Годовой перерасчет за тепло. Разбираемся в нюансах


Годовой перерасчет за тепло. Разбираемся в нюансах

Для кого актуален перерасчет

Перерасчет за тепло получают жители далеко не всех регионов. В нашей стране есть два варианты оплаты за отопление:

  1. По факту
    , то есть по показаниям общедомового теплосчетчика, и только в отопительный сезон.
  2. Равными суммами каждый месяц
    , даже летом, когда отопления нет. Такая система расчетов называется «1/12». Она позволяет распределить коммунальные платежи равномерно по году и избежать их резкого увеличения в отопительный сезон.

Перерасчет применяется там, где действует система расчетов «1/12». Как именно платить, решают власти регионов. Например, в Кемерове, Новокузнецке, Новосибирске, Назарово действует система расчетов «1/12», а в Канске, Бийске за тепло платят по факту, а значит, никаких перерасчетов не получают.
2020 год для системы расчетов за тепло в Красноярске станет переходным. До августа включительно красноярцы платят по старой схеме — равными долями по 1/12, и поэтому в начале 2022 года будет проведена корректировка за первые восемь месяцев 2022 года. Она станет последней. С августа 2022 года потребители в Красноярске станут платить за тепло по факту. Все подробности — здесь.

Какие дома получают перерасчет

Сразу уточним, что годовой перерасчет за отопление СГК делает не всем домам, а только тем, где есть общедомовые приборы учета. Они установлены в многоэтажках и считают всё тепло, которое дом потребляет в течение года. Показания теплосчетчика управляющая компания (УК) фиксирует каждый месяц и передает в СГК. Дома без счетчиков всегда платят по нормативам, утвержденным органами власти.

Как пересчитывают

Когда год заканчивается, зафиксированный счётчиком объем тепла специалисты СГК сопоставляют с тем, что оплатили жители за 12 месяцев, переводят в рубли (по установленному тарифу). Полученную разницу делят на всех собственников пропорционально площади квартир.

В первом квартале жители получают платежку с перерасчетом за прошедший год.
Она может быть в двух вариантах:

  1. В плюс. Нужно доплатить,
    так как фактическое потребление дома оказалось больше объема, за который платили весь год.
  2. В минус. Образовалась переплата
    , так как за год жители заплатили больше, чем действительно потребил дом. В этом случае сумма переплаты вычитается из платежек, жители смогут платить за тепло меньше какое-то время.

Но почему один и тот же дом в разные годы может уйти то в минус, то в плюс? Дело в разнице объемов фактического потребления за год расчетный и предыдущий. Каждый год оно меняется, то в большую, то в меньшую сторону.

Что такое среднее потребление тепла

Среднее потребление тепла текущего года — это факт потребления тепла в прошлом году, который измеряет общедомовой счётчик, разделенный на 12 равных частей

Реальные примеры

Например, в 2022 году жилой дом потребил за год 444 Гкал, что зафиксировал теплосчётчик. Ее разделили на 12 и получили 37 Гкал. Эта цифра стала средним ежемесячным потреблением для дома на 2018 год, то есть жители оплачивали за 37 Гкал каждый месяц года.
Но в 2022 году дом фактически потребил больше тепла — 498 Гкал. Поэтому в январе 2022 года жители получили квитанции с доначислениями. При этом среднее потребление на 2022 год тоже увеличилось и стало равно 498/12 или 41,5 Гкал.

Если в 2022 году дом фактически потребит меньше тепла, то в январе 2022 года люди получат в квитанциях экономию, а их дом — снижение среднего потребления на 2022 год. Если потребят больше тепла, то вновь получат перерасчет с доплатой, а среднее потребление дома на 2022 год опять увеличится.

В домах, где общедомовые теплосчетчики не установлены, потребители платежки с перерасчетом не получают, они просто платят по 1/12. В Новокузнецке, например, в контуре Кузнецкой ТЭЦ, домов без теплосчетчиков 41 %. В Кемерове — менее 1%.

Что влияет на потребление тепла

Во-первых,
погода. Чем зима морознее, тем больше дом потребляет тепла. На объем потребления влияет и продолжительность отопительного сезона.
Во-вторых,
содержание дома. Расход тепла в большой степени зависит от теплоизоляция здания. И тут можно спросить управляющую компанию: что сделано, чтобы избежать потерь тепла? Насколько плотно закрываются двери в подъезде, нет ли щелей в оконных рамах, утеплены ли чердаки и так далее?

В-третьих,

расход тепла увеличивает дряхлая общедомовая система отопления: неисправные вентили на трубах, в подвале, отсутствие теплоизоляции.

У каждого дома — свой тепловой узел. Он регулирует температуру, давление горячей воды, которая пришла с ТЭЦ. И если оборудование в нём работает исправно, точно настроены все параметры, то и тепло в доме не будет расходоваться впустую, и жители не будут мерзнуть. Обслуживать тепловой узел должна управляющая компания, а собственники квартир — требовать, чтобы все процедуры были проведены вовремя.


Управляющие компании должны следить за исправностью теплосчетчиков и вовремя передавать их показания в теплосбытовые подразделения СГК

Когда перерасчет «срывает» УК

Есть еще один важный момент, который влияет на годовой перерасчет за тепло. Проблемы могут возникнуть из-за того, что управляющая компания несвоевременно передает показания общедомовых приборов учета в ресуроснабждающую организацию, например СГК. Причиной этого чаще всего оказывается неисправность счетчиков. Следить за их техническим состоянием должна опять же управляющая компания.

По завершении года перерасчет все равно будет проведен. Но за те месяцы, за которые не были предоставлены показания, будут использованы средние данные или нормативные цифры. И то, и другое не отражает реального потребления.

Сколько градусов должно быть в квартире, офисе и подъезде?

Температура в квартирах должна быть не меньше 18–20 градусов тепла, в офисах — не ниже 20, а в школьных классах — не меньше 18. В помещениях групп детских садов столбики термометров не должны опускаться ниже отметки 22 градуса, в спальнях — ниже 19 градусов. Свои нормы есть и для подъездов. Во время отопительного сезона там не должно быть ниже 16 градусов.

Измерения будут точнее, если соблюдать ряд простых правил. В первую очередь следует закрыть все окна и двери, а термометр держать в метре от пола в центре помещения. Также стоит убедиться, что от батареи и наружной стены до вас не меньше полуметра.

Как быстро должны устранить аварию?

Как видно из списка выше, если температура воздуха от 12 °С и выше, решить проблему должны в течение 16 часов; если температура от 12 до 10 °С, то за 8 часов; и за 4 часа, если столбик термометра опустился ниже 10 °С.

Если вы столкнулись с перерывами в отоплении, то вам должны произвести перерасчет платы за соответствующий период. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимой продолжительности суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период.

Как уменьшить платежи за отопление?

В некоторых новостройках столицы радиаторы отопления уже оборудованы индивидуальными счетчиками. Регулируя температуру, жильцы могут уменьшить плату за отопление.

Такую технику можно использовать повсеместно. Но перейти на отопление по индивидуальным приборам учета необходимо одновременно всему дому. Решение должно быть принято на общем собрании собственников. Если же вы установили счетчики без согласия соседей, то передать показания в управляющую компанию не получится. Даже при отключенном радиаторе тепло в квартире сохранится благодаря стоякам отопления. Но платить за него будет вынужден весь дом.

Индивидуальные счетчики собственникам выгодно ставить только при современной горизонтальной системе отопления, когда стояки размещены в подъезде, а к квартирам подводятся две трубы — прямая и обратная. При вертикальной разводке в квартире установлено сразу несколько стояков отопления. В этом случае счетчики придется ставить на каждую трубу, что сведет всю экономию на нет.


Тепло автоматом: как можно экономить на отоплении Круговорот тепла в городе: как обогревают московские квартиры

Куда пожаловаться на отопление в квартирах?

Если плохо топят, батареи в квартире греют слабо, а в подъезде настолько прохладно, что изо рта вырывается пар, стоит обратиться в диспетчерскую службу своего района или управляющую компанию. Специалисты должны в этот же день проверить и починить коммуникации.

Если проблему решить не удалось или ваш звонок остался без ответа, то можно сообщить о плохой работе отопительных систем в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы. Заявки об авариях, жалобы и замечания по поводу работы отопительных систем операторы единой диспетчерской службы Департамента круглосуточно принимают по телефону: +. Кроме того, москвичи могут воспользоваться электронной приемной ведомства.

Еще один вариант — позвонить в МОЭК. Сообщения о проблемах с отоплением в квартире, об авариях, выделении пара и других неполадках в системе тепло- и водоснабжения там принимают круглосуточно по телефону: +.

Выразить недовольство работой управляющей компании можно через электронную приемную Мосжилинспекции или лично начальнику территориального подразделения. В письменном заявлении нужно кратко описать суть вопроса и приложить копии обращений в управляющую компанию и другие инстанции.

Подать жалобу можно и с помощью мобильного приложения «Госуслуги Москвы» или на портале «Наш город» в разделе «Многоквартирные дома». В последнем случае ответ придет в течение восьми дней.

Ошибка № 5: отсутствие логики в формулах при расчёте ОДН

Пятая ошибка не математическая: в алгоритме расчёта отсутствует логика. Ведь каждая формула сегодня состоит из суммы объёма тепловой энергии, потраченной на индивидуальные нужды, и объёма ОДН. Вот примеры расчёта ОДН в формулах 2(3), 2(4) приложения 2 к ПП РФ № 354:

В знаменателе формулы от общей площади помещений в доме отнимается площадь неотапливаемых помещений. По логике там должна быть вся площадь дома: и помещения в собственности, и места общего пользования. В том числе и неотапливаемые. Иначе получается несправедливое распределение.

Как произвести корректировку платы за отопление за 2022 год
33417

14

Что должен сделать специалист

Специалист проводит осмотр системы отопления и определяет, в чем может быть причина неисправности. Он должен письменно зафиксировать то, что тепло на момент его приезда отсутствует, при этом обязательно указать конкретные показания (температуру). Замеры производятся при помощи шарового термометра.

Также он составляет в двух экземплярах акт, одна копия остается у владельца квартиры. Акт нужен для того, чтобы вы могли обратиться за перерасчетом платы за отопление или защищать свои интересы в суде, если до него дойдет.

Чтобы составить акт, который имеет юридическую силу, необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Никаким образом не влиять на температуру в помещении искусственно. То есть не включать обогреватели и не открывать окна. Должна быть замерена средняя температура в нейтральных условиях.
  2. Необходимо созвать комиссию, которая подтвердит показания замеров.
  3. Важно заранее предупредить управляющую компанию или поставщика услуг о том, что вы планируете делать замеры и составлять акт.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]