Эксплуатационные расходы отопительных котлов на отработанном масле являются одними из самых низких, часто даже ниже стоимости газа. Дешевым является и процесс монтажа отопительного оборудования, а котлы, работающие на отработке, отличаются сравнимой с газовыми или дизельными аналогами надежностью.
Однако они все же не обрели широкую популярность в виду высокой исходной стоимости (обычно от 100 тыс. рублей), необходимости в постоянном ежесуточном уходе, менее функциональной автоматики и органов управления (за исключением крайне дорогостоящих моделей). Тем не менее, при понимании всех преимуществ и недостатков масляных котлов, выбор вполне может быть оправдан.
Кому подойдет такой аппарат?
Средний расход отработки при сжигании в котле мощностью 20–30 кВт/ч составляет примерно 10 л топлива в сутки, то есть для отопления утепленного частного дома площадью 100–150 м2 в течение одного сезона потребуется 1–2 м3 отработанного масла.
Поэтому такой способ отопления подходит лишь тем, у кого есть возможность получить такой объем топлива бесплатно или по невысокой цене (до пяти рублей за литр).
При такой цене расходы будут сопоставимы с затратами на покупку дров и угля или сетевого газа, необходимых для отопления утепленного дома такой площади.
Если же стоимость составит 5–10 рублей, то затраты будут больше, чем на дровяное или угольное отопление, но сопоставимые с обогревом дома электричеством или мазутом, дальнейшее увеличение лишит котлы на отработке их главного преимущества.
Поэтому больше всего котел, работающий на машинном масле, подойдет владельцам предприятий, на балансе которых находится много автомобилей.
Советы по установке
Монтаж котла, использующего отработанное масло, практически не отличается от установки отопителей других типов. Есть одно преимущество: благодаря наличию турбонаддува и бездымному горению жидкого топлива дымоход необязательно задирать на 6—7 метров. Достаточно вывести оголовок дымоотвода из зоны ветрового подпора и поднять на высоту 4 м.
Касательно правильного монтажа дадим такие рекомендации:
- Котел и не защищенные изоляцией стальные дымоходы располагаются на расстоянии 0.5 м от горючих стен и других элементов деревянного дома. Минимальный отступ от несгораемых конструкций – 100 мм.
- Проход сквозь внешнюю стену и весь наружный участок газохода выполняйте утепленной трубой – сэндвичем, иначе будет много конденсата и сажи. Подробно технология устройства дымохода описывается в отдельном материале.
- Обязательно установите на подающей магистрали отопления группу безопасности.
- Организуйте в топочной хорошую вытяжку для удаления запахов. Забор воздуха на горение можно предусмотреть с улицы.
- Оснастите нагнетатель регулятором оборотов, а маслопровод – вентилем. Это позволит управлять мощностью теплогенератора вручную. Не путайте регулировочный вентиль с обычным краном, запорная арматура ставится на трубопроводы в любом случае.
- Сделайте примитивную автоматику аварийной остановки – поставьте на подачу термостат, отключающий вентилятор и масляный насос в случае перегрева теплоносителя.
Если отработка подается самотеком, то ради безопасности желательно поставить на топливную магистраль электрический отсекающий клапан. Одна тонкость: после аварийного отключения котел самостоятельно не запустится, придется разжигать масло вручную либо мастерить автоматический розжиг.
Работу котла очень желательно подстраховать на случай отключения электроэнергии. Автомобильный вентилятор, рассчитанный на напряжение 12 вольт, можно запитать от обычного аккумулятора, остальное оборудование – насосы, термостаты – через блок бесперебойного питания.
Подачу отработанного масла в камеру сжигания котла проще всего организовать самотеком – из подвешенной к стене емкости. Но за подобной системой нужно постоянно следить плюс по мере опорожнения интервал между каплями увеличивается, а интенсивность горения уменьшается.
Устройство
Такой котел по своему устройству идентичен всем остальным жидкотопливным отопительным приборам и состоит из:
- камеры сгорания (топки);
- форсунки;
- водяной рубашки;
- теплообменника;
- корпуса;
- топливной аппаратуры.
Топка со всех сторон окружена водяной рубашкой, которая отбирает тепло, появляющееся в результате топлива, и тратит его на подогрев теплоносителя (воды или антифриза).
В нижней части топки установлена форсунка, распыляющая жидкое горючее и смешивающая его с воздухом, формируя таким образом топливовоздушную смесь. Встречаются также модели без форсунки, в них эту роль играют различные горелки, которые подогревают и сжигают отработанное масло.
После сгорания смеси образуются раскаленные дымовые газы, которые проходят через теплообменник, нагревая воду для горячего водоснабжения.
Во многих моделях таких котлов теплообменник, или водяной контур, функционирует параллельно с водяной рубашкой, повышая КПД отопительного прибора, но при работе на малой мощности это снижает температуру дымовых газов и приводит к появлению конденсата в дымовой трубе.
Топливная аппаратура подает отработку к форсунке, а после прогрева водяной рубашки до определенного уровня прекращает подачу, обеспечивая таким образом стабильность температуры в доме.
Нередко в котлах топливная аппаратура и форсунка объединены в одно устройство. Корпус изолирует водяную рубашку, благодаря чему случайное прикосновение к котлу не причиняет ожогов.
Обустройство дверец
Делаю дымоход Дымоотводящую конструкцию я сделал из 10-сантиметровой трубы. Ничего сверхъестественного – трубу просто приварил к отверстию в центре верхушки корпуса.
Дымоход вывел на улицу к крыше через стену. К стене прикрепил кусок металлического листа для противопожарной защиты. Саму трубу лучше пропускать через стену в специальном огнеупорном стакане.
Тут видно, как труба проходит через стену
Печка почти готова. Остаются последние штрихи. В дверке нижней камеры я вырезал проем, через который воздух может свободно поступать к поддону и горелке печки.
Приклепал упорные пластиныДля верхней дверки собрал простой замок. В процессе нагревания корпус печки «ведет». Чтобы камера сгорания оставалась герметичной, верхняя дверка должна закрываться максимально надежно. Для этого я и сделал замок.
Простой замок
К стене привинтил несколько кусков металлического уголка.
На прикрученный уголок установил печку. Это и удобно (при необходимости можно будет намного легче проводить ревизию), и функционально (потери тепла в грунт уменьшаются).
Установил печку
Ассортимент и цены котлов для частных домов
В этом разделе вы найдете описание наиболее популярных котлов, которые используют в качестве топлива отработанное масло.
Большинство из них может без всяких переделок работать на других видах отработки, например, солярке, однако для перевода на мазут необходима другая горелка. Также их можно перевести на газ, но для этого также потребуется соответствующая горелка.
EcoBoil-18/30
Этот отопительный прибор мощностью 15 кВт/ч использует в качестве горючего любые жидкие виды топлива, включая отработку. Он подойдет для хорошо утепленных домов площадью 150–200 м2, а также для слабоутепленных домов площадью 50–100 м2.
Аппарат поставляют
с двумя видами горелок:
- автоматической;
- полуавтоматической.
Автоматическая горелка оснащена форсункой, а также самостоятельно поджигает топливо, однако требует постоянного подключения к электросети 220 В.
Автоматика регулирует температуру включая и выключая подачу топлива, то есть работает в режиме старт/стоп. Контролирует горение топлива фотодатчик, передающий информацию на блок управления.
После нескольких неудачных попыток розжига топлива форсунка отключается, а память управляющего устройства формирует информацию об ошибке. Запустить котел можно будет только после устранения неисправностей и скидывания ошибки. Прочищать камеру сгорания, оснащенную автоматической горелкой, требуется один раз в месяц.
Перед попаданием в форсунку отработка проходит через тройной фильтр и участок подогрева. Такая фильтрация снижает вероятность загрязнения отверстий форсунки, из-за этого она дольше служит до ремонта или замены.
Благодаря подогреву снижается вязкость топлива, что приводит к его лучшему распылению и более эффективному сгоранию, а значит повышению КПД котла, при этом расход топлива составляет 0,5–2 л/ч.
Одним из недостатков этой горелки является высокое потребление электроэнергии 0,5–1,5 кВт/ч, большую часть которой потребляет вентилятор наддува, создающий давление воздуха, необходимое для продвижения топлива к форсунке.
Полуавтоматическая горелка оснащена системой капельной подачи топлива, которое затем термически разлагается на пиролизные газы и негорючий шлак, после чего пиролизные газы воспламеняются и выделяют тепловую энергию.
Для регулировки выделяемого тепла снижают или увеличивают подачу топлива (расход 0,5–2 л/ч), полная остановка горелки предусмотрена только во время чистки.
Потребление электроэнергии у этой горелки заметно ниже (100–250 Вт), причем она может работать как от сети 220 В, так и от аккумулятора напряжением 12 В.
Одним из существенных преимуществ полуавтоматических горелок является возможность работы даже на грязном и густом топливе, а контроль пламени осуществляется с помощью аналогово термодатчика, отключающего горелку при снижении температуры ниже допустимого уровня.
Объем водяной рубашки 18 литров, это позволяет аппарату эффективно работать даже в режиме малой мощности, однако эффективная работа на максимальной мощности возможна только в системах принудительного отопления, оснащенных водяным насосом.
Стоимость котла с автоматической горелкой составляет 95 тысяч рублей, с полуавтоматической 50 тысяч рублей.
ТеплоТерм GMB 10-15 кВт
Этот отопительный прибор с максимальной мощностью 15 кВт/ч оснащен полуавтоматической горелкой с ручным розжигом и двумя режимами работы (минимальная и максимальная мощность).
Благодаря встроенным датчикам горения топлива и температуры теплоносителя блок управления отслеживает работу котла и регулирует температуру, включая необходимый режим работы.
Объем водяной рубашки 19 л, благодаря чему котел быстро нагревает теплоноситель и прогревает комнаты. Максимальная потребляемая мощность электроэнергии, вне зависимости от режима работы, не превышает 200 Вт. Расход топлива зависит от режима работы и составляет 0,9–1,7 л/ч, а стоимость аппарата 75 тысяч рублей.
Триумф — 15 кВт
Аппарат Триумф — довольно спорный агрегат, работающий на отработке, подойдет для отопления хорошо утепленных домов площадью 50–150 м2. Мы называем его спорным потому, что при невысокой цене (40 тысяч рублей) он собрал много негативных отзывов в интернете, причем претензии владельцев касались как его конструкции, так и работы.
На сайте производителя нет нормального описания этого отопительного прибора, а инструкцию по эксплуатации невозможно найти в интернете.
Котел оснащают горелкой с ручным розжигом, а для регулировки мощности блок управления меняет объем топлива, подаваемого за единицу времени.
Термодатчик отслеживает горение топлива в камере и подает сигнал, когда температура снижается ниже допустимого уровня, после чего блок управления прекращает подачу отработки.
Объем водяной рубашки 20 л, поэтому аппарат быстро нагревает воду в системе отопления. Расход топлива этим котлом составляет 1–2 л/ч.
Рейтинг популярных моделей
Длительный срок службы котла и его эффективность во многом зависит его качества. На сегодняшний день лучшими моделями признаны несколько отопительных приборов функционирующих на жидком топливе.
Котлы на отработанном масле российского производства:
- «ГеККОН 50»;
- «EcoBoil-18/30»;
- «КЧМ-5-К-38»;
- «Тепламос НТ – 100».
Европейские модели:
- «DanVex B30»;
- «EnergyLogic EL-375B»;
- «Euronord K200»;
- «Ecoheat 60S».
Котел на отработанном масле DanVex B30
Все отопительные агрегаты работают на различных типах отработанного масла и его смесях. Их особенностью является простота использования и высокий коэффициент производительности.
Большие котлы
Единственное отличие больших котлов высокой мощности в том, что для их изготовления идет более толстая сталь, но принцип работы такой же, как у аппаратов, предназначенных для отопления домов.
Нижняя граница мощности этих устройств составляет 30 кВт, верхняя же не ограничена, поэтому встречаются отопительные приборы, выдающие 100 и более кВт.
ТЕПЛОКАСТО TKS-КА 40 кВт
Основное отличие этого отопительного прибора в трехходовом теплообменнике с увеличенным КПД. Благодаря третьему ряду дымогарных труб, расположенных внутри водяной рубашки, аппарат забирает больше тепла.
Это повышает его эффективность в режиме высокой мощности, однако при работе на малой мощности резко возрастает риск образования конденсата в дымовой трубе.
Происходит это из-за меньшей температуры дымовых газов, достигших дымохода, ведь дополнительную часть тепла забрала водяная рубашка вокруг третьего ряда дымогарных труб.
Однако автоматический розжиг и работа в режиме старт/стоп компенсируют этот недостаток, превращая трехходовой котел ТЕПЛОКАСТО TKS-КА в один из лучших отопительных приборов своей мощности (40 кВт). Расход топлива составляет 1,2–3 л/ч, расход электроэнергии 0,5–2 кВт/ч.
В блоке управления зашита программа автоматического запуска, по ней топливо сначала согревают в предназначенной для этого ванной, затем включают подачу воздуха, который увлекает за собой частицы масла и перемешивается с ними.
Когда эта смесь попадает в камеру сгорания, ее разжигают, постоянно контролируя температуру. Если 9 попыток розжига смеси оказались неудачными, аппарат отключается и перевести его в рабочий режим можно будет только после устранения причин и сброса ошибки.
Если во время работы горелки факел по любой причине тухнет, то сразу же срабатывает автоматика, отключающая подачу топлива. Со всех сторон отопительного прибора предусмотрены прочистные отверстия, облегчающие его обслуживание. Объем водяной рубашки котла составляет 48 л, стоимость 121 тысяча рублей.
POLARUS P12M
Этот котел с электрическим розжигом работает в режиме старт/стоп, но доступен также режим изменения мощности, разброс которой составляет 10–80 кВт.
Аппарат оснащен капельной форсункой и нагнетателем воздуха небольшой мощности (200 Вт), благодаря чему расход электроэнергии не превышает этого значения.
Расход топлива составляет 1–6 л/ч в зависимости от режима работы. Объем водяной рубашки 35 л, а стоимость котла 140 тысяч рублей.
ЗИЛИМ 40
Этот отопительный прибор оснащен форсункой мощностью 40 кВт и способен вырабатывать тепловую энергию в диапазоне 10–40 кВт, причем температура отходящих газов даже на минимальном режиме достаточно высока, чтобы в трубе не образовывался конденсат.
Это немного увеличивает расход топлива по сравнению с трехходовыми котлами (3–5%), зато продлевает срок службы дымохода в 1,2–1,5 раза при частой работе в режиме минимальной мощности. Расход топлива 1–4 л/ч, расход электроэнергии 300–1200 Вт.
Благодаря автоматическому розжигу котел может работать не только на минимальной мощности, но и в режиме старт/стоп, что заметно экономит горючее.
Если факел по любым причинам гаснет или розжиг проходит неудачно, то автоматика несколько раз активирует устройство розжига, а при отсутствии положительного результата прекращает подачу топлива и формирует сигнал ошибки.
Штатная форсунка работает в двух режимах мощности (10 и 40 кВт), однако можно выбрать модификацию с другой горелкой. Объем водяной рубашки 50 л, стоимость котла со стандартной горелкой 88 тысяч рублей.
Важные аспекты сохранения тепла в гараже
Обеспечить традиционную систему отопления в гараже не просто, да и достаточно дорого, а поддерживать оптимальную температуру воздуха в такой постройке все же необходимо. Ведь даже хранить транспорт лучше при температуре не менее +5 градусов, а производить какие-то работы нужно при температуре не менее +18.
В большинстве своем автовладельцы, а также мотоциклисты предпочитают использовать для обогрева гаража небольшие экономичные печи, которые при этом отличаются высокой эффективностью и позволяют хорошо прогреть помещение
Также важно, чтобы печь не только позволяла экономить семейный бюджет, но и была безопасной и обеспечивала быстрый нагрев гаража. Хорошо, если топливом смогут выступать и различные отходы – например, отработка масла или древесные отходы. Это тоже позволит сделать печь менее убыточным сооружением
Это тоже позволит сделать печь менее убыточным сооружением.
Теплопотери в гараже всегда велики – редко когда постройка такого типа качественно утепляется хорошими теплоизоляционными материалами
Также важно понимать, что для прогрева небольшого по площади помещения часто требуется куда больше тепловой энергии, чем для того, чтобы прогреть дом. Чтобы протопить дом в два этажа, потребуется устройство, имеющее мощность около 10 кВт, а вот прогреть стандартных размеров гараж сможет конструкция с производительностью 2,5 кВт. Если есть желание сделать так, чтобы в гараже всегда была температура около 16 градусов, то нужно установить агрегат на 2 кВт
Иногда автомобилисты с целью экономии тепла стараются обогреть не весь гараж, а лишь место, где они непосредственно работают
Если есть желание сделать так, чтобы в гараже всегда была температура около 16 градусов, то нужно установить агрегат на 2 кВт. Иногда автомобилисты с целью экономии тепла стараются обогреть не весь гараж, а лишь место, где они непосредственно работают.
Печь для гаража – это важное оборудование, которое позволит создать оптимальные условия даже в холодное время года
Где взять масло?
Основными поставщиками масла для котлов являются:
- автотранспортные предприятия;
- организации, владеющие железнодорожной и речной или морской техникой;
- сельхозпредприятия;
- автосервисы;
- предприятия и организации, обслуживающие гидравлическую технику;
- любые организации, на балансе которых есть много автомобилей.
Любому автомобилю как минимум раз в год необходимо менять масло в моторе, кроме того, время от времени приходится менять смазочную жидкость в другой технике.
Утилизация отработанных нефтепродуктов по закону обходится очень дорого, поэтому поставщики такого материала продают, а нередко и отдают ее даром, лишь бы снять с себя расходы на хранение и утилизацию.
Как изготовить печь
Самодельная печь отработки для гаража изготавливается в такой последовательности:
Сборка нижней камеры. В такой печи камера первичного сгорания и топливный бак совмещены. Это круглое устройство, закрытое крышкой, в которой просверлены отверстия для заливки масла и для установки трубы — второй камеры печи.
Детали для изготовления печи на отработке
По размерам, показанным на фото, вырезаются детали для нижнего бака, края зачищаются болгаркой и свариваются. Стенки лучше сделать из куска трубы.
К ним приваривается дно из листового металла, из уголков — ножки. Вырезается крышка с отверстиями: диаметром сто миллиметров по центру и 60 миллиметров ближе к любому краю.
Совет: Крышку нужно сделать съемной, что облегчит очистку устройства и транспортировку печи.
- В куске трубы, диаметр которого сто миллиметров, а длина примерно 360 миллиметра сверлятся отверстия, для поступления воздуха, диаметром равным одной десятой от диаметра трубы. Отверстия должны быть расположены равномерно по диаметру и высоте устройства.
- Труба приваривается к крышке нижнего бака. При этом нужно контролировать ее перпендикулярность установки. На крышке ставится воздушная заслонка, она может фиксироваться на заклепке или с помощью болтов. Диаметр отверстия для монтажа заслонки – 60 миллиметров. В это же отверстие заливается масло и разжигается печь.
- Аналогично нижнему, собирается верхний бак. Для корпуса берется труба диаметром 355 миллиметра. В пластине, которая будет являться дном, делается отверстие диаметром сто миллиметров, смещенное к краю дна. К нему приваривается небольшая часть трубы диаметром 110 миллиметров, которая будет надеваться на перфорированную камеру, где сгорают газы.
- Воздействию высоких температур подвергается крышка верхнего бака, поэтому ее нужно изготавливать из металла толщиной не менее 6 миллиметров. В ней выполняется отверстие для установки дымовой трубы, располагается оно со стороны, которая противоположна отверстию на дне камеры. Между дымовой трубой и стенкой камеры к верхней крышке приваривается отсекатель, представляющий собой перегородку, изготовленную из толстого металла. Отсекатель нужно располагать ближе к отверстию для выхода дыма.
- К верхней крышке приваривается дымовая труба, которая затем подсоединяется к дымоходу. Чтобы увеличить жесткость конструкции между камерами приваривается из уголка или небольшого диаметра трубы распорка.
- Печь можно окрасить краской по металлу, выдерживающей высокую температуру.
Плюсы и минусы отопления отработкой
Вот плюсы и минусы использования отработки для водяного отопления:
Плюсы:
- минимальные расходы на топливо;
- возможность перевести котел на другие виды жидкого топлива или газ заменой форсунки;
- горелку под отработку можно вставить в любой котел воздушного или водяного отопления, изначально предназначенный для работы на жидком или газообразном топливе;
- при правильной настройке горелки отработанные нефтепродукты сгорают с минимальным выделением вредных веществ;
- возможность избавиться от скопившихся отходов без дорогостоящей утилизации.
Минусы:
- камеру сгорания необходимо часто чистить от сажи;
- топливо необходимо хранить рядом с котлом;
- перед сжиганием отработку требуется нагреть до температуры 60–100 градусов;
- при сгорании топлива образуется много шлака;
- любое нарушение правильной регулировки горелки повышает токсичность дыма;
- любое нарушение тяги или настроек форсунки приводит к появлению сильного неприятного запаха и комнату наполняет токсичный дым;
- даже у аппаратов с исправной горелкой высока вероятность разлива топлива, что может привести к пожару;
- если в отработку попали вода или тормозная жидкость, то форсунки нередко забиваются, из-за чего приходится их чистить.
Правила безопасности
При использовании отработанного масла для отопления рекомендуется соблюдать правила безопасности:
- нельзя располагать источник рядом со стенами, отделанными легковоспламеняющимися материалами;
- запрещено использовать для розжига масла легковоспламеняющиеся средства, поскольку это приведет к воспламенению и как следствие — случится пожар;
- агрегат не ставят на пол, застеленный линолеумом, ковром или другим покрытием;
- печь нельзя тушить, поэтому перед ее использованием, точно высчитывается время работы и количество горючего;
- нельзя, чтобы в масле присутствовала вода, тосол и любая другая жидкость.
Отработанное масло — самый дешевый вид топлива. Этим и объясняется повышенный спрос на этот продукт.
О полезных доработках железной печки
Есть несколько рекомендаций, как сделать вышеописанную конструкцию еще лучше. Первым делом не помешает усилить узел примыкания дымоходного патрубка к верхней плите, поскольку это место прогорает чаще всего. Причина не только в высокой температуре, но и в нагрузке, оказываемой на сварной шов дымоходной трубой. Обычно владельцы гаражей не озабочиваются отдельным креплением дымохода и он всем весом ложится на верхнюю панель печи.
Буржуйка на дровах с 2 дымооборотами не может похвастать величиной топливника, а значит, и продолжительностью горения. С другой стороны, самодельные печи длительного горения типа «Бубафоня» — не лучший вариант для гаража. Для них требуется дымоход высотой не менее 4 м с хорошей тягой, что не всегда реализуемо.
Теплоотдачу дровяной печи можно улучшить, если к боковым стенкам приварить несколько вертикальных ребер, как это показано ниже на фото. Используется полоса толщиной 4 мм либо такой же уголок, тем самым наращивается площадь теплообмена и возрастает эффективность работы обогревателя.
На фото изображена печка из чугуна с конвекционными ребрами и варочной плитой. Из стали можно сварить аналогичную конструкцию