю: антифриз или тосол, красный или зеленый, «Mobil» или «Полярник»?
Если в инструкции к вашему автомобилю указана четкая спецификация: например, Ford WSS-M97B51-A1, он же BASF Glysantin G05, он же Mazda 0000-77-507E-02, тогда проблем нет. Ищите заветную баночку (канистру) с аналогичным допуском, и не заморачиваетесь с цветом, вопросом «что залито, что залить?», и снятием пробы на вкус: сладкий или нет.
Почему в качестве примера использована брендовая (от производителя автомобиля) охлаждающая жидкость, или продукт известного химического концерна? Потому что на упаковке имеется главная характеристика для покупателя: допуск автопроизводителя для конкретного автомобиля (как в инструкции по техническому обслуживанию). Это значит, что данный тосол или антифриз можно залить в радиатор, и он как минимум, будет хорошо охлаждать, как максимум – не нанесет вреда вашему автомобилю.
Чем отличается тосол от антифриза, и почему надо придерживаться заводской спецификации?
Давайте разберемся, что такое охлаждающая жидкость, и для чего она нужна.
Поскольку двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет много тепла, его необходимо отводить в атмосферу. При небольших мощностях (мопед, малолитражная легковушка, газонокосилка), достаточно нарезать ребра радиатора на головке блока цилиндров, и обеспечить хороший обдув. Когда интенсивность нагрузки возрастает, прямого воздушного потока уже не хватает. Необходимо отводить тепло с помощью теплоносителя (например, воды), который в свою очередь охлаждается тем же воздухом, но уже в отдельном радиаторе.
Именно так работает система охлаждения современного автомобиля. Вокруг цилиндров расположены так называемые рубашки охлаждения. Водяная помпа обеспечивает циркуляцию (постоянное обновление) жидкости через радиатор, который интенсивно обдувается воздухом от набегающего потока и вентилятора.
Какая жидкость наиболее эффективно охлаждает мотор? Этот вопрос обычно трансформируется в: «что лучше тосол или антифриз?». На вторую часть вопроса ответим позже. Главный секрет системы охлаждения – лучшим теплоносителем является обыкновенная вода. Точнее не просто вода из речки, или из-под крана, а дистиллированная. Многие помнят кадры из старых советских фильмов: закипел мотор старенького ГАЗ-51, водитель с ведром бежит к ближайшей речке, и проблема решена.
Для чугунных блоков цилиндров и толстостенных радиаторов это приемлемо, за исключением эксплуатации в зимний период. Вода при минусовой температуре просто замерзнет, и «порвет» радиатор, а то и ГБЦ. Помните таблички «вода слита» на радиаторе?
На современных моторах обычную воду использовать нельзя. Почему?
- Соли и кальций, растворенные в воде, оставляют «шубу» на стенках рубашек охлаждения. Этот слой нарушает теплообмен;
- Замерзание воды в зимнее время. Сложно представить автовладельца, который на парковке у офиса сливает воду на асфальт, а затем перед поездкой домой, заливает ее обратно. Да и устройство системы охлаждения в современных авто более сложное, просто выкрутить пробку недостаточно;
- Внутреннее кипение (так называемая кавитация). Мелкие пузырьки воздуха постепенно разрушают металл, особенно страдает крыльчатка помпы.
Кроме того, охлаждающая жидкость (которая на 50% все же состоит из дистиллята) имеет в своем составе множество присадок. Чем они отличаются и для чего нужны?
Немного теории
Если кто забыл (или не знал), напомним: в основе работы двигателя лежит серия взрывов смеси из воздуха и топлива. Она-то и обеспечивает работу поршней и коленвала. Естественно, что температура в процессе микровзрывов повышается до весьма убедительной цифры в 2000°C. Ни один материал такого нагрева не переживет, поэтому двигатель должен непрерывно охлаждаться.
Видов охлаждения существует 3 штуки:
- воздушное. Самое ненадежное и малоэффективное. Если кто помнит, такое было на «Запорожцах», которые летом постоянно проветривались на обочине (с дымком) или ездили с подвязанным веревочкой капотом;
- жидкостное. Самое распространенное и наиболее действенное;
- комбинированное, в котором сочетаются и воздушное, и жидкостное охлаждение. Весьма перспективная и надежная разработка, но пока такие системы ставятся гораздо реже, чем просто жидкостные.
Какую бы машину вы ни купили, непременно там будет или второй, или, может быть, третий тип охлаждения. А значит – радиатор, куда надо залить.
{banner_content}
Химический состав антифриза (тосола)
Вода – это все-таки растворитель для концентрата. Основу любой охлаждающей жидкости составляют химические элементы.
- Обычная минеральная соль снижает температуру замерзания. Однако это катализатор коррозии, поэтому в моторах практически не применяется;
- Этиленгликоль, или двухатомный спирт. Отлично противодействует замерзанию, но способствует коррозии. Причем именно при разбавлении водой, проявляются агрессивные качества: алюминиевые части покрываются раковинами, и в конце концов радиатор течет. В худшем случае – корродирует алюминиевый ГБЦ. Кроме того, этиленгликоль – далеко не самый дешевый продукт;
- Глицерин. Отлично противостоит замерзанию, и достаточно дешев в производстве, но есть и серьезная проблема: водно-глицериновые растворы вязкие, поэтому циркуляция жидкости через соты радиатора невозможна. Смесь разбавляют метанолом – одноатомным ядовитым спиртом, но этот компонент нестойкий: при 90 ℃ он выкипает, при попадании в моторный отсек может воспламениться. Кроме того, он агрессивен по отношению к алюминию.Водно-глицериновые тосолы (антифризы) распространены среди российских производителей. Стоимость экстремально низкая, на упаковке, как правило, отсутствует спецификация автопроизводителей;
- Ингибиторы. Это минеральные либо органические добавки, защищающие металл от коррозии. Составляют от 3% до 10% от массы охлаждающей жидкости, и по сути определяют ее совместимость с типами моторов. Та самая спецификация автопроизводителя.
Виды теплоносителей для радиаторов из алюминия
Установка алюминиевых радиаторов.
Самым обычным теплоносителем для отопительной системы является вода, но ее порой приводит к многочисленным трудностям. Это не только коррозия, но и образование накипи, необходимость более частой прочистки системы. Кроме того, вода замерзает уже при температуре, близкой к нулю градусов, трубы и отдельные элементы контура могут просто лопнуть при температурном расширении. Поэтому важно не только правильно выбрать батареи, но и воспользоваться незамерзающим теплоносителем. Из плюсов необходимо отметить полную безопасность для человека. Если система протечет, то вреда здоровью не будет нанесено, тогда как антифриз ядовит.
Органика или неорганика, в чем разница?
Минеральные ингибиторы просто покрывают металлические стенки системы тонким слоем защитной пленки. Она может быть неравномерной, и коррозия все же проявляется, правда – точечная.
Работает такая «химия» эффективно, агрессивное воздействие антифриза практически сводится на нет. Однако пленка плохо проводит тепло, в результате оно не отводится жидкостью из зоны нагрева. Со временем теплообмен становится все хуже, и мотор перегревается, а это чревато повышенным износом деталей, более раннему сроку замены масел, повышением расхода топлива.
Химический состав таких ингибиторов: нитраты, бораты, силикаты, фосфаты, аминокислоты.
Органические ингибиторы созданы на основе солей карбоновых кислот. Карбоксилаты не «прилипают» к металлу, поэтому препятствий для теплообмена нет. Молекулы этих веществ блокируют лишь точечные очаги коррозии. Они воздействуют как бы адресно, оставляя большую часть площади свободной от пленки.
Ингибиторы созданы на основе карбонатов – органических кислот, нейтральных к металлам. Стоимость существенно выше, чем у «минералки».
Гибридные присадки имеют в своем составе карбоксилаты (их обычно больше), и минеральные добавки. Используя правильную комбинацию, производители охлаждающей жидкости компенсируют недостатки различных типов присадок, не уменьшая положительный эффект.
И, наконец, ответ на главный вопрос: в чем разница между тосолом или антифризои? На самом деле, название не несет в себе информации о составе или совместимости с разными типами двигателя. Рассуждения о том, что тосол заливают в карбюраторные моторы, а инжектор работает исключительно на антифризах, беспочвенны.
Дополнительные функции
Помимо снижения температуры работающих механизмов, охладитель должен соответствовать еще некоторым требованиям и выполнять параллельные задачи.
- Защищать металлические составляющие движка от ржавления. И это важно, поскольку при взаимодействии металлов с жидкими составами коррозия – вещь весьма возможная;
- Смазывать помповый подшипник
. Иначе от постоянного трения он будет постепенно истираться и перестанет выполнять свои функции; - Увеличивать предел, после которого жидкость закипает. Очень актуально в летнюю жару, когда моторные температуры дополняются природными.
Если вникнуть в этот перечень, станет понятно, почему заливать в радиатор воду нельзя.
Будут нарушены сразу два условия нормального функционирования: металлические запчасти заржавеют, а не смазанная помпа выйдет из строя. В безвыходной ситуации, только чтобы доехать до «места», можно ненадолго заполнить радиатор водой, однако пользоваться ею постоянно – значит запороть машину.
История возникновения названий ОЖ:
Как мы отметили раннее, изначально для охлаждения моторов применялась обычная вода из ближайшего пруда. Затем появились более технологичные ДВС, соответственно возникла потребность в качественной охлаждающей жидкости. Зарубежные производители объединили все варианты ОЖ под определением «antifreeze». То есть, незамерзайка.
Одновременно советское правительство дало указание ученым разработать аналогичный препарат для отечественных авто (дабы не покупать дорогую жижу за рубежом). Один из химических НИИ оперативно разработал (или просто скопировал) технологию. Зарубежная и отечественная жидкости были абсолютно идентичны по свойствам и составу. Отечественную разработку отдела ««Технология органического синтеза» назвали аббревиатурой этого подразделения; «ТОС». Добавили суффикс, использующийся в названиях спиртов (этанОЛ, метанОЛ), получился ТОСОЛ. Это название стало таким же нарицательным, как «ксерокс». Несмотря на то, что из года в год состав отечественной незамерзайки и зарубежных ОЖ менялся, общие названия закрепились.
Простейшие составы на основе глицерина или этиленгликоля с минеральными добавками, принято называть тосолами. Хотя за рубежом есть antifreeze с такими же компонентами. На упаковках можно встретить оба названия, принципиальной разницы нет.
Делаем выбор
Скажем сразу, что выбор теплоносителя следует производить еще до того, как в доме сделана система отопления. Это связано с тем, что оборудование, предназначенное для воды, значительно отличается от того, которое необходимо для антифриза.
Определиться, в общем-то, довольно просто. Если вы живете в довольно теплом регионе, где не бывает минусовых температур, то используйте воду. О том, какую именно следует применять в качестве теплоносителя, мы рассказывали выше.
Если же ваше место проживания периодически радует заморозками или длительными холодами, то однозначно стоит делать выбор в пользу антифриза
При этом важно знать, какое именно средство необходимо приобрести именно для вашей отопительной системы. Обо всех особенностях различных видов незамерзайки мы расскажем ниже
Как определить, подходит охлаждающая жидкость для вашего автомобиля, или нет?
Серьезные производители сертифицируют свои технические жидкости на автозаводах. По такому же принципу, как и моторные масла, поэтому вы всегда можете сверить соответствие по каталогам. Например, таблица совместимости для тосолов (антифризов) BASF:
Именно тут и кроется подвох. Универсальных спецификаций «для всех Фордов» или для любого дизельного «VW» не существует. Каждый автомобиль рассчитан на определенный тип тосола, и смешивать их категорически не рекомендуется. При соприкосновении силикатных и карбоксилатных присадок образуются плотные сгустки. Они закупоривают соты радиатора, нарушая циркуляцию воды.
Некоторые сплавы внутри мотора или радиатора, могут активно корродировать именно под воздействием определенной минеральной добавки, поэтому единственный правильный ответ ищите в инструкции к вашему авто.
Спецификации G11, G12, G12+ и пр. для Фольксвагена не могут применяться в подборе антифриза для КИА. Некоторые автовладельцы просто покупают жидкость того же цвета, как в расширительном бачке. Цвет не имеет отношения к составу ОЖ. Это краситель – маркировка.
Инструкция по использованию
Если ранее ваша система работала на воде, перейти на антифриз будет непросто. Теоретически радиаторы с котлом можно опорожнить и заполнить холодостойким теплоносителем, но на практике получится следующее:
- из-за меньшей теплоемкости снизится отдача батарей и эффективность обогрева комнат;
- из-за вязкости увеличится нагрузка на насос, расход теплоносителя упадет, к радиаторам придет меньше тепла;
- антифриз расширяется сильнее воды, поэтому вместительности старого бачка не хватит, в сети поднимется давление;
- для улучшения ситуации придется добавить температуру на котле, что приведет к перерасходу топлива и повышению давления.
Дополнение. После заливки жидкости гарантированно потекут старые соединения, уплотненные льном и краской.
Протекающие стыки нужно перепаковать, уплотняя резьбу сухим льном или нитью с герметиком
Чтобы отопление нормально функционировало на химическом теплоносителе, нужно заранее рассчитать либо переделать существующую систему согласно новым требованиям:
- Вместительность расширительного бака подобрать из расчета 15% от общего объема жидкости (на воде было 10%);
- Производительность насоса принимается на 10% больше, а создаваемое давление – на 50%. Поясним на примере: если раньше стоял агрегат с рабочим напором 0.4 Бар (4 метра водного столба), то под антифриз берете насос 0.6 Бар.
- Чтобы эксплуатировать котел в оптимальном режиме и не поднимать температуру теплоносителя, желательно добавить 1—3 (в зависимости от мощности) секции каждой батарее.
- Все стыки пакуйте сухим льном либо используйте качественные пасты – герметики типа LOCTITE, ABRO или «Гермесил».
- Покупая запорную и регулирующую арматуру, проконсультируйтесь с продавцом на предмет стойкости резиновых уплотнений к воздействию гликолевых смесей.
- Заново опрессуйте систему, наполнив трубы и отопительное оборудование водой.
- Запуская котельный агрегат при отрицательной температуре, настройте минимальную мощность. Холодный антифриз нужно отогревать медленно.
Совет. Общее количество теплоносителя рассчитать нетрудно — площадь проходного сечения трубы умножается на ее длину, вместительность котла и радиаторов указана в паспортах изделий. Как правильно разместить и подключить расширительный бачок, узнайте из нашей отдельной публикации.
Перед закачкой морозостойкой жидкости залейте воду и проведите испытания трубопроводов давлением, превышающим рабочее на 25%
Концентрированный теплоноситель подлежит обязательному разбавлению водой, в идеале – дистиллятом. Не замахивайтесь на чрезмерный запас морозостойкости – чем больше вы добавите воды, тем лучше станет работать отопление. Рекомендации по подготовке теплоносителя:
- Под ТЭНовые электрические и газовые двухконтурные теплогенераторы готовьте смесь на минус 20 градусов. Более концентрированный раствор от соприкосновения с нагревателем может вспениваться, на поверхности ТЭНа возникнет нагар.
- В остальных случаях смешивайте компоненты под температуру замерзания согласно приведенной ниже таблице. Пропорции указаны в расчете на 100 литров теплоносителя.
- При отсутствии дистиллята сначала проведите опыт – разбавьте концентрат в банке обычной водой. Если увидите осадок из белых хлопьев – продукт разложения ингибиторов и присадок, эту воду применять нельзя.
- Аналогичная проверка делается перед смешиванием антифризов двух разных производителей. Разбавлять этиленгликоль пропиленовым составом недопустимо.
- Теплоноситель готовьте непосредственно перед заливкой.
Соотношение концентрата и воды даны в расчете на 100 л. Чтобы выяснить количество ингредиентов для объема 150 литров, умножьте приведенные цифры на коэффициент 1.5
Максимальный срок эксплуатации любого незамерзающего вещества в трубах и радиаторах отопления – 5 лет. По окончании указанного периода жидкость сливается, производится двукратная промывка системы и заполнение свежим антифризом.
Технический паспорт
Важно учитывать также то, что в техническом описании на такое оборудование обычно указаны лишь те детали и элементы, которым подобная жидкость не страшна. Естественно, важно еще помнить, что нередко в технической документации на отопительный котел и схожее оборудование имеется список используемых теплоносителей. Также в большей части случаев в паспорте на тепловое оборудование указывается «в виде теплоносителя можно применять воду». Но все же большая часть покупателей либо совсем не смотрят данные технической документации (про что потом сильно жалеют), либо смотрят туда лишь после покупки.
StepUp SP9020
Цена: 153 руб.
Американское средство, способное, судя по описанию, нейтрализовать отверстие на маршруте движения антифриза всего за пару минут. Состав подойдёт как легковым, так и грузовым машинам. Совместимые с ним радиаторы и обогреватели могут иметь любую конструкцию, даже плоскотрубчатую.
Герметик SP9020 затвердевает исключительно в районе отверстия, и это происходит за счёт энергичного испарения отдельных компонентов состава. Таким образом, препарат автоматически блокирует утечки в местах прохождения антифриза.
Преимущества:
- совместимость со всеми известными антифризами;
- средство не вредит охлаждающей жидкости;
- после добавки препарата замена антифриза не требуется.
K-Seal
Заявленный производитель: США
Ориентировочная цена: 430 руб.
Густая коричневая эмульсия заявлена как «долгоиграющая», не требующая последующей замены деталей. Содержит медную пудру, формирующую прочные пробки. Работает достаточно эффективно, но залечивание больших отверстий проходит небыстро. Зато отложений совсем немного.
+ Малый уровень остаточных загрязнений.
— Самый дорогой препарат в нашей выборке.
2 место. Герметик системы охлаждения Liqui Moly
«BBF Супер»
Заявленный производитель: Россия
Ориентировочная цена: 55 руб.
Белая эмульсия работает классически — последовательно и сравнительно быстро закрывает отверстия от меньшего к большему. Остаточных отложений совсем немного. После вскрытия на месте отверстий видны аккуратные грибки полимерных пробок. И при этом — самый дешевый состав среди испытанных!
+ Наилучшее сочетание цена/качество. Самый низкий уровень отложений.
— Не обнаружено.
Итоговая таблица (открывается в полный размер по клику):
Система отопления коттеджа с помощью этиленгликоля
Система отопления коттеджа в виде этиленгликоля используется достаточно часто на севере и в средней полосе. Однако такая заправка (с помощью этиленгликоля) является опасной для металлических труб и может ее уничтожить.
Важно помнить, что эта химическая жидкость способна заметно реагировать на увеличение температуры в трубопроводе. И если в какой-то момент температура этиленгликоля поднимается на опасное значение и достигнет высшей точки, случится его разложение. В итоге образуется множество кислот и прочные частицы, которые могут повредить всю систему отопления.
Важно: любые кислоты, протекающие в трубах, если произошло заметное увеличение температуры могут ее повредить, провоцируя преждевременное разрешение патрубков и скорейшую коррозию. Кроме этого, такие кислоты способны в разы уменьшать время работы углеродных элементов, что, в конце концов, испортит батареи и создаст утечку.
- Естественно, многие читатель скажут, что после того, как вы залили антифриз, вам хватит лишь время от времени следить за действием системы и регулировать ее, стараясь не допускать в трубах чрезмерного повышения температуры. Но способны ли вы производить данный контроль постоянно? Скорее всего у вас не получится. Вот почему компании, которые занимаются производством систем отопления — предостерегают своих клиентов от залива антифриза. Поскольку, приняв во внимание достаточный список положительных качеств этого теплоносителя, некоторые не учитывают многих его минусов – и потом вынуждены расплачиваться за свою самонадеянность.
- Другим отрицательным качеством антифриза, про который практически никто не знает, является его сверхвысокая текучесть, что может грозить протечками в системе отопления дома. Такие протечки могут случаться в то время, когда трубы в доме не действуют либо трубы холодные. В таком случае поднимается вероятность расширения стальных конструкций системы – что позволяет антифризу вытекать в некоторых местах.
GUNK Radiator Sealer Super
Заявленный производитель: США
Ориентировочная цена: 160 руб.
Густая коричневая эмульсия работает эффективно и сравнительно быстро; отверстия разных диаметров закрылись почти одновременно. Но отложений после него осталось многовато. На старых и грязных радиаторах это может быть опасно.
+ Работает быстро и эффективно.
— Сравнительно высокий уровень остаточных отложений.