Климатические системы – эффективный, но при этом достаточно капризный механизм, который может выйти из строя в самый неожиданный момент. Отопительное оборудование – в разгар зимнего сезона, системы кондиционирования – в летнюю жару. Причины самые разнообразные: от внезапных перебоев электроэнергии до износа отдельных компонентов инженерной сети. Если в качестве теплоносителя климатической системы использовать воду, то при отрицательных температурах высок риск замерзания отопительного контура. Это ведет к непоправимым последствиям – разрушению трубопроводных магистралей и оборудования. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта – важно использовать незамерзающие жидкости – промышленные антифризы и теплоносители.
На рынке промышленных теплоносителей большой популярностью пользуются составы на основе гликоля. У потребителя есть выбор: купить готовый состав с пакетом антикоррозионных присадок или приобрести раствор интересующей концентрации гликоля оптом. Чтобы соблюсти все требования, важно знать особенности состава гликолевых теплоносителей, теплофизические свойства, особенности эксплуатации и правила разведения.
Требования к теплоносителю для климатической системы
Любой теплоноситель – это рабочая среда, предназначенная для перераспределения и переноса тепловой энергии. Правильно подобранный и подготовленный состав позволяет оптимизировать работу контура, увеличить КПД инженерной сети, защитить оборудование от коррозии и минимизировать риски выходя из строя.
При выборе теплоносителя важно учитывать следующие особенности:
- Высокая теплоемкость состава, позволяющая аккумулировать и доставлять тепловую энергию к радиаторам с минимальными потерями.
- Широкий диапазон рабочих температур, соответствующий климатическим условиям региона и особенностям эксплуатации объекта.
- Инертность антифриза по отношению к трубам, радиаторам, циркуляционному насосу и другому оборудованию системы.
- Устойчивость к образованию очагов коррозии на омываемой поверхности.
- Рекомендуемый срок эксплуатации состава.
Основное преимущество современных антифризов на основе гликоля для промышленных помещений – способность противостоять отрицательным температурам, защищать оборудование от накипи и образования ржавчины. Это обеспечивается введением в состав антикоррозионных присадок, которые продлевают срок службы теплоносителя. В случае с продуктами линейки Hot Stream от «ТЕХНОФОРМ» рекомендуемый срок эксплуатации 5-10 лет.
В сравнении с водой гликолевый раствор:
- Обладает вязкостью в 3-5 раз выше. Это требует использования насосного оборудования с производительностью минимум на 10-15% выше.
- Менее теплоемкий. При одинаковом нагреве теплоносители на основе гликоля накапливают и отдают примерно на 15% меньше тепловой энергии.
- Более текуч, что предъявляет повышенные требования к уплотнительным материалам и соединениям системы.
При всех описанных выше особенностях гликоль обладает несравнимым преимуществом: даже при охлаждении до экстремально низких температур (-60 градусов) раствор сохраняет первоначальные свойства и не замерзает.
О ПРИМЕНЕНИИ НЕЗАМЕРЗАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ (АНТИФРИЗОВ) В КОТЛАХ BAXI.
О ПРИМЕНЕНИИ НЕЗАМЕРЗАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ (АНТИФРИЗОВ) В КОТЛАХ BAXI.
МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ ЗАЛИВАТЬ В КОТЛЫ BAXI ( БАКСИ) НЕЗАМЕРЗАЙКУ?
ИДЕАЛЬНЫЙ ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ-ЭТО ВОДА . Подразумевается ЧИСТАЯ ВОДА , а не вода “из лужи”, или из скважины с непонятным составом, не дождевая и т.д. Вода, которая при нагревании не даст осадка жесткости на теплообменнике и других элементах котла, которая не будет вступать в разнообразные химические реакции и т.д.
У ВОДЫ ЕСТЬ ЕДИНСТВЕННЫЙ МИНУС-ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ ОНА ЗАМЕРЗАЕТ(((
СООТВЕТСТВЕННО, У НЕЗАМЕРЗАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ЕДИНСТВЕННЫЙ ПЛЮС -НЕЗАМЕРЗАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ НЕ ЗАМЕРЗАЕТ!
Все остальное мы относим к ЕЕ МИНУСАМ.
СВОЙСТВА (МИНУСЫ) АНТИФРИЗОВ (НЕЗАМЕРЗАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ):
-Вязкость. То есть, циркуляция хуже, чем если бы в системе отопления была вода. Следствие-вероятность появления отложений, перегрева теплообменника, микрозакипания основного теплообменника котла. С перегревом связано и появление шумов, свиста, стука при работе теплообменника котла.
Иногда-требуется установка более мощного насоса системы отопления.
-Текучесть. Потекут прокладки, резинки, соединения…Причем как в котле, так и в системе отопления.
– Склонность к разнообразным химическим реакциям внутри котла и системы отопления . С алюминием, с железом, медью (теплообменник и трубки в настенном традиционном котле BAXI медные) Это связано и с тем, что жидкость может содержать разнообразные присадки, а также разбавляться водой непонятного состава.
Крайний вариант, который периодически встречается-это свищ медных трубок и основного медного теплообменника. Это когда в меди образуются маленькие дырочки, будто проткнули иголкой. Этот процесс можно назвать электролизом меди, происходит при наличии электрического потенциала, который может прийти откуда угодно. Например, появляется при включении соседствующего с котлом водонагревателя, и т.д.
У ВСЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ОБРАЩАЛИСЬ К НАМ С ДАННОЙ ПРОБЛЕМОЙ, В СИСТЕМЕ ОТОПЛЕНИЯ БЫЛА НЕЗАМЕРЗАЙКА!
ПОВРЕЖДЕНИЙ ТРУБОК И ТЕПЛООБМЕННИКА ТАМ, ГДЕ В СИСТЕМЕ ВОДА, МЫ НЕ ВСТРЕЧАЛИ НИ РАЗУ!
Разумеется, проблема встречается не в котлах Бакси, а во всех котлах любого производителя, в котором есть детали из меди(практически все бытовые традиционные настенные котлы)
-Необходимость соблюдения рекомендуемой концентрации.
-Необходимость подпитки системы либо такой же жидкостью, либо ЧИСТОЙ ВОДОЙ.
Разбавлять жидкость «водой из лужи» и «водой из скважины» НЕЛЬЗЯ. Смешивать жидкости разных видов и производителей тоже нельзя.
-Ограниченный срок службы. У разных производителей-от 1 года до 5 лет в лучшем случае.
Через год это может быть уже грязная жижа, она может свернуться хлопьями, выделить осадок, который забьет теплообменник….
ПО ПОВОДУ ВИДОВ НЕЗАМЕРЗАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ.
Компания Бакси ДОПУСКАЕТ использование в своих котлах жидкостей двух видов
В одноконтурных котлах-антифриз на основе этиленгликоля.
В двухконтурных котлах-антифриз на основе пропиленгликоля.
ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ -ядовит, меньший срок службы(1-3 года), выше активность и агрессивность. Плюс этиленгликоля-цена ниже, идет в концентрации -65, для получения рекомендуемой концентрации можно разбавить водой…
ПРОПИЛЕНГЛИКОЛЬ -пищевой, не ядовит, срок службы выше(до 5 лет), менее агрессивен, меньше вреда от него котлу. Минусы-цена выше этиленгликоля примерно в 2 раза, часто идет в готовой концентрации, то есть, разбавлять его уже нельзя.
НЕЛЬЗЯ использовать жидкости на основе ГЛИЦЕРИНА , по причине повышенной вязкости. При использовании таких жидкостей клиенты сталкивались с проблемами типа шума теплообменника и т.д.
ТОСОЛ и автомобильные антифризы в системах отопления также использовать НЕЛЬЗЯ .
Также, мы не рассматриваем в качестве теплоносителя спирт.
ДОПОЛНЕНИЕ ОТ КОМПАНИИ BAXI:
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ . Связано с конструкцией теплообменников котла.
В КОНДЕНСАЦИОННЫЕ котлы BAXI, а также в котлы серии Main, Main Four, Main 5 незамерзающую жидкость в качестве теплоносителя заливать ЗАПРЕЩЕНО. ТО ЕСТЬ, ЛЮБУЮ ЗАПРЕЩЕНО.
В котлы других видов жидкости заливать ДОПУСКАЕТСЯ, но компания Бакси, а также представители сервисных служб не несут ответственности за последствия, вызванные использованием незамерзающих жидкостей.
ПО ПОВОДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АНТИФРИЗОВ.
Компания Бакси сама не производит незамерзающие жидкости и не рекомендует конкретных производителей.
Главное, чтобы антифриз был предназначен ДЛЯ СИСТЕМ ОТОПЛЕНИЯ.
Наша компания при необходимости использует антифризы разных производителей, главный критерий-наличие на складе поставщика и возможность привезти быстро.
НО! В связи с большим количеством ПОДДЕЛОК, а также в связи с невозможностью контроля качества мы не рекомендуем жидкости конкретных производителей и не продаем незамерзающие жидкости в нашем магазине!
Мы не можем проводить экспертизу каждой канистры с жидкостью, не можем знать, откуда она на самом деле взялась у проверенного поставщика, мы не знаем, что на самом деле залито внутри канистры , даже если к каждой партии прилагается сертификат качества. Поэтому, даже если по Вашей просьбе мы купили и залили жидкость в Вашу систему отопления, мы не несем ответственность за ее качество, а также за возможный вред, причиненный котлу и системе.
Поэтому. ЧТО ЖЕ ВАМ ДЕЛАТЬ.
ЕСЛИ ВЫБОРА НЕТ. Если Ваш дом находится в области, ЕСЛИ ВЫ НЕ ЖИВЕТЕ В ДОМЕ , или пока не живете, потому что идет стройка, ремонтные работы-то ОДНОЗНАЧНО ЗАЛИВАЙТЕ НЕЗАМЕРЗАЮЩУЮ ЖИДКОСТЬ .
Где стройка – там только антифриз. Потому что высокая опасность разморозки котла и системы.
Если там, где Вы живете, часто, постоянно отключают электричество зимой. Котлы Бакси, напоминаю, энергозавивимы, без электричества котел работать не будет. В минус 30 зимой сам котел, если он не работает, то есть стоит в ошибке или нет электричества, может разморозиться всего за несколько часов через коаксиальный дымоход, который выходит на улицу, при этом в котельной будет еще тепло.
Ущерб от размороженной системы отопления или от размороженного котла в разы выше, чем проблемы с котлом, которые вызваны использованием антифриза.
Если это городской дом, Вы в нем проживаете в семьей, дома постоянно кто-то находится-то можно заливать воду. Если отключат электричество или если сломается котел – люди примут меры, чтобы котел и система не разморозились.
Кстати, жидкость удовольствие не дешевое.
ТАК КАК МЫ СЕРВИСНАЯ СЛУЖБА ПО КОТЛАМ BAXI, ВОПРОС ПРИМЕНЕНИЯ АНТИФРИЗОВ РАССМАТРИВАЕТСЯ НАМИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С ПОЗИЦИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ КОТЛА BAXI.
-Там, где это возможно-заливаем идеальный теплоноситель – ЧИСТУЮ ВОДУ.
ПО ВОЗМОЖНОСТИ,ОТ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИФРИЗОВ СТОИТ ОТКАЗЫВАТЬСЯ.
ОДНАКО,В СЛУЧАЕ РАЗМОРОЗКИ КОТЛА ИЛИ СИСТЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСЕТЕ ТОЛЬКО ВЫ КАК СОБСТВЕННИК!
-Там, где есть опасность разморозки- под свою ответственность заливаете незамерзайку. Компания Бакси и представители сервисных служб не несут ответственности за поломки и проблемы, связанные с использованием антифризов.
-По возможности, используйте жидкости на основе ПРОПИЛЕНГЛИКОЛЯ. Это меньшее зло.
-Разбавляйте незамерзайку ТОЛЬКО ЧИСТОЙ ВОДОЙ . Например, дистиллированной.
-По производителям-выбирайте сами, конкретных рекомендаций нет, и не может быть, в связи с большим количеством подделок и невозможностью контроля качества от партии к партии.
МЫ НЕ НЕСЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИНЯТОЕ ВАМИ РЕШЕНИЕ!
ЗАЛИВАТЬ АНТИФРИЗ ИЛИ ВОДУ-РЕШАЕТЕ ТОЛЬКО ВЫ!
ВЫ И ТОЛЬКО ВЫ КАК СОБСТВЕННИК КОТЛА И СИСТЕМЫ НЕСЕТЕ ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ РЕШЕНИЯ И ЗА СВОЮ СОБСТВЕННОСТЬ!
Как правильно разбавить теплоноситель и стоит ли это делать?
Для начала ответим на главный вопрос: если вас интересует возможность процесса с точки зрения теплофизики, да, можно. Прежде чем приступать к подготовке раствора для заливки в систему, нужно провести ряд подготовительных мероприятий. В первую очередь – рассчитать необходимые пропорции с учетом концентрации исходного раствора и температуры замерзания готового продукта после разведения. Смешивать воду и антифриз можно двумя способами: заливая по отдельности до достижения рабочего давления в контуре, соединяя компоненты раствора заранее. Первый способ используется редко, т.к. раздельное добавление воды и гликоля чревато серьезными проблемами:
- Неравномерный прогрев на отдельных участках магистрали по причине некачественного смешивания жидкостей.
- Перебои в работе насоса или его остановка, вызванная неоднородностью среды.
- Вспенивание раствора, устранить последствия можно только путем полного слива антифриза из системы.
Теперь о целесообразности разбавления. Простейшие расчеты показывают, что удобнее и выгоднее сразу заказать у производителя раствор гликоля нужной концентрации, чем приобретать продукт с большей концентрацией и самостоятельно доводить его до рабочих параметров.
Можно ли мешать разные стандарты?
Вот здесь уже ситуация более интересная. Если антифриз разных цветов, но одной группы поддаются взаимозаменяемости, то разные продукты могут вызвать непредвиденные реакции в системе, лишь усугубив положение вашего радиатора и прочих компонентов системы охлаждения.
Можно ли смешивать антифриз разных подгрупп? Нужно понимать, что G11 и G12 имеют совершенно разные присадки: первые нацелены на создание пленки, вторые – на устранение ржавчины. Проконтролировать смешение активных компонентов практически невозможно. Да, осадок может и не выпасть, но пленка существенно снизит эффективность охлаждение. Все потому, что зеленые антифризы снижают диаметр трубок и прочих агрегатов. Температурный режим падает, как и характеристики охладителя. Может и вовсе образоваться своеобразный «тромб», который чреват выходом радиатора из строя.
Здесь все зависит от итогового объема жидкости-разбавителя. Если вы вливаете до полулитра, то никаких последствий не будет. Но в дальнейшем нужно заливать «родной» охладитель.
Можно ли разбавлять теплоноситель водой?
Этот вопрос лучше задать производителю. Некоторые рабочие составы не рекомендуется разбавлять водой, другие – прекрасно разводятся без потери теплофизических свойств. К примеру, концентрированные растворы гликолей от можно приобрести оптом, а затем самостоятельно довести до заданной рабочей концентрации. Единственное требование – использовать при разбавлении деминерализованную воду, т.к. повышенное содержание соли может привести к образованию осадка.
Можно ли смешивать красный, желтый, синий и зеленый антифриз?
По Фольксвагеновской шкале, класс G11 имеют синий, зеленый цвет, G12-красный, оранжевый, сиреневый, G13 розовый, фиолетовый или желтый. Какие возможно смешивать между собой, рассмотрим далее.
Убеждение, что желтый нельзя разбавлять красным, а зеленый надо доливать исключительно зеленым, ошибочно. Поскольку ориентироваться следует по классам, а не окраске, наличие ОЖ разного цвета не помеха смешиванию. Так, зелёный класса G11 беспроблемно доливают в синий того же класса. Красный можно дополнить оранжевым, а фиолетовый желтым. Единственный минус – по итогу получается невнятная расцветка, проконтролировать выработку нелегко.
Особенности разбавления этиленгликоля
Для разведения концентрированного этиленгликоля применяется деминерализованная умягченная вода с минимальным содержанием солей магния и кальция. Если в процессе разбавления добавляются антикоррозионные присадки, то жесткость воды не должна превышать 5 мг на эквивалент. Для удобства можно руководствоваться таблицей:
Температура замерзания рабочего состава | Объем этиленгликоля, в литрах | Объем воды, в литрах |
-20 °С | 54 | 60 |
-25 °С | 60 | 40 |
-30 °С | 65 | 35 |
-40 °С | 77 | 23 |
Важно! Не рекомендуется использовать чистый этиленгликоль. У него повышенная вязкость и низкая теплоемкость, что негативно отражается на КПД оборудования.
Итоги
Путаница в цветах антифризов и тосола любого автомобилиста выводит из себя. За те 2 года, пока действует охладитель и водитель не заморачивается о его замене, неунывающие производители выдумывают новые стандарты и вариации своих продуктов, что играет на руку только маркетологам, но никак не потребителю. Впрок ОЖ тоже не запасешься ввиду ограниченного срока хранения. Старайтесь выбрать одного производителя, найти толкового продавца, который подробно разъяснит, в чем разница между составами. Да и сами научитесь читать набор ингредиентов, чтобы значительно сэкономить на сервисе в дальнейшем.
Правила разбавления пропиленгликоля
Для подготовки теплоносителя на основе концентрированного пропиленгликоля используется деминерализованная вода. Допустимо разбавление в разной пропорции, по объему или массе. Для удобства можно использовать следующую информацию:
Объемная концентрация в % | Плотность при 20°C, г/см3 | Температура замерзания, °C |
25 | 1,023 | -10 |
30 | 1,029 | -13 |
35 | 1,033 | -17 |
40 | 1,037 | -21 |
45 | 1,042 | -26 |
50 | 1,045 | -32 |
Пропиленгликолевые теплоносители не используются в системах с оцинкованными трубами, длительное воздействие приводит к отслаивания материала.
Учитывайте, что при подготовке рабочих составов нужно соблюдать меры предосторожности и пожарной безопасности. Работы допустимо проводить только в хорошо вентилируемом помещении, в индивидуальных средствах защиты. Но лучше купить уже готовый раствор и доверить заливку жидкости в систему профессионалам.
Важно! Не смешивайте теплоносители от разных производителей. Каждый бренд пользуется своим пакетом ингибиторов коррозии, которые могут конфликтовать по составу и приводить к потере свойств.
Можно ли смешивать антифризы одного цвета различных марок?
Представим ситуацию: необходимо экстренно произвести долив, а залитой марки охлаждающей жидкости поблизости не достать. Всплывает вопрос: можно ли смешивать антифриз разных цветов, и, тем более, марок.
Ответ прост: сначала следует проверить соответствие типа жидкостей. Как уже было сказано выше, цвет выбирает завод-изготовитель. Как следствие, у одной фирмы зеленый хладагент класса G11, у другого G12. Жёлтый цвет обычно обозначает ОЖ типа G13, но может стать G12+ специально для автоконцерна. Если оба идентичного класса, но разных производителей, смело смешивайте. Главное, чтобы завод поддерживал соответственные стандарты, гарантий все равно нет.
Вывод
Гликолевый теплоноситель более технологичен, безопасен и эффективен, чем вода. В некоторых условиям эксплуатации он незаменим. В продаже можно найти как готовые составы, так и растворы гликолей различной концентрации с пакетом присадок, которые теоретически можно довести до нужных параметров.
Самостоятельное смешение этилен- и пропиленгликоля с водой проводится до заполнения системы, с учетом рекомендаций производителя. Но лучше всего приобрести оптом раствор этилен- или пропиленгликоля в . Разнообразие вариантов, качественные антикоррозионные присадки бельгийского производства – все это гарантирует длительную и производительную эксплуатацию системы.
Вам могут быть интересны следующие товары
Наименование | Цена за кг, руб. с НДС | Покупка |
Раствор этиленгликоля | от 37,65 руб./кг | Заказать |
Раствор пропиленгликоля | от 37,65 руб./кг | Заказать |
Котловая вода | от 33,25 руб./кг | Заказать |
Цветовые характеристики
Антифриз разных цветов изначально разрабатывался для работы с определенной группой металлов. На данный момент это не принципиально, хотя ранее производители автомобилей пытались внедрить эту градацию, предлагая рекомендованные «красители» для составов. На данный момент категории имеют следующий окрас:
- G11 – зеленый, синий и вариации;
- G12 – желтый и красный, ядовито-оранжевый;
- G13 – фиолетовый.
Это все теория. На практике многие производители окрашивают антифризы так, как им заблагорассудится, поскольку отсутствует жесткая стандартизация. Так G11 имеет «разлет» от синего к багровому, G12 может быть и зеленым, а G13 и вовсе желтым. В итоге получается путаница и автовладельцу все сложнее сориентироваться в различиях состава и их назначении.