Водяное отопление гаража считается одним из наиболее эффективных и экономичных способов повышения комфортности помещения. Расскажем, как сделать отопление своими руками. Порядок монтажа.
Зимой у многих владельцев машин возникают сложности с уходом за техникой. Из-за недостаточного прогрева гаража отвердевают и теряют подвижность смазки, автомобиль с трудом заводится, а ремонт становится мукой. Решить проблемы низкой температуры поможет качественная теплоизоляция и монтаж обогревательной системы. Водяное отопление гаража считается одним из наиболее эффективных и экономичных способов повышения комфортности помещения.
Не все так однозначно
Тем не менее, отапливаемый гараж для автомобиля в некоторых условиях может стать причиной тех же неприятностей, что и чрезмерная влажность воздуха неотапливаемых помещений. В морозную погоду растаявший снег, скопившись в виде влаги в труднодоступных местах, может вызвать коррозионные изменения металла. Решением проблемы может стать отключение отопления на время, когда воздух сухой и гараж для работ вам не понадобится. При необходимости ремонта или осмотра автомобиля достаточно будет включить систему незадолго до планируемых работ.
Схема водяного отопления гаража и вариации
Схема водяного отопления гаража состоит из котла, металлических радиаторов высокой степени теплопроводности и соединительных труб-стояков (подробнее: «Стояковая система отопления — устройство на примерах»). Нагретая в котле вода по стояку подается к батареям, постепенно их прогревая. Нагретыми батареями прогревается воздух в помещении гаража. Далее остывшая вода возвращается к котлу для последующего нагрева и дальнейшего движения к радиаторам по замкнутой системе. Наглядное изображение схемы водяной системы отопления гаража приведено на рисунках и фото (про
Сплошные преимущества
Многие мужчины автомобилям уделяют времени не меньше, чем женщинам и чем, в свой черед, прекрасная половина человечества собственной внешности. Свидетельством заботы автовладельца о своей машине является не только чистота кузова и салона, отсутствие повреждений и отполированная до блеска поверхность, а также внешнее и внутреннее оформление автомобиля, но и условия, в которых находится транспорт вне «рабочего» времени.
Обезопасить своего автодруга от типичных для транспорта, находящегося в неподходящих условиях, проблем (коррозия, замерзание смазки) и гарантировать себе комфортные условия на случай ремонта поможет установка в помещении гаража отопительной системы. Водяное отопление в гараже –один из лучших вариантов для создания оптимальных условий при хранении автотранспорта.
Подготовка котла к монтажу
Для начала следует герметично заварить с одного конца достаточно большого диаметра трубу длиной от 60-ти до 80-ти см металлическим листом. Далее следует собрать фланец для дальнейшего присоединения к нему ТЭНов. Готовая конструкция при помощи болтов фиксируется на котле. К котлу также приваривается пара отрезков трубы. Диаметр каждого из них должен соответствовать диаметру труб, используемых в системе отопления, устанавливаемой в гараже. Подсоединив к стояку все радиаторы, а сам стояк при помощи прорезиненного шланга – к электрическому котлу, вы получите единую систему отопления. Наглядная последовательность соединения элементов конструкции продемонстрирована на рисунках и фото (про
Принципы процесса естественной циркуляции
Процесс движения воды в контуре отопления без применения циркуляционного насоса происходит в силу естественных физических законов.
Понимание природы этих процессов позволит грамотно разработать проект системы отопления для типовых и нестандартных случаев.
Максимальная разность гидростатического давления
Основное физическое свойство любого теплоносителя (воды или антифриза), которое способствует его движению по контуру при естественной циркуляции – уменьшение плотности при увеличении температуры.
Плотность горячей воды меньше, чем холодной и поэтому возникает разница в гидростатическом давлении теплого и холодного столба жидкости. Холодная вода, стекая к теплообменнику, вытесняет горячую вверх по трубе.
Общие требования
В случае установки системы обогрева своими руками, собственник недвижимости может лично выбирать срок и необходимость ее включения.
Чаще всего отопление включается при проведении ремонтных работ, и выключается на время хранения автомобиля.
Безопасность
Одним из главных требований к гаражному отоплению является его безопасность. В помещении находится большое количество горюче-смазочных материалов, а также легко воспламеняемые предметы.
В кооперативах, где конструкции располагаются впритык, пожар на отдельном участке может привести к выгоранию значительного массива. По этой причине все отопительные системы должны иметь возможность аварийной блокировки в случае возникновения ЧП.
Целесообразность
Для владельцев имущества важна экономическая целесообразность применяемых методов. Если установленная отопительная система требует значительных расходов на эксплуатацию, стоит задуматься о выборе другого способа.
Правильное гаражное отопление должно быть надежным и сохранять устойчивость к перепадам температур снаружи помещения. Также это касается перебоев подачи энергоносителей.
Схема гаражного обогрева подразумевает предварительную теплоизоляцию помещения. Отопление незащищенных строений бессмысленно – нагретый воздух будет выходить наружу сквозь щели ограждающих конструкций.
Если меры по утеплению не предприняты, какой бы качественной ни была система, она станет обогревать не гараж, а пространство вокруг него.
Выбираем энергоноситель
Основной критерий выбора – стоимость энергоносителей, зависящая от страны и региона проживания. Если в РФ несомненным лидером является природный газ, то в остальных государствах бывшего СССР картина другая – первое место занимают дрова, брикеты и уголь. Не забудьте об электроэнергии, отпускаемой по вдвое меньшему ночному тарифу.
Выбирая подходящий вид топлива, стоит учесть пять факторов (помимо цены):
- эффективность (КПД) работы отопительного оборудования, использующего этот энергоноситель;
- удобство при эксплуатации;
- как часто придется обслуживать агрегаты, расценки на вызов мастера;
- требования к складированию.
Ниже приведем сравнительную таблицу, где показаны цены различных энергоносителей и сколько стоит киловатт тепла, полученный в реальных условиях. Площадь здания – 100 м², регион – Московская обл.
По приведенным в таблице цифрам гораздо проще найти подходящий вариант (или несколько). Только сделайте поправку на стоимость энергоносителей в своем регионе. По другим критериям выбора дадим 4 совета:
- Удобнее всего пользоваться газовым и электронагревательным оборудованием. Не нужно ничего складировать, постоянно обслуживать и возиться с чисткой водогрейных аппаратов.
- Сжигать уголь и дрова — самый экономный способ обогрева. За сбережение средств придется расплачиваться трудом – пилить, носить, загружать топку, чистить дымоход. Сжигать брикеты и пеллеты комфортнее, но возрастает цена котельной установки и самого топлива. Плюс понадобится хранилище для складирования.
- Солярка либо сжиженный газ – лучшее решение для обустройства автономного и одновременно комфортного отопления, когда прочие энергоносители недоступны. Минус – приличная стоимость горючего и монтажа топливной емкости.
- Проверенный вариант – совмещение 2—3 энергоносителей. Распространенный пример: твердое топливо + электричество по ночному тарифу.
Какое топливо лучше использовать в конкретных условиях, подробно рассказывается в отдельном материале. Также рекомендуем посмотреть видео и выслушать полезные советы эксперта:
Конструкционные особенности
В отопительную систему жилых и технических помещений входят нагревательные котлы, металлические радиаторы с высокой теплопроводностью, а также соединительные трубы для подачи жидкости.
Нагретая в котле вода подается в радиаторы по трубам и постепенно повышает их температуру. Пока жидкость не остынет, батареи отапливают здание, а потом вода из них отводится назад в котел. Общий цикл нагрева состоит в многократном повторении данного процесса.
Однотрубная система
Однотрубная система подразумевает последовательное прохождение жидкого теплоносителя по всем батареям и его возвращение в котел. Данный вид обогрева выгоден для владельцев гаражей за счет малых расходов на покупку труб, простоты монтажа своими руками и хорошей теплоэффективности.
Однотрубное отопление предполагает разную скорость нагрева радиаторов, которая будет снижаться от первого к последнему. Неравномерность будет ощутима в многоярусных гаражах, но для одноэтажных построек это не станет проблемой.
Двухтрубная система
Для обогрева больших строений гаражного типа рекомендуется применение системы двухконтурного отопления. Труба, нагнетающая рабочую жидкость, подводится к каждой батарее по отдельности. Отработанный теплоноситель от радиаторов идет по обратным контурам и выходит в общую трубу, доставляющую его назад в котел.
Итоговая температура помещения будет одинаковой независимо от расположения батарей, что станет серьезным плюсом для владельца собственности. Из недостатков стоит отметить большое количество труб и запорных элементов, сложность монтажа и высокие затраты на установку.
Определенная сложность гаражного отопления заключается в его непостоянстве. Длительное отсутствие хозяина приведет к бездействию системы, отчего может произойти замерзание воды и разрыв труб.
Хорошим выходом станет слив жидкости, пока гараж не используется, или замена стандартного теплоносителя антифризом.
Инфракрасный обогреватель
Инфракрасные обогреватели в различном исполнении: штативный, настенные и потолочные
Работа прибора основана на испускании инфракрасных лучей, которые, достигая поверхности предметов на пути распространения, нагревают их, а те, в свою очередь, отдают тепло помещению. Такие устройства иногда называют обогревателями UFO, но УФО — распространённая в обиходе одноимённая аббревиатура кириллицей не имеет отношения к ультрафиолетовому облучению.
UFO-обогреватели выпускаются различных габаритов и мощности, могут быть на ножке либо рассчитаны на крепление к вертикальному или горизонтальному основанию (стена, потолок). При условии влагозащищённого исполнения корпуса или размещения под навесом инфракрасные обогреватели можно использовать и перед гаражом на улице.
Плюсы ИК-обогревателей:
- экономичное потребление электричества;
- простота эксплуатации и установки;
- надежность, безопасность и экологичность.
Недостатком инфракрасных обогревателей при использовании в ограниченном пространстве гаража является воздействие ИК-лучей на малую площадь, что обуславливает меньшую отдачу тепла предметами в воздух. Но при фокусировании излучения в направлении актуальной зоны эти отопители достаточно эффективны.
Важно! Значительный нагрев корпуса обогревателей UFO во время работы требует осторожности в обращении с прибором в тесном гараже
Монтажные работы
Для водяного отопления в гараже понадобится набор приборов и деталей, включающий в себя:
- нагревательный котел;
- металлические радиаторы с хорошей теплопроводностью;
- соединительные трубы из металла или пластика;
- фурнитуру для крепления;
- слесарные инструменты.
Разработка проекта
Перед началом установки обогревательной системы нужно определить диаметр труб, которые будут соединять радиаторы. Стояки с крупным сечением увеличат приток горячей воды к батареям, повысив эффективность конструкции.
Стоит учесть, что разогрев больших объемов жидкости приведет к росту расходов на электричество. Оптимальная схема – это баланс между температурой помещения и стоимостью обогрева. На данные параметры также влияет количество радиаторов в утепляемом гараже.
Расширительный бачок
Конструкция отопительной системы гаража подразумевает использование расширительных бачков. Эти элементы изготавливаются из простых пластиковых емкостей или больших канистр с отверстиями для залива, вырезанными в верхней части.
Вода, циркулирующая в системе, постоянно испаряется и требует регулярного добавления жидкости, а образующийся при закипании пар нуждается в отводе. Установка бачка проводится в нижней точке отопительной системы и на полуметровом расстоянии от пола.
Перед монтажом котла своими руками понадобится подготовить металлическую трубу определенного диаметра с полуметровой или метровой длиной. Ее крайний конец наглухо заваривается металлическим листом.
Следующим этапом станет сборка фланцев для крепления трубчатых электронагревателей и их фиксация на котле с помощью болтов. Для подвода рабочей жидкости к установке привариваются два отрезка трубы с тем диаметром, который будет применяться в системе отопления.
Обогревательные батареи крепятся к стенам гаражей при помощи специальных усиленных дюбелей. Расстояние от пола до радиатора должно составлять не меньше пятнадцати сантиметров. Для эффективного обогрева между стенами и нагревательными элементами нужно оставлять несколько сантиметров свободного пространства для циркуляции воздуха.
Отдельные элементы конструкции соединяются в систему с помощью металлических или пластиковых труб со специальными фитинговыми соединениями. Швы их стыков и развилок требуют особенного внимания при монтаже, чтобы в будущем в процессе эксплуатации не возникло протечек.
Соединение металлических труб проводится при помощи сварочного аппарата. Работа с полипропиленом потребует применения специального паяльника. Вне зависимости от материала труб, их нужно располагать на стенах под уклоном – это улучшит циркуляцию жидкости.
Система водяного отопления считается готовой после подключения радиаторов к стоякам и их соединения с котлом с помощью резинового шланга. Перед началом эксплуатации рекомендуется повторный осмотр магистрали, поиск дефектов и герметизация проблемных участков.
Основные способы утепления
Естественно, что в преддверии холодов возникает желание утеплить строение всеми возможными способами. Чем раньше это желание появится, тем лучше.
Кроме схемы и варианта обогрева желательно заранее продумать и предусмотреть способы сокращения потерь тепла, к которым относятся:
- Пенопласт (пенополистирол). Этот материал отлично подходит для полотнищ ворот. Если сравнивать его с такими волокнистыми утеплителями как минеральная вата, стекловата и с созданными на их основе плитами, то пенопласт обойдется вам дешевле. К тому же он более прочен и не вбирает в себя влагу. Не забывайте про антикоррозийную защиту металла ворот.
- Стекловатные (минераловатные) плиты. Этот материал, наряду с пенопластом, используется для внутренней облицовки стен и крыши. Плиты наклеиваются на поверхности с помощью специальных свежеприготовленных клеевых составов. Сами плиты от механических повреждений и влаги защищают штукатуркой, которую армируют стекловолоконной сеткой для увеличения её прочности.
- Сайдинг. Или прочие полностью подготовленные к монтажу облицовочные системы. Вся эта отделка служит для наружной защиты строения от морозов. Если гараж является отдельно стоящей постройкой в составе усадьбы, то его можно облицевать декоративным кирпичом.
- Плотная завеса. Металлические гаражные ворота – плохая защита от мороза. Не пропускающую потоки холодного воздуха завесу можно соорудить при помощи подходящего по размеру куска плотного полиэтилена в 0,8 мм или брезента. Крепится эта конструкция точно так же, как обычная занавеска.
Лучше, если своеобразный занавес можно будет раздвинуть, когда машина выезжает или въезжает.
Крышу гаража утепляют как изнутри, так и снаружи. В качестве дополнительной защиты ворот, плиты пенопласта, закрепленные на створках, можно зашить фанерой или вагонкой. В качестве обязательных мер утепления обустраивается дополнительная вентиляция. Она поможет вывести из помещения не только выхлопные газы, но и лишнюю влагу.
Разумеется, если мы не хотим отапливать «космос», следует тщательно утеплить весь гараж, не забывая при этом сохранить качественную вентиляцию
Материалы, подходящие для утепления гаража, также используются в качестве утеплителя для стен, пола и потолка жилого дома. И технология их монтажа будет аналогичной. В связи с этим рекомендуем вам ознакомиться с инструкциями по утеплению и детальными советами по выбору подходящего материала:
- Утепление потолка в доме с холодной крышей: виды эффективных утеплителей + инструкции по укладке
- Виды утеплителей для стен дома изнутри: материалы для утепления и их характеристики
- Утепление пола по лагам: материалы для теплоизоляции + схемы утепления
Экономное отопление гаража своими руками: как снизить теплопотери и чем лучше отапливаться
Многие автомобилисты трепетно относятся к машинам, поэтому готовы вкладывать силы и время в благоустройство своих гаражей. Зачастую помещение выполняет не только свои прямые функции: его используют в качестве мастерской, кладовой и даже места для отдыха в мужской компании.
Если обустроить экономное отопление гаража своими руками, в нем будет комфортно находиться в течение многих часов. Давайте попробуем разобраться, как грамотно обустроить обогрев гаража и на что нужно обратить внимание, чтобы не разориться оплачивая счета.
Чем топить
Вопрос выбора топлива важный. Рассмотрим каждый вид топлива отдельно.
В частном доме обычно используют газ, как источник топлива для котла. Достоинства этого вида топлива известны всем. Однако если гараж размещен далеко от линии газопровода, то вести специальную ветку выйдет крайне дорого.
Жидкое топливо является довольно экономичным вариантом, отработанное масло можно скупать по очень низким ценам. Продаются котлы, рассчитанные исключительно под этот вид топлива. Опасность заключается в том, что необходимы большие запасы отработанного масла, которое может воспламениться, риск довольно велик.
Твердое топливо – это дерево, уголь, мусорные отходы, прессованные брикеты и многое другое. Не плохой вариант для гаража, ведь топить нужно не все время и поддерживать небольшую температуру. Есть один значительный минус. Необходимо раз в сутки наведываться и загружать котел новой порцией топлива, если этого не сделать вовремя, то трубы могут перемерзнуть и лопнуть.
Электричество наиболее оптимальный вариант топлива для котла. Отличается дешевизной, автономностью, не требует затрат на подвод к помещению, не вызовет негодования со стороны соседей.
Достоинства и недостатки различных систем
Система обогрева гаража должна быть дешевой, и это главное требование. Владельцу гаража приходится вкладывать немалые деньги в обслуживание и ремонт автомобиля, обустройство помещения для него. Это затратно, и стоит использовать любую возможность удешевить отопление.
С другой стороны, экономия должна быть разумной: не в ущерб эффективности или безопасности системы.
Есть множество разнотипных систем и приборов, которые можно использовать для отопления гаража. Они не идеальны, имеют собственные недостатки. Каждому владельцу приходится решать, какие критерии выбора для него самые важные.
Вариант №1 – классическое водяное отопление
Для подключения отопления к гаражу не обязательно устанавливать отдельный котел, однако на общую систему ложится дополнительная нагрузка. Это нужно учитывать при покупке отопительных приборов и брать их с запасом мощности.
Расход топлива тоже увеличивается, но затраты все же ниже по сравнению с обустройством отдельной отопительной системы для гаража.
Второй вариант – обустройство отопительной системы гаража с отдельным котлом. Это хорошее решение, если постройка находится далеко от дома и теплопотери при перемещении нагретой воды по трубопроводам слишком велики.
При обустройстве водяной системы с отдельным котлом стоит использовать антифриз в качестве теплоносителя, чтобы предотвратить возможное размораживание.
Теплоноситель нагревается в котле и по трубопроводу поступает к радиаторам. Остывая, он вновь возвращается к нагревателю. Система может быть одно- или двухтрубной. От этого зависит, будут ли радиаторы подключены к котлу параллельно или последовательно.
Первый тип подключения гарантирует одинаковый прогрев всех радиаторов, однако для него требуется два трубопровода.
Для гаража лучше всего подойдет однотрубная система. Такая схема позволяет обустроить отопление с минимальными затратами на материалы, к тому же упрощается монтаж. Если радиаторов несколько, их подключают последовательно.
Стоит учесть: в каждом последующем приборе снижается температура теплоносителя.
Просторные гаражи, коммерческие автомастерские, СТО оборудуют полноценной двухконтурной системой отопления. Приходится тратиться на большее количество материалов и сложный монтаж, зато обогрев помещения будет равномерным и эффективным.
Вариант №2 – обогрев с помощью газа
Газовое отопление – самое дешевое, однако для подключения к магистрали придется оформлять разрешение соответствующих служб. Во многих случаях владельцы гаражей стараются избежать долгой процедуры согласования.
Еще нюанс: за самовольное подключение к магистральному трубопроводу или проведение пусконаладочных работ можно заплатить серьезный штраф.
Поэтому желательно все делать по правилам или использовать баллонные газовые смеси.
Если подключиться к магистрали, можно обеспечить дешевое и высокоэффективное отопление. Если же приходится пользоваться сжиженным газом, то стоит выбрать прибор, экономично расходующий топливо. Это может быть газовая тепловая пушка, инфракрасный обогреватель или конвектор.
Вариант №3 – электрическое отопление
Электрические приборы считаются самыми безопасными. Они удобны в эксплуатации, компактны, эффективны и способны моментально прогревать помещения. Любой покупатель найдет модель нужной мощности и с необходимыми техническими параметрами.
Единственный недостаток электричества – высокая стоимость, и это разом перечеркивает все достоинства. Такие электроприборы стоит выбирать только для помещений, где владелец проводит немного времени. Для постоянного отопления гаража электрообогреватели невыгодны.
Рациональное решение – покупка мобильного инфракрасного обогревателя, конвектора, тепловентилятора или теплопушки. Их легко переносить, переставлять с места на место. Самые мощные и практичные приборы – тепловые пушки.
Неудачный вариант – масляный обогреватель. Прибор имеет свои преимущества, однако больше подходит для длительного отопления. К тому же он расходует много энергоресурсов, медленно прогревает воздух.
Впрочем, бывают исключения. Так, самодельный обогреватель, собранный из старого чугунного радиатора и ТЭНа, обойдется буквально в копейки. Мощность нагревательного элемента выбирает сам хозяин, а в качестве теплоносителя можно использовать отработанное масло.
Вариант №4 – твердотопливные приборы
Котлы, печи на твердом топливе очень выгодны благодаря дешевизне угля и дров. К минусам стоит отнести необходимость строительства дымохода, что ведет к некоторому удорожанию системы.
Эти расходы окупаются за счет длительного срока эксплуатации, эффективности печек, низкой стоимости топлива (можно использовать отходы: опилки, обрезки древесины, любые горючие материалы).
Твердотопливная печь дешева, не требует подключения к централизованным коммуникационным сетям, получения разрешения на установку. Однако стоит упомянуть и недостатки: повышенную пожароопасность, необходимость постоянного контроля за горением, запах дыма в помещении, выброс вредных веществ в воздух.
Вариант №5 – жидкотопливные печи и котлы
Популярны отопительные приборы, работающие на солярке, дизтопливе, отработке. Их необязательно покупать в магазине. Вполне можно собрать своими руками жидкотопливный котел, печь для гаража и даже тепловую пушку. Корпуса таких приборов изготавливают из газовых баллонов, старых бочек, листов жаропрочной стали.
Самодельные печки не так экономичны, как модели промышленного производства, но тоже позволяют хорошо сэкономить на отоплении. Расход топлива кустарной чудо-печи или тепловой пушки сделанной своими руками составляет примерно 0.5-0.7 л/час в зависимости от мощности.
Устройство буржуйки
Хранение автомобиля в зимний период в теплом гараже позволяет избежать множества проблем. Правильный запуск двигателя, чистые стекла, удобство ремонта, обслуживание – всё это значительно увеличивает время эксплуатации машины, сохраняя здоровье, в том числе и владельцу. В теплом помещении кузов надежно защищен от коррозии. Те, кто любит сам чинить и совершенствовать свою машину, знают, что морозные дни резина и металл делаются хрупкими, а ремонт осложняется постоянной поломкой болтов, лопанием пластмассовых деталей. Комфортная температура помогает избежать перечисленных проблем.
Если зимой возникает необходимость проведения ремонта, то в холодном помещении долгое время находиться не получится. Чаще всего обогрев организуется с помощью буржуйки, которая проста в эксплуатации.
Изготавливают ее так:
- прорезаются отверстия в бочке из стали;
- к отверстиям сваркой крепятся трубы и фурнитура.
Устройство современной буржуйки
Для этих конструкций легко обустроить корпус, главное – это организация доработок.
Отопление с помощью буржуйки допускается – она быстро нагревается, отдает тепло. Вполне реально сконструировать печку для отопления гаража самостоятельно при условии наличия небольшого аппарата для сварочных работ.
Иногда в гаражных помещениях складываются печки из кирпичей, но они займут немало места, не смогут обогреть помещение быстрее буржуйки. Название устройства условное, потому что на самом деле в конструкции можно размещать любой топливный материал.
Какой вид обогрева выгоднее всего?
Все зависит от конкретных условий эксплуатации и предпочтений владельца гаража. Самая дешевая система – однотрубная водяная, работающая от газового котла.
Придется вложить немалые средства в ее обустройство, зато она настолько экономична, что затраты окупятся за 1-2 отопительных сезона. Однако это решение подходит далеко не всем.
Экономно отапливать гараж можно с помощью газовых баллонов или твердого топлива. Эти варианты не подходят, если нет возможности контролировать работу приборов, зато для обогрева в течение того времени, пока в гараже находится владелец, они хороши.
Обзор популярных моделей печей для гаража
На рынках представлено многообразие вариантов гаражных печей. Они отличаются принципом нагрева и конструктивными решениями. Некоторые модели заслуживают особого внимания:
- печка Bullerian сделана для работы на твердом топливе. Конструкция имеет механизм конвекции для качественного обогрева воздушных масс, которые перемещаются по трубам;
- долговечный вариант – печь Ставр. Она сделана из чугуна, подобный материал выдерживает высокие температуры;
- печи Термафор имеют в конструкции конвекционные трубы, которые размещаются в камере сгорания. Подобные модели рассчитаны как на стандартное, так и на пиролизное горение;
- печь Аляска имеет стильный дизайн и хорошую теплоотдачу. Конструкция оборудована варочной панелью;
- дешевой альтернативой Булерьяна является модель отечественного производителя Бренеран. Она способна работать на дровах и на отходах производителя.
Изображение | Модель | Тип конструкции | Цена, руб |
«Delta» D-81G | Тепловая пушка | 3930 | |
Ballu BHDN-80 | Прибор дизельного непрямого нагрева | 55900 | |
ELITECH ТП 3Г | Керамическая газовая панель | 2960 | |
Ресанта | Газовая тепловая пушка | 6700 | |
Бренеран АОТ – 06/00 | Печь на древесном топливе | 10500 |
Некоторые модели печей собираются самостоятельно