Даже в самой уютной и современной квартире невозможно чувствовать себя комфортно, если в комнате холодно. Поэтому в первую очередь должно быть обеспечение эффективной системы отопления. Отопление должно обеспечивать максимально приятный микроклимат, так как слишком высокие температуры даже хуже холода. Чтобы избежать подобных крайностей, инженеры создали простое, но функциональное и практичное устройство. Это перепускной клапан. Люди вдали от обогревателя могут не знать о существовании такого устройства. Давайте узнаем, что это такое, почему и как работает.
Назначение
Основная функция перепускного клапана — возвращать лишнюю воду в стояк из радиаторов, когда ручной или автоматический регулятор измеряет объем теплоносителя. Последний с помощью этого клапана перемещается параллельно регулирующей и запорной арматуре.
Если бы в системах отопления не было этого устройства, ремонт радиаторов был бы невозможен в то время, когда система работала. Клапаны упрощают процессы наполнения и опорожнения.
Кроме того, установка байпаса для отопления обеспечивает надежную работу оборудования при отсутствии электричества в сети. В момент сбоя питания байпас закрывает краны, подающие охлаждающую жидкость к насосу. А на основной трубе центральный кран отключен. Используя байпас, нет необходимости вручную затягивать краны. С этим устройством все будет происходить автоматически. Это огромный плюс, — говорят пользователи.
Принцип работы
Принцип работы перепускного вентиля в затворной конструкции основан на противодействии давления пружины и воды. Сжатая пружина давит на клапан с одной стороны, а рабочая среда с большим усилием – с другой. Давления вместе взятых компонентов конструкции сдерживают байпас в закрытом положении. Как только один из потенциалов превысит допустимое давление (1,5 -2 раза), он открывается полностью.
Степень открытия затвора зависит от силы рабочей среды, давящей на клапан. Заслонка создает давление настройки с помощью пружины. Уровень сжатия влияет на перепад давления системы.
Для справки! Перепускные затворы имеют низкую точность поддержания давления в отопительных приборах.
Принцип действия
Чаще всего в квартирах устанавливают однотрубные системы отопления. В таких системах тепловыделение первого радиатора влияет на работу следующего. Это верно как для вертикальной, так и для горизонтальной компоновки. Если байпаса нет, батареи будут подключены последовательно. В результате первая батарея поглотит все тепло, а остальные в лучшем случае получат горячую или даже совсем холодную охлаждающую жидкость.
Чтобы этого не произошло, подающая и обратная трубы возле каждого радиатора соединены перемычкой, которая направляет часть воды в обход батареи. Принцип работы байпасного клапана заключается в обеспечении одинакового количества тепла ближним и дальним радиаторам и уменьшении их зависимости друг от друга.
Что такое байпасный клапан
Размещение байпаса
Байпас – механизм, соединяющий узлы отопительной системы в прямом и обратном направлении и обводную ее часть.
В гидравлике деталь служит для облегчения ремонтных и очистительных работ при сбое обогревательных конструкций, повышает безопасность тепло подачи и производительность трубной (запорной) арматуры.
Разновидности
Байпасы используются в самых разных системах отопления. Можно выделить два основных типа: с обратным клапаном и без него:
- Бесклапанные байпасы позволяют отремонтировать часть системы без отключения всего отопления.
- Первые используются с циркуляционными насосами. При необходимости привлекайте их. При работе насоса клапан включается и открывается, затем под давлением, создаваемым насосом, проходит теплоноситель.
Это устройство может выполнять различные функции и использоваться по-разному. Ниже мы рассмотрим, за что отвечает перепускной клапан в разных схемах систем отопления.
Проверка
Чтобы проверить герметичность байпаса есть несколько методов. Все они применяются на снятом с автомобиля клапане. Без демонтажа о возможных неисправностях клапана может подсказать только компьютерная диагностика силами специалистов СТО.
Первый метод
— подсоедините вакуумную трубку к самому тонкому выходу и создайте разрежение воздуха, можно просто ртом. Смотрите внутрь клапана — внутри вы увидите как ходит поршень и открывается щель для прохождения воздуха. Если этого не случилось — клапан поврежден. Также можно подуть в тот же выход — он не должен продуваться. Если продувается — нужно менять.
Аналогично не должен продуваться боковой штуцер, который находится перпендикулярно к самому тонкому выходу. Хотя здесь для корректной проверки нужно подать сильное давление, равнозначное давлению, которое нагнетает турбина, что не всегда возможно в домашних условиях. Также герметичность на продувание должна сохраняться и со стороны выходного штуцера, который находится напротив самого тонкого.
Процесс проверки байпаса первым методом
Второй метод
— зажмите пальцем пружину, которая толкает диафрагму. Затем крепко зажмите самый тонкий выход, через который создается разрежение воздуха. Снимите палец с пружины — в исправном байпасе она не будет разжиматься, потому что в клапане создался вакуум, который ее удерживает. Если пружина все равно разжимается — в клапане или его мембране нет герметичности и он уже нерабочий. В исправном байпасе пружина станет на место с характерным щелчком только после того как вы снимите палец с самого тонкого выхода, возобновив таким образом ток воздуха.
Третий метод
подходит только для клапанов с электромагнитным управлением. Для этого понадобится диагностический адаптер VAG-COM. Запустив тест соответствующих исполнителей (4-й), на датчик будет подано напряжение и он будет щелкать, что заметно на слух. Дополнить все результаты проверки можно замерами давления турбины.
Байпас в однотрубном отоплении
В системах отопления это устройство помогает формировать альтернативные тепловые потоки, минуя тепловую сеть и комплектующие. В многоэтажных домах вентиль поможет в процессе ремонта аккумулятора зимой. Перенаправив поток, вы можете легко заменить или отремонтировать конструктивную часть системы. Устройство можно установить в любом участке тепловой сети.
Кроме того, в однотрубных системах отвод тепла регулируется перепускным клапаном. Основная функция — удаление излишков теплоносителя в стояке при изменении термостатом объема теплоносителя. Еще одна функция — ускорить наполнение и опорожнение системы, даже если клапаны ручного управления не установлены.
В случае временного отключения электроэнергии в системах с циркуляционным насосом установка байпаса для отопления обеспечивает бесперебойную работу. Благодаря регулирующему клапану система будет работать в естественном режиме.
Часто с помощью этих устройств улучшают однотрубный обогрев. Использование обходной дороги актуально в старых домах постройки СССР. Эти дома уже морально устарели и зимой в квартирах может сильно нагреваться. Для оптимизации температурного режима используется именно этот клапан. После установки можно регулировать расход теплоносителя.
Это работает следующим образом. Вода поступает в систему из котельной или котельной ЦО последовательно, но за счет использования байпаса в обход радиаторов. Когда он завершит свой круг, он вернется в котел. За счет теплопередачи температура жидкости значительно падает, и таким образом теплоноситель попадает в радиаторы.
Как установить систему
Желательно устанавливать байпасы одновременно с установкой системы отопления. Иногда такое устройство требуется установить в уже имеющуюся отопительную систему. Наиболее предпочтительный сезон установки в последнем случае – теплые времена года, так как в такой период отопительную систему не эксплуатируют. Следует помнить, что при проведении монтажных работ из трубопровода жидкость нужно сливать.
https://youtube.com/watch?v=WBFqxw11N04
Необходимо отметить, что сами работы и сложность их осуществления находятся в прямой зависимости от материалов, из которых изготовлен трубопровод, а также сам отопительный контур. Наиболее простыми будут работы с металлопластиком. А полипропилен или металл требуют использования сварочных устройств. То есть установить своими руками не получится, потребуется помощь специалистов.
При самостоятельной установке нужно помнить, что в первую очередь внимание уделяется участку обводного пути, который устанавливается параллельно с обраткой
Важно не забыть врезать также запорные краны. Также нужно быть внимательным к сторонам трубы – лучше их не путать.
Также нужно быть внимательным к сторонам трубы – лучше их не путать.
Итак, байпас – важное и полезное устройство, которое может быть помочь во многих ситуациях, поэтому его установкой лучше не пренебрегать.
Монтаж
Изучив, что такое перепускной клапан в отоплении, следует выяснить особенности установки. При установке необходимо учитывать некоторые факторы, от которых зависит эффективность системы отопления.
Следовательно, диаметр клапана должен быть меньше размера трубы отопления. Температура в местах байпаса должна быть как можно ниже. Устройство должно быть как можно ближе к аккумулятору и, наоборот, снято с стояка. Установка байпасного клапана горизонтально предотвращает попадание воздуха в систему. Для быстрого демонтажа на байпасе должны быть запорные элементы.
Технические параметры
Технические характеристики байпасных узлов обозначаются буквенными символами и регламентируются ГОСТом (№26349-84; 28338-89). Отметки расшифровываются следующим образом:
- «DN» – это типовой размер отверстия в состыковочных патрубках. Диаметр присоединительной трубки может незначительно разниться (меньше или больше). ГОСТом регламентирован номинальный объем патрубка буквенным обозначением – «Ду» (проходы условные).
- «KVS» — пропускная способность байпаса, выраженная в коэффициентном соотношении. Маркировка соответствует расходу жидкости, температурой в 20 °C, проходящей через гидроприбор за час и объемом, равному 1 метру в кубе. Потеря давления клапана не может составлять более 1 бара. Данное значение используется для расчета потери напора воды.
- «PN» — обозначает номинальное и максимальное давление байпаса, при температуре рабочей среды в 20°C. Показатель указывает на соотношение температуры и давления для безопасной и продолжительной эксплуатации отопительного оборудования. В госте обозначение «PN» (номинальное давление) – это «Ру» (условное давление).
- «Диапазон настройки» — разница давлений, поддерживаемая усилием задатчика (пружиной), установленным в перепускном клапане — производителем.
Монтаж с циркуляционным насосом
Если вам необходимо установить циркуляционный насос, вам необходимо предусмотреть фильтр.
В зависимости от типа насоса выбирается подходящий байпас. В случае насоса, имеющего контакт между ротором и теплоносителем, на обратной и подающей магистрали устанавливается байпас. Когда ротор насоса не контактирует с водой, байпас размещается только на обратном трубопроводе.