Сегодня нам предстоит подробно рассмотреть вопрос обустройства отопительной системы в гаражном помещении. Безусловно, поддерживать там нужный уровень температуры очень важно. Тогда можно эффективно работать. Некоторые гаражники даже организуют настоящие профессиональные мастерские. Конечно, для их бесперебойной деятельности, вне зависимости от погоды и времени года, понадобится установить котел в гараж.
Узнаем, какие отопительные системы бывают, какие именно виды топлива более экономично использовать, какой котел лучше установить в гараже. Выясним, что думают по этому поводу автолюбители, которые уже успели оценить плюсы и минусы разных вариантов лично.
Базовые требования к системе отопления
В первую очередь надо обозначить все ключевые требования, предъявляемые к отоплению в гаражном помещении. Перечислим основные факторы.
- Важно сделать отопительную систему надежной, гарантировать ее устойчивость к резким температурным колебаниям. Разумеется, в большинстве гаражей не осуществляется постоянный обогрев. Следовательно, система будет сначала нагреваться, а затем сильно охлаждаться. Это существенные дополнительные нагрузки.
- Нужно учесть, что высока вероятность частых перебоев с электричеством. Здесь мы имеем дело не с жилым помещением, а с гаражом. И электрическая система отопления должна быть адаптирована к более сложным условиям.
- Оптимальное решение – ориентировать отопительную систему на функционирование в автоматическом режиме. Обязательно должна срабатывать в любой аварийной ситуации автоматическая система блокировки.
- Безопасность, особенно в гаражном помещении, играет огромную роль. В данном помещении хранят ГСМ, колеса и всевозможные запасные детали, комплекты шин. Разумеется, тут особенно важно тщательно соблюдать правила пожарной безопасности.
- Желательно продумать эффективность отопительной системы. Тут следует постараться соблюсти баланс производительности и стоимости, чтобы отопление было целесообразным с экономической точки зрения.
Котел отопления в гараже должен работать максимально эффективно. Для этого надо обязательно свести к минимуму потери тепла в помещении. Только так можно добиться лучшего результата. Строение качественно утепляется, устанавливается продуманная вентиляционная система. Также стоит учесть и оптимальную температуру прогревания гаража. В данном помещении не надо добиваться показателей в 18-20 градусов, как в жилом доме. Вполне достаточно, если столбик термометра поднимется до отметки в 5-10 градусов тепла.
В роли топлива для котлов используют твердое и жидкое топливо, газ. Можно обустроить водяную, электрическую отопительную систему.
Конвектор
Модели электроконвекторов для использования в гаражах и других помещениях технического назначения
Надежный и эффективный прибор, принцип работы которого основан на конвекции воздуха, инициируемой нагревательными элементами — холодный воздух поступает в прибор снизу и, нагреваясь при контакте с ТЭНом, теплым поднимается кверху.
Конвекторы выпускаются в напольном, настенном или универсальном исполнении — на опорных ножках, с кронштейнами для крепежа к стене либо оснащёнными обоими варианта крепежа. Последняя разновидность особенно удобна, так как позволяет компактно разместить отопитель на стене с возможностью быстрого демонтажа и установки рядом с автомобилем — по месту выполнения ремонта.
Достоинства электрического конвектора:
- быстрый нагрев до рабочего состояния;
- обогрев в автоматическом режиме – вручную устанавливается определенное значение температуры, по достижении которой устройство отключается и возобновляет обогрев помещения только при охлаждении воздушной среды на величину в 1 градус;
- безопасность эксплуатации и простота текущего ухода;
- долговечность;
- возможность применения в помещениях с высокой влажностью и загрязненностью, так как действующие элементы прибора закрыты защитным корпусом.
- более высокая по сравнению с некоторыми другими видами электрообогревателей (кварцевые) стоимость;
- достижение эффекта от работы конвектора в гараже наступает по истечении минимум получаса времени;
- повышенное потребление электроэнергии.
Разновидности котлов
При организации гаражного отопления возможно использование нагревательных котлов следующих типов:
- Газовый котел. При наличии возможности отведения трубы от газовой магистрали установка котла, работающего на природном газе, решает все проблемы. Газ в качестве топлива считается одним из самых дешевых. В качестве теплоносителя может использоваться вода, нагреваемая с помощью котла. Обогрев можно обеспечить конвекторным способом с применением вентиляторов. При установке для обогрева газовых установок можно выделить следующие достоинства — это дешевые энергоресурсы, доступность магистралей, автономность эксплуатации, повышенная энергетическая эффективность, высокая надежность и долговечность. Современные газовые котлы могут работать от газовой централи или от баллонов сжиженного газа. В качестве недостатков отмечают необходимость сложного согласования, повышенные требования по пожарной безопасности и к вентиляционной системе.
- Электрический котел. Наиболее просто поставить в гараже котел, в котором нагревание теплоносителя осуществляется электричеством. Принцип действия данного оборудования основывается на нагревании воды в теплообменники с помощью электрических ТЭНов. Установки такого типа отличаются малыми габаритами и простотой эксплуатации. Основные преимущества — это полная бесшумность работы, автоматическая регулировка, отсутствие продуктов горения. Главный недостаток — значительное превышение стоимости электроэнергии по сравнению с природным газом. Кроме того, появляется полная зависимость отопительной системы от бесперебойности электроснабжения, что вызывает определенные проблемы, например, в сельской местности.
Выбираем правильный газовый котёл
Приобрести подходящий газовый котел возможно самостоятельно
Стоит обратить особое внимание на каждую составляющую оборудования. В частности, это касается самого материала корпуса, дымохода (если таковой имеется), а также систему поджига
Кроме того, нужно выяснить, какой вариант подключения к газу имеет место.
Наиболее популярными устройствами считаются котлы из чугуна и стали. Если выбирать между двумя, предпочтение стоит отдать последнему, так как чугун считается довольно тяжелым металлом. Удобным котлом считается тот, у которого установлен электрический запал.
Особое внимание стоит уделить и дымоходу. Так как продукты горения агрессивны, нужно, чтобы эта деталь изготавливалась из прочного материала
Идеальным вариантом считают легированную сталь. Тем не менее, есть оборудование, где отсутствует дымоход, как таковой (устройство оснащено вентиляторами).
Топливные котлы
Выше рассмотренные варианты предусматривают подключение оборудования к централизованным газовым или электрическим сетям. Что делать при отсутствии магистралей и ненадежном электроснабжении? Мини-котельная в гараже может основываться на котлах, работающих на жидком или твердом топливе, которые не зависят от поступления централизованной энергии. Выделяются такие установки:
- Твердотопливные котлы. Современный котел такого типа можно спокойно ставить даже в таком помещении, как гараж. Установки отличаются универсальностью, т.е. они способны работать на угле, торфе, дровах, даже на строительном мусоре и соломе. Оптимальным считается использование специальных горючих брикетов на основе спрессованной угольной пыли и других компонентов. Расход топлива происходит в минимальном количестве, что обеспечивается его полным сгоранием. Котлы работают по пиролизному принципу, что и дает достаточно высокий КПД.
- Жидкотопливные котлы. В них закладывается важный принцип экономии. Они могут эксплуатироваться на отработанном машинном масле. Это дает возможность получить дешевое топливо и одновременно решить вопрос с утилизацией отходов.
Основным преимуществом топливных котлов является отсутствие необходимости получения разрешительных документов и доступность топлива. Важным недостатком можно считать наличие значительного количества продуктов горения. Для выведения их необходим надежный дымоход, труба которого должна выходить на крышу.
Тепловая пушка
Компактный и удобный в работе прибор, обеспечивающий быстрый и эффективный прогрев гаража. От тепловентилятора отличается в разы более высокой мощностью ТЭНов. В основе аппарата — электрические нагреватели и вентилятор высокой продуктивности, обеспечивающий интенсивный обдув ТЭНов воздухом, обуславливающий быстрое распространение тепла в помещении.
Подключение тепловых пушек повышенной мощности требуется трёхфазная электросеть напряжением 380 В, менее мощные агрегаты рассчитаны на 220 В.
В гаражах малой площади применение тепловых пушек создаёт запылённость воздуха, поэтому эффективно использовать их там можно только при условии постоянного соблюдения чистоты в помещении, в том числе, путём качественной отделки ограждающих конструкций.
Этапы монтажа
Для обеспечения безопасной работы котельной в гараже важно установить качественную вентиляционную систему, способную удалить из помещения все вредные газы. Для этого надо правильно оценить необходимую производительность вентилятора. Расчет его мощности можно провести по такой формуле: М = (SxHx12) + 30%, где М — мощность вытяжки; S — площадь помещения; H — высота гаража. При этом формула учитывает, что полное обновление воздушного объема должно обеспечиваться за 12 часов, а минимальный запас мощности установки оценивается в 30%.
Конструкция отопительного котла может быть одноконтурной и двухконтурной. В первом случае теплоноситель, нагреваемый в котле, предназначен только для отопления помещения, а потому циркулирует по замкнутой системе с радиаторами. В двухконтурном варианте предусматривается дополнительная сеть для получения горячей воды или отведения теплоносителя для обогрева другого помещения, дома.
Котельная в гараже при желании владельца вполне может быть смонтирована своими руками, но с использованием стандартного оборудования. При установке газового котла проект обязательно должен быть согласован с соответствующими органами. Обустройство системы должно производиться с учетом технических и противопожарных требований. После осуществления всех этих этапов можно долгие годы пользоваться установленным оборудованием и наслаждаться тем безусловным комфортом, которое оно подарит.
Пошаговая инструкция по изготовлению печи
Шаг 1. В нашем примере используется простая 250-литровая бочка с толстыми стенками – идеальный вариант для изготовления печи. Отрежьте верхнюю часть бочки, но не выбрасывайте.
Верхняя часть бочки отрезана
Шаг 2. Сделайте из верхней части своего рода крышку – «блин» для подачи кислорода. Подгоните ее по размерам бочки – в итоге при установке между ней и стенками должно оставаться по 2 мм по всей окружности. Заварите горловину крышки. В ее центре проделайте отверстие для установки трубы, посредством которой будет подаваться воздух. Также приварите 4 швеллера, как на фото ниже.
«Блин» для подачи воздуха
Еще одно фото элемента
Шаг 3. Немного отступив от верхнего края, вырежьте в стенке бочки еще одно отверстие – для монтажа дымохода. В нашем примере дымоходом послужит труба диаметром 140 мм.
Отверстие для установки дымохода
Шаг 4. Приступайте к изготовлению крышки. Сделайте ее из листового металла толщиной 4 мм, а снизу приварите герметизирующее кольцо, соответствующее диаметру бочки. По центру крышки сделайте отверстие для трубы, которая была приварена к «блину».
Крышка для печи
В середине крышки – отверстие для воздуховода от «блина»
Шаг 5. На дне бочки сделайте простые ножки, чтобы конструкция была устойчивой. Ножки должны быть металлическими, равно как и все другие элементы.
Изготовление ножек для печи
Ножки должны быть металлическими
Шаг 6. Установите печь в нужном месте и приступайте к созданию дымохода. В нашем примере он сборного типа. В первую очередь, изготовьте хомут, посредством которого дымоход будет крепиться к корпусу.
Хомут, который позволит прикрепить дымоход к печи
Шаг 7. Сделайте направляющие в дымоходе, благодаря которым он с легкостью будет зафиксирован на корпусе.
Направляющие в дымоходе
Шаг 8. Состыкуйте бочку с трубой, в обязательном порядке проложив асбестовой тканью все стыки. Поверх ткани наденьте хомут, затяните его.
Асбестовая ткань
Затягивание хомута поверх ткани
Готовый стык между трубой и бочкой
Шаг 9. Все, конструкция собрана, можно проверить ее работоспособность. Загрузите внутрь опилки или дрова.
Печь загружена топливом
Шаг 10. Полейте топливо отработанным маслом, затем установите крышку. Что касается «блина», то его пока не используйте. После того как топливо разгорится, снимите крышку и поставьте «блин». Для полноценного прогрева подобной конструкции требуется примерно 10 минут, в дальнейшем дрова будут гореть еще долго. Хотя то, сколько именно будет длиться горение, во многом зависит от качества топлива.
Фото готовой печи для гаража
Калькулятор расчета расхода твердого топлива для печи
Перейти к расчётам
Видео – Изготовление печи-бубафони
Видео – Самодельная буржуйка для гаража
Если есть желание, можете доработать описанную выше конструкцию, хотя она и без того будет отлично справляться со своими функциями. К примеру, для повышения КПД можно увеличить поверхность и тем самым улучшить теплообмен. С этой целью по бокам корпуса приварите металлические пластины.
Помимо того, можете изготовить колосник с зольником: вырежьте из листа металла круг по внутреннему диаметру корпуса, просверлите отверстия диаметром 60-80 см и установите снизу. После этого зола через отверстия будет ссыпаться вниз – туда, где оборудован зольник. Считается, что топливо из-за этого будет быстрее гореть, помните об этом моменте и позаботьтесь, чтобы зольник был максимально герметизирован.
Чем лучше топить или выбор энергоносителя
В 99% случаев к гаражным постройкам не подведены централизованные тепловые сети либо магистральный газ, поэтому владельцам приходится выбирать автономные способы обогрева. Для отопления гаража можно использовать 4 группы энергоносителей:
- различные виды твердого топлива – дрова, уголь, брикеты, сельскохозяйственные и другие горючие отходы;
- солярка, отработанное масло;
- электроэнергия;
- сжиженный газ в баллонах.
Совет. Когда станете подбирать вариант обогрева гаража в зимнее время, учтите важную закономерность: чем дороже энергоноситель, тем проще и дешевле организовать отопление, удобное в эксплуатации. И наоборот, дешевое либо бесплатное топливо в виде отходов и мусора принесет немало хлопот – трудозатрат и первичных финансовых вложений.
Сжигание твердого топлива
Древесина и различные отходы – самое дешевое горючее для отопления, а в некоторых случаях оно достается и вовсе бесплатно. В южных регионах, не богатых лесами, широко применяется другой вид топлива – мелкие агропромышленные отходы.
Для справки. Сельскохозяйственный мусор состоит из мелких частиц, отсеянных от зерновых культур на току. Это кусочки стеблей, измельченные комбайном сорняки, солома и прочие отходы. Цена энергоносителя очень привлекательна и стартует от 20 у. е. за 1 тонну.
После очистки зерновых остаются отходы, используемые для отопления
Рекомендуем: Утепление колодца на зиму своими руками: способы, глубина промерзания почвы, видео и фото
Если вы решили в зимнее время отапливать гараж твердым топливом, приготовьтесь решать такие вопросы:
- покупка либо изготовление печи (в идеале – котла);
- монтаж дымохода;
- хранение запаса дров, угля или отходов;
- трудозатраты на заготовку, топку и прочистку от сажи.
Складировать в гараже дрова — не слишком удобное решение
Выигрыш – в деньгах и отличном обогреве помещения любых размеров, проигрышные моменты перечислены выше. Прибавьте сюда время на растопку и прогрев (0.5—1 час). Отсюда вывод: дешевый обогрев твердым топливом подойдет хозяевам гаражей и боксов, пребывающих там ежедневно 4—6 часов и более.
Буржуйка для отопления гаража
Буржуйки – самые примитивные печки, которые начали активно использоваться в начале прошлого столетия. Потом их популярность резко снизилась в связи с распространением централизованного отопления. Однако буржуйки все еще используются, ведь это практически самый дешевый способ отопления гаража.
Печь буржуйка выполняется из металла. Большую часть занимает камера, куда забрасывается топливо. Помещение прогревается за счет контакта стенок печки с окружающим воздухом. Далеко не самую последнюю роль играет труба, которая также аккумулирует тепло. Чтобы разогретые продукты сгорания сразу же не вылетали на улицу, используется труба четко определенного диаметра, за счет чего теплые газы делают несколько оборотов в вертикальной плоскости. Это позволяет по максимуму использовать теплоту сгорания топлива (КПД достигает 60-80%) и эффективно засасывать воздух, необходимый для того, чтобы топливо сгорало полностью. Диаметр трубы в мм должен быть в 2,7 раза больше, чем объем печки в л.
Важно, чтобы дымоход имел сложную форму: сначала идет вертикальная утепленная часть, затем горизонтальная или наклонная, т.н. боров, который и обеспечивает до четверти получаемого тепла, ведь тут догорают дымовые газы. Буржуйки продаются готовыми: есть как самые простые и примитивные варианты, так и замороченные дизайнерские. При наличии навыков буржуйку можно собрать самостоятельно из бочки или листового металла.
Преимущества:
- буржуйку можно топить любым твердым топливом, но обычно используют дрова;
- невысокая цена и дешевизна в плане эксплуатации;
- относительно высокий КПД;
- позволяет быстро прогреть помещение и просушить в нем воздух;
- есть модели, которые можно использовать и в качестве плиты. Пригодятся тем, кто проводит в гараже даже слишком много времени.
Минусы:
- необходимость постоянного контроля над работой;
- высокая пожарная опасность;
- подходит только для небольших помещений;
- воздух быстро остывает;
- от специфического запаха будет не избавиться;
- необходимость регулярной чистки дымохода.
Твердотопливный котел
Это более дорогое, но, в то же время, более безопасное и эффективное решение. Принцип работы прост: в топке сжигается топливо, прогревается емкость с теплоносителем, который поставляется по трубам и радиаторам. Топливо приходится подбрасывать регулярно (примерно каждые 5 часов), поэтому сегодня все чаще используют усовершенствованные виды котлов:
- пиролизный котел располагает двумя камерами сгорания, в первой дрова тлеют при высокой температуре за счет того, что количество воздуха недостаточное. Продукт сгорания – пиролизный газ, который сжигается во второй камере, выделяя гораздо больше теплоты, чем просто древесина. КПД котла повышается до 90%, а одной порции дров хватает на 10-13 часов;
- пеллетные котлы топятся на гранулах, получаемых из древесных отходов. Они помещаются в бункер, откуда дозами подаются в топку. КПД котла достигает 95%, загружать топливо можно раз в несколько суток.
Корпус твердотопливных котлов делают из чугуна или стали. Пиролизные и пеллетные котлы, конечно же, очень удобные, но стоят они дорого. Если средства позволяют, подобное приобретение можно себе позволить – в скором времени оно окупится
.
Кирпичная печь
Сооружать в гараже кирпичную печь – занятие долгое, дорогое и кропотливое. Топливом для такой печи служат, как правило, дрова, но может быть использован и уголь. Принцип получения тепла все тот же. Топливо сгорает, прогревает стенки печки, а те нагревают воздух. Хороший вариант для небольших помещений. Кирпич прогревается дольше, чем металл, но и остывает медленнее.
Печь Булерьян
Часто печь Булерьян путают с буржуйкой и обычной дровяной печью. Она, действительно, вобрала в себя немного от того и другого. В основе принципа работы – конвекция. Конструкция предполагает наличие труб у основания печи и в верхней части. Холодный воздух поступает через нижнюю часть печи, получает тепло от камеры, где сжигается топливо, и выходит уже нагретым через верхнюю часть. Трубы на 2/3 впаяны в корпус печи, чтобы теплоотдача была максимальной. Особая конструкция топки и дымохода позволяет брать максимум теплоты от сгорания топлива. Весомую роль тут играет наличие камеры для пиролизного догорания топлива. Продукты горения удаляются через дымоход.
Преимущества:
- быстрый прогрев помещения за счет конвекции и отдачи тепла от поверхности печи;
- компактность;
- нет необходимости часто подкладывать дрова;
- более высокая безопасность в сравнении с буржуйкой.
Минусы:
- стоимость;
- сложность обустройства дымохода;
- необходимость частой очистки от сажи.
Использование отработки и солярки
Обогревать бокс или гараж дизельным топливом, купленным на заправочной станции, дорого и крайне невыгодно. Исключительный вариант – отопление небольшого участка помещения, где производятся работы, с помощью переносного обогревателя, чьи характеристики описаны в отдельном материале.
Масляная отработка – более экономичный в финансовом плане энергоноситель, хотя и не самый дешевый. Данный вариант можно рассматривать всерьез, когда отработанные масла удается получать по сниженной цене. Какие здесь особенности и подводные камни:
- Для сжигания жидкого топлива применяются самодельные буржуйки на отработке различных типов. Самая безопасная – печь – капельница, которую можно заказать мастерам либо сделать своими руками.
- Необходимо устройство дымохода.
Котел на отработке капельного типа с принудительной подачей воздуха - Емкости с маслом занимают меньше места, нежели дрова. Обычно их размещают в подвале.
- Отработку нужно отстаивать и процеживать.
- Неизбежные спутники жидкотопливного обогрева – запах и грязь, хотя для гаража это некритично.
- Самодельные печи на отработанном масле считаются пожароопасными.
Примечание. В силу дешевизны и простоты особую популярность приобрели масляные чудо-печки, показанные на фото. Они имеют свойство стрелять пламенем, когда в горючем содержится малая толика воды либо антифриза, отчего возникает пожар.
Плюсы применения отработки – высокая теплоотдача, быстрый розжиг и прогрев гаражного бокса, удобство в эксплуатации (масло долить проще, чем рубить и таскать дрова). Вывод следующий: если горючее достается недорого, либо вы проводите в гараже немного времени, то жидкое топливо – подходящий вариант. Начальные вложения сопоставимы с дровяным отоплением.
При использовании солярки стоит рассмотреть вариант дизельного воздушного отопителя заводского изготовления типа «Планар», показанного на фото. При расходе горючего 250 мл за 1 час агрегат развивает теплоотдачу до 2 кВт. Есть обогреватели и помощнее – на 3 и 4 кВт с потреблением дизеля 0.37 и 0.5 л/ч соответственно. Цена – в пределах 330 у. е.
Автономные воздушные отопители на солярке, предназначенные для автомобилей
Обогрев электричеством
Отопление с помощью электроэнергии – самый комфортный и дешевый вариант с точки зрения первоначальных вложений. Зато в процессе эксплуатации придется платить по полному тарифу – двухзонный счетчик ставить бессмысленно, вы же не собираетесь работать в гараже по ночам.
Перечислим все плюсы электрообогрева:
- Электричеством отапливаться удобно и безопасно. Пыль, грязь и запахи отсутствуют, не нужно таскать дрова и бочки с горючим.
- В продаже есть широкий выбор разнообразных электрических обогревателей воздушного типа: конвекторы, масляные радиаторы, инфракрасные панели и тепловые пушки.
- Можно сделать систему водяного отопления с электрокотлом (если позволяет лимит мощности).
- Обогрев гаража начинается сразу после включения отопителя, комфортная для работы температура достигается буквально за полчаса (опять же, когда хватает мощности).
Недорогой портативный тепловентилятор способен нагреть только часть помещения, где ведутся работы
Минусов всего два, но – критических: цена электроэнергии и ограничение лимита потребляемой мощности, не позволяющего установить эффективный источник тепла. Например, если в договоре с управляющей компанией указана цифра 3 кВт, то ставится конвектор всего на 2 кВт, не способный нормально нагреть гараж в зимнее время.
Для справки. Иногда автолюбители применяют в боксах самодельные «козлы» и тепловентиляторы, невзирая на ограничение. Почему так делать нельзя: возникает опасность возгорания проводки, падает напряжение у соседей, а в случае проверки сотрудниками электросетей вас ожидает крупный штраф либо отключение.
Электроотопление – вариант для кратковременного пребывания в гараже. Пришли – включили отопитель – сделали за 1—2 часа намеченную работу – отключили обогрев и ушли. Если же вы превратили помещение в мастерскую, где проводите рабочее время, то придется платить значительные суммы за расход электроэнергии.
Стандартный настенный конвектор нагревает воздух в комнате значительно медленнее тепловентилятора
Газовое отопление
Данный способ обогрева помещения под хранение автомобиля приемлем для жителей Российской Федерации, где розничная цена сжиженного газа достаточно низкая. Украинцам топить гаражи пропаном выйдет слишком дорого.
Автономное отопление от газовых баллонов столь же безопасно и комфортно, как электрическое. Причем в РФ стоимость энергоносителя ниже. Но здесь кроется ряд подводных камней:
- нужно где-то разместить пропановый баллон, чтобы не мешал работать;
- вам придется периодически возить резервуар на заправку;
В процессе работы резервуар обмерзает, отчего подача газа ухудшается - для сжигания пропана необходимо оборудование заводского изготовления, самостоятельно делать газовые горелки категорически не рекомендуется;
- потребуется дымоотводная труба на улицу.
Если сложить финансовые затраты, проблемы организации подобного отопления и дозаправку баллонов, то негативные моменты перекроют часть позитива от удобств эксплуатации.
Watch this video on YouTube
Сравнение стоимости 1 кВт теплоты, получаемой от различных энергоносителей в условиях России и Украины, опубликовано на этой странице.
Инфракрасный обогреватель
Работа прибора основана на испускании инфракрасных лучей, которые, достигая поверхности предметов на пути распространения, нагревают их, а те, в свою очередь, отдают тепло помещению. Такие устройства иногда называют обогревателями UFO, но УФО — распространённая в обиходе одноимённая аббревиатура кириллицей не имеет отношения к ультрафиолетовому облучению.
UFO-обогреватели выпускаются различных габаритов и мощности, могут быть на ножке либо рассчитаны на крепление к вертикальному или горизонтальному основанию (стена, потолок). При условии влагозащищённого исполнения корпуса или размещения под навесом инфракрасные обогреватели можно использовать и перед гаражом на улице.
- экономичное потребление электричества;
- простота эксплуатации и установки;
- надежность, безопасность и экологичность.
Недостатком инфракрасных обогревателей при использовании в ограниченном пространстве гаража является воздействие ИК-лучей на малую площадь, что обуславливает меньшую отдачу тепла предметами в воздух. Но при фокусировании излучения в направлении актуальной зоны эти отопители достаточно эффективны.
Электрическое отопление в гараже
Достаточно часто в гаражах можно встретить воздушное электрическое отопление. Здесь для получения тепловой энергии используются электрические конвекторы. Такое отопление хорошо функционирует автономно. Есть возможность постоянно поддерживать определенный температурный режим в гаражном помещении. Но все-таки большой минус есть: инерционность невысокая, из-за чего помещение моментально остывает, если отопление прекращается.
Электрический котел для гаража
Среди широкого спектра современных электрических котлов можно выбрать модель с оптимальной мощностью, учитывая площадь гаража. Ассортимент впечатляющий: есть модели для обогрева гаража с площадью 30 квадратных метров, представлены и котлы, рассчитанные на 600 квадратных метров. При этом цена готового фирменного котла вполне демократична: стартует всего от 6-ти тысяч рублей.
Остановимся на ключевых преимуществах электрических отопительных котлов.
- Компактность. Такой агрегат можно легко разместить даже в небольшом гаражном помещении.
- Надежность. Оборудование работает без сбоев.
- Автоматизация работы. Поскольку в гаражах нередко возникают перебои с электроснабжением, данный фактор играет огромную роль. Даже при отключении электричества на непродолжительный срок, система отопления вновь заработает, автоматически, когда электричество подключат.
- Универсальность. Нет необходимости устанавливать дымоход.
- Высокий уровень безопасности. Также в гаражном помещении крайне важно все предусмотреть с точки зрения безопасности. Это особенно важно, поскольку здесь хранятся горючие материалы. У котла есть специальная система безопасности. Она включается при перегреве теплоносителя.
Электрический котел, несмотря на достаточно высокую стоимость энергии, все-таки позволяет эффективно расходовать средства. Только гаражное помещение обязательно должно быть хорошо утеплено. Кроме того, только с электрическим котлом удалось обеспечить безопасность на таком достойном уровне. Здесь нет необходимости в постоянном присутствии человека в гараже, в личном контроле.
Современные технологии даже сделали возможным контроль работы электрической системы отопления гаража на расстоянии. Можно установить в гараж электрический котел с модулем GSM, а управление его работой осуществлять при помощи обычного мобильного телефона.
Водяное отопление: регулируем мощность
В первую очередь при проведении водяного отопления необходимо сделать систему надежной. При этом специалисты отмечают, что отопительный котел желательно устанавливать ближе к гаражу. Хорошее решение – заранее приобрести мощный насос, а также позаботиться об утеплении теплоносителей, то есть трубопровода. Мощность рассчитывается следующим образом. Если у гаража площадь 15-20 квадратных метров, вполне хватит котла с мощностью 1,5-2 кВт. При этом стоит помнить о частых отключениях от сети и высокой цены электроэнергии.
Тепловентилятор
Принцип работы: посредством электричества нагревается теплообменник (ТЭНы либо спираль), воздух из помещения вентилятором нагнетается в обогреватель, пропускается между нагревательными элементами и уже горячим снова возвращается в гараж.
- экологичность — отсутствие каких бы то ни было выделений в окружающее пространство при работе;
- удобство регулировки интенсивности обогрева – имеются переключатели режимов обогрева (отключение части ТЭНов) и скорости вращения вентиляторов;
- небольшие габариты и мобильность – может устанавливаться в любом месте гаража;
- возможность фокусированного обогрева зон или предметов;
- быстрый прогрев помещения;
- оснащённость устройствами автоматического отключения при перегреве или опрокидывании;
- возможность дополнительной самостоятельной комплектации электромеханическим терморегулятором для автоматического поддержания заданной температуры в помещении;
- невысокая стоимость электроприборов малой и средней мощности;
- простота эксплуатации и содержания в рабочем состоянии.
Как и всякий агрегат, тепловентилятор имеет и недостатки, которые в обязательно порядке следует учитывать:
- сопутствующее обогреву снижение влажности воздуха в помещении;
- наличие фактора скопления пыли на ТЭНах, чреватого возгоранием или, как минимум, неприятным запахом в гараже;
- обусловленная работой вентилятора шумность;
- повышенное потребление электроэнергии.
Несмотря на перечисленные недостатки, использование тепловентилятора является наиболее востребованным отоплением для гаража.
Водяная отопительная система
Надо понимать, что монтировать водяное отопление имеет смысл, когда вы находитесь в гараже постоянно. Иначе затраты себя не оправдают, ведь кроме источника тепла и топлива понадобится купить:
- чугунные либо стальные батареи (как вариант, сварить из труб регистры);
- циркуляционный насос;
- расширительный бак;
- трубы на магистрали;
- незамерзающий теплоноситель – антифриз.
Для справки. Гаражное помещение топится периодически, поэтому простой водой заполнять систему нельзя.
Зная потребность в количестве тепла для нагрева помещения (рассчитывали в предыдущем разделе), подберите мощность радиаторов либо определите длину труб самодельного регистра по таблице:
В таблице под t1 подразумевается температура теплоносителя, t2 – воздуха в комнате
Методика расчета следующая. Берем стальную трубу DN 80 (Ø89 мм) и выясняем по таблице, что 1 м длины достаточно для обогрева площади 1.37 м². Берем квадратуру гаража, например, 20 м² и делим на эту цифру: 20 / 1.37 = 14.6 м – общая длина греющей части. Распределяем ее на 2—3 отопительных прибора и варим регистры по чертежу.
Циркуляционный насос возьмите наименьшего давления (4 м водного столба), расширительный бачок – минимального объема. Трубы – полипропилен, сталь либо металлопластик размером DN 15. Затем установите радиаторы на 2 противоположных стены и соберите простую двухтрубную систему отопления закрытого типа, подключенную к источнику тепла по схеме:
Вместо дровяной печки с водяным контуром в схему ставится электрокотел или другой источник тепла
В качестве водогрейной установки можно применить:
- буржуйку на дровах или отработке с водяным контуром, показанную выше на схеме;
- теплообменник – экономайзер самоварного типа, устанавливаемый на дымоход;
- электрический ТЭН, вмонтированный в вертикальную стальную трубу, как изображено на схеме;
- полноценный электрокотел либо твердотопливный агрегат.
Простейший электрокотел с водяным регистром
Совет. Не забудьте добавить в схему фильтр – грязевик и шаровые краны для отсекания источника тепла и слива воды из системы. В верхней точке поставьте автоматический воздухоотводчик, а на батареях – краны Маевского для спуска воздуха.
Почему мы не рекомендуем сделать в гараже систему открытого типа, как более простую и дешевую? Причина – антифриз, который станет испаряться из открытого бака, что небезопасно для здоровья (этиленгликоль ядовит), не говоря уже о цене теплоносителя.
О некоторых важных моментах
Обычно печи длительного горения делают металлическими. Оптимальная толщина металла – 4 мм (можно больше). Дымоход лучше сделать состоящим из нескольких частей, чтобы в дальнейшем его было проще чистить. Для дымохода тоже нужен достаточно толстый металл – это продлит срок службы элемента.
На заметку! Если вы будете часто и подолгу работать в гараже, то не экономьте на материалах!
Сделать печку своими руками не представит большой сложности для человека, владеющего необходимыми навыками
Для корпуса можно использовать отрезок большой трубы, газовый баллон или старую 200-литровую бочку; либо, как вариант, его можно сварить из кусков металла. Сверху корпуса нужно сделать отверстие для установки дымохода (его диаметр должен составлять где-то 15 см); еще одно отверстие (диаметром 10 см) потребуется для притока воздуха, без которого дрова не будут гореть.
Еще потребуется груз – он будет давить на топливо. Это должен быть тяжелый железный круг диаметром несколько меньше (на несколько миллиметров) диаметра корпуса. Круг должен быть с небольшим воздуховодом, посредством которого будет поступать кислород.
Западноевропейский опыт
Если вы наберете в поиске фразу «garage heating» и просмотрите картинки на англоязычных сайтах, то никаких дровяных и масляных печек в западноевропейских гаражах не обнаружите. Чем греются тамошние автомобилисты:
- электрическими переносными отопителями;
- инфракрасными подвесными обогревателями;
- агрегатами воздушного отопления (калориферами).
Подвесной агрегат воздушного отопления не занимает полезную площадь в гараже
Первые 2 варианта мы уже рассматривали выше. Третий способ – это тоже далеко не новинка: нагретая в котле вода проходит через радиатор, обдуваемый мощным осевым вентилятором. В идеале агрегат подвешивается к потолку и распространяет горячий воздух по всему помещению.
Плюсы данного варианта – компактность, скорость прогрева и возможность кондиционирования в летний период (в радиатор направляется охлажденная вода вместо нагретой).
Калорифер, изготовленный из автомобильного радиатора
Минус один – повышенные затраты на оборудование, ведь теплоноситель нужно греть в котле и подавать по трубам к калориферу. Но если гараж пристроен к частному дому, то проблема легко решается путем подключения радиатора к водяной системе отопления здания.
Справка. Многие гаражные умельцы уже пользуются подобным обогревом, устанавливая самодельный аналог калорифера, сделанный из автомобильного радиатора и любого подходящего вентилятора. Как это реализовано, смотрите на видео:
Watch this video on YouTube
Расположение газовой котельной в частном доме, расстояния
Главное условие — это соблюдение толщины стены, соединяющей гараж и котельную, все остальное — опционально делать
Еще важно выдержать временной промежуток, не сразу после фундамента начинать строить стены, а год ждать пока фундамент сядет. Это нужно, чтобы трещин в стенах не было
Сегодня стройки часто подгоняют, а зря! — чревато последствиями
Поскольку газовое отопление является одним из самых дешёвых, оптимальным вариантом обогрева гаража является обустройство именно такой системы.
Перед монтажом газовой системы отопления необходимо учесть следующие моменты:
поскольку газ обладает взрыво- и огнеопасными свойствами, с ним необходимо обращаться очень осторожно. Это означает, что необходимо выбирать высококачественные газовые приборы и доверить их установку профессионалам; газовое отопление лучше всего использовать, если гараж пристроен к дому, имеет поблизости газопровод или если необходимо обеспечить теплом сразу несколько гаражей.
Дешево и быстро отопление гаража: делаем своими руками
Очевидно, что совсем не обязательно заказывать отопительную систему для гаража у профессионалов. Здесь вполне можно обойтись своими силами, при условии полного соблюдения всех мер безопасности. Приобрести и установить один из перечисленных в нашем топе приборов несложно. Все они имеют подробные инструкции по установке, а продавец в магазине непременно проконсультирует вас по любым интересующим вопросам.
Осталось только рассмотреть, как сделать отопление в гараже своими руками самым простым и дешевым способом.
Воздушный обогрев гаража в зимнее время своими руками
Один из дешевых и быстрых способов организации отопления в автобоксе – воздушный. Тепло по трубам подается только в место, где работает человек. Таким образом можно сэкономить, не расходуя топливо на обогрев всего гаража.
В этом устройстве нагретый воздух циркулирует по металлическим трубам, подается через решетки. КПД такой системы составляет более 90 процентов, а сама конструкция предельно проста и несложна в установке. Прогрев помещения осуществляется всего за несколько минут. Единственный минус – пересушивание атмосферы, но избавиться от этого недостатка можно всего лишь проветрив гараж.
Видеоматериал по воздушному отоплению:
Монтаж контурной отопительной системы
Если ваш выбор пал на систему с водяным или тосоловым контуром, вам потребуется приобрести соответствующий котел и радиаторы отопления. Лучше всего использовать металлические батареи. Рекомендации по такому типу отопления в следующем видеоматериале:
Рекорд популярности: отопление гаража буржуйкой с водяным контуром
Как мы уже говорили, буржуйки на сегодняшний день – самый популярный отопительный прибор для автобоксов. Среди таких систем особое место занимают приборы с встроенным водяным контуром. Саму буржуйку несложно сварить самостоятельно из толстой стали, а водяной контру изготовить из металлической трубы небольшого диаметра.
К сведению! Приступая к самостоятельному изготовлению печи учитывайте вид топлива. Для закладки дров нужно большое отверстие.
Для того, чтобы вода хорошо циркулировала в системе, потребуется насос. Но в принципе, можно обойтись и без него, если расположить трубы так, чтобы жидкость в них циркулировала самотеком.
Пример такой системы в видеоматериале:
Как снизить теплопотери и не разориться?
Ни одна отопительная система не будет выгодной и эффективной, если не позаботиться о снижении теплопотерь. Обогреватели будут впустую расходовать огромное количество энергоресурсов. Это дорого и непрактично, поэтому придется утеплить ворота, стены, пол и кровлю.
Можно использовать керамзит, полистиролбетон, фольгированные утеплители, но самый дешевый и универсальный вариант – пенопласт. Он подходит для утепления всех элементов конструкции.
Его также можно использовать и для теплоизоляции пола при условии, что будет сделана плавающая стяжка: пенопласт плохо переносит механические воздействия, поэтому его заливают цементом.
Для обшивки гаражных ворот идеально подходит пенопласт. Утеплитель крепят на специальную обрешетку, а сверху закрывают наружной облицовкой – плитами МДФ, ДСП или фанерой
Пенопластом обшивают потолок, стены и ворота гаража. Возможны два варианта – внешняя или наружная отделка стен. Оба одинаково эффективны и позволяют добиться отличной теплоизоляции постройки. Выбирать следует, исходя из соображений удобства самого владельца гаража.
Как выбрать самый экономный способ отопления гаража
После того, как вы определились с видом топлива, нужно рассмотреть необходимый тип отопительного устройства. Прибор отопления тоже должен участвовать в экономии топлива. Если вы остановились на газовом отоплении, лучше всего выбрать конденсационный прибор с автоматической регулировкой. Он может работать в условиях низкого давления и расходует газ почти на 20 процентов экономичнее других моделей.
Настенные котлы удобны тем, что занимают мало места и могут регулироваться по вашему желанию
Из твердотопливных систем лучше отдать предпочтение пиролизным. Они разлагают топливо на сухой остаток и пиролизный газ. Из всех твердотопливных систем эти – самые выгодные.
Единственное, что нужно учесть – такие приборы не работают на каменном угле
Электрические приборы с тиристорным управлением – самые лучшие в своем сегменте. Их мощность можно регулировать, и таким образом добиться сокращения расходов на электроэнергию.
Видео: разные варианты отопления от опытных гаражников
Стоит посмотреть дополнительно материалы на видео, чтобы оценить преимущества и недостатки разных методов, представить себе все наглядно.
В этом ролике рассматривается вариант организации отопительной системы в гараже собственными силами, с минимальными вложениями.
Про работу печки «камелек» рассказывает следующий ролик.
Особый интерес представляет печь, которая функционирует на отработанном масле. Ее вполне можно сделать собственными руками, а работает она на уже отработанном масле. Тут, конечно, есть свои нюансы. Но в целом такой метод вполне рационален и безопасен, если удастся наладить своевременную очистку отработки в специальной установке. Про обустройство и изготовление котла для отопления на отработке рассказывается в следующем сюжете на видео.
Котел в гараже станет отличным решением для организации отопительной системы. Это позволит создавать в любое время года в гараже комфортные условия, работать там с высоким КПД, проводить осмотр и ремонт автомобиля.
Отработанное топливо
Отработанное машинное масло тоже может стать отличным топливом для специального котла. Данный метод привлекает своей экономичностью, поскольку расходы на топливо предельно сокращаются. Всего литр топлива уходит на час. При этом необходимо помнить один важный момент: масло обязательно нужно очищать перед использованием. Есть специальные топливные установки, где оно и проходит очистку. Установку с котлом на отработке собирают самостоятельно.
Посмотрите на схеме: совсем не так сложно разобраться в устройстве такой системы и сделать ее своими руками. Если сложно представить все наглядно, можно дополнительно посмотреть содержательное видео.
Наилучшие котлы отопления
Когда вопрос с выбором энергоносителя решен, необходимо определиться с типом котла отопления. Он должен быть экономичным, удобным в эксплуатации, отличаться высоким КПД. В зависимости от источника тепла можно выбрать:
- Газовые. Идеальный вариант – конденсационный котел, оборудованный регулирующей автоматикой. Помимо самой стоимости топлива, сэкономить можно еще и за счет способности котла работать на низком давлении. В теплообменнике агрегата происходит переход воды из пара в жидкое состояние, что приводит к выделению тепла. Благодаря такому принципу работы котел на 15% экономичнее газовых моделей других типов. Также можно установить настенный газовый котел, в котором предусмотрена модуляция мощности.
- Твердотопливные. Лучше всего покупать пиролизный. Принцип работы агрегата построен на воздействии высоких температур на древесину, в результате чего она разлагается на пиролизный газ и сухой остаток. Сжигается газ. Для работы котла нужна буферная емкость, она аккумулирует тепло. Из всех твердотопливных моделей пиролизные самые экономичные, но есть и нюанс: в случае отсутствия древесины для отопления нельзя использовать уголь.
- Электрические. Если нужно эффективно отопить помещение и предотвратить перегрузки в электросети, лучше выбрать котел с шестью тенами и тиристорным управлением. Благодаря особенностям устройства можно ограничить мощность и сэкономить, дополнительный плюс – бесшумная работа. Минус только один, но существенный: отопление с помощью электроэнергии всегда затратно, т.к. электричество – самый дорогой источник тепла.
Самое дешевое отопление для гаража – газовый конденсационный котел, остальные разновидности агрегатов могут быть более доступными, удобными, но все они дороже в эксплуатации
На что обратить внимание при выборе
Решающими факторами при выборе газового котла являются:
- материал, из которого изготовлен его корпус;
- система поджига;
- наличие либо отсутствие необходимости в установке дымохода;
- особенности монтажа в помещении;
- способ подключения к газо- и водопроводу.
Материал
Наиболее часто на рынке газового оборудования встречаются чугунные и стальные модели. Чугун – это высокопрочный и долговечный материал, но его недостатком является большой вес. Поэтому предпочтительнее использовать стальные отопители.
Ручной или электрический автозапал?
Гораздо удобнее в эксплуатации котлы с электрическим запалом. При их установке должны соблюдаться следующие условия:
- бесперебойное электроснабжение;
- отдельное подключение к сети электропитания;
- заземление.
Решением первой задачи является монтаж электрического стабилизатора, подавляющего скачки напряжения.
Разновидности котельного оборудования
Дымоходная печь имеет входную температуру около 120°С. Процесс горения газа проходит с образованием таких веществ, как оксид углерода, горячий пар, сернистый газ и т.д. Все они выводятся из гаража с помощью дымохода. При низкой температуре окружающего воздуха пары конденсируются на стенках дымохода и стекают вниз.
Продукты горения представляют собой достаточно едкие вещества, поэтому к материалу дымоотвода предъявляются повышенные требования. Для возведения дымохода рекомендуется использовать трубы из легированной стали, а также проводить их тщательную теплоизоляцию.
Отопление гаража может осуществляться и такими котлами, которые не нуждаются в оборудовании дымохода. В них имеются встроенные вентиляторы. Также большую популярность приобретают конденсационные котлы с механизмом импульсного горения газа.