Наша сегодняшняя тема достаточно спорная и широко обсуждается на форумах. Речь пойдет про применение тосола для отопления дома. Говоря о тосоле, скорее всего, подразумевают охлаждающую жидкость для радиаторов автомобилей. Но ведь тосол в первую очередь – это жидкость, которая не замерзает. То же самое можно сказать и про антифриз. Есть ли между ними разница и в чем она заключается? Почему все твердят, что нельзя лить тосол в контур, а на практике люди все равно его льют? А может это еще одна уловка рекламы? Мы поможем вам разобраться можно ли в систему отопления заливать тосол «от а до я» и распутать этот клубок.
Обслуживание отопления замена антифриза
Что такое замена антифриза?
Замена антифриза подразумевает массу действий, относящихся к обслуживанию отопления. Главным действием этого понятия считается смена воды на антифриз в отоплении квартирного помещения. Такая смена воды позволяет избежать размораживание отопительной системы в целом в зимний сезон. По-другому смену воды можно назвать внедрением в отопительное оборудование вещества, не способного замерзать. После внедрения такого вещества обработанный материал нужно поменять на обновленный. Все эти действия способен осуществить лишь опытный специалист, потому что замена отопительного материала – задача трудоемкая, которую возможно выполнить при наличии сноровки, определенных навыков и профессиональной подготовки. Антифризы считаются вредными веществами, содержащими в своем составе токсины. Токсины требуют аккуратного использования, потому что способны расширяться сильнее, чем вода.
Как защитить автомобиль от замерзания воды в двигателе. Полезные рекомендации
К сожалению, далеко не каждый автолюбитель может позволить себе содержание машины в теплом гараже. Если приходится оставлять транспортное средство на открытом месте, следует соблюдать определенные инструкции для защиты автомобиля от переохлаждения:
Сливая воду после выключения двигателя, можно обезопасить себя от ее замерзания. Однако, здесь имеются некоторые трудности, наподобие невозможности полного удаления всей жидкости из мотора, вызываемой техническими особенностями автомобиля. Замерзая, оставшаяся вода образует непроходимые пробки, затрудняющие последующую заправку охлаждающей системы; Теплоизолятор, прикрепленный к обратной стороне капота, уменьшает возможность повреждения блока. Поможет и защита радиатора специальным фартуком. Обезопасить двигатель от промерзания при незначительных заморозках на недолгой ночной стоянке можно, утепляя его старыми одеялами или куртками
Однако, следует помнить, что описанная мера предосторожности действует лишь непродолжительное время, и через несколько дней вы рискуете лишиться мотора; При выборе места стоянки старайтесь предусмотреть направление ветра. Защитив радиатор от прямого попадания воздушных потоков, можно минимизировать риск промерзания двигателя; Не рекомендуется проявлять неуместную экономию
Всего один литр антифриза, добавленный в систему охлаждения, поможет избежать проблем, связанных с капитальным ремонтом силового агрегата; Периодическое прогревание двигателя защитит от появления льда даже при −10 0 С. Такой способ причиняет большие неудобства, поскольку требует наведываться к автомобилю через каждый час.
Расчет объема антифриза
При покупке дорогих незамерзаек чтобы не переплачивать деньги перед тем, как заполнять систему отопления, следует знать требуемый объем теплоносителя. Самый простой способ его точного определения – накачать в магистраль воду с напором в 1 – 1,5 бара, а затем ее слить и измерить полученное количество. К массе жидкости можно добавить 10% на завоздушивание, испарение теплового носителя.
V (системы) = V (котла) + V (бачка) + V (батарей) + V (труб)
Рабочий объем котла и расширительного бака узнают из паспортных данных на оборудование, представленных производителем. Аналогичным образом из инструкции по эксплуатации определяют емкость радиаторов, умножая показатели одной секции на их количество. При отсутствии, утере паспортов на котел, гидроаккумулятор или радиаторные теплообменники, необходимую информацию получают из интернет-источников.
Объем рабочего тела в трубопроводе определяют умножением площади его сечения на длину по общеизвестной формуле:
V (объем) = S (площадь) х L (длина), где
S (площадь) = 3,14 (число пи) х R2 (радиус в квадрате).
Рис. 9 Пример расчетных данных для нахождения объема
Тосол с водой можно смешивать
У тосола в составе имеются такие же элементы: вода и этиленгликоль. Тосол придумали в СССР в 1971 году.
Классификация тосола по видам:
- А — готовый к заливке в систему охлаждения авто.
- М — модернизированный, то есть имеет в составе добавочные компоненты.
- К — жидкость высокой концентрации, его придется разбавить.
После букв, которые распределяют по видам, пишут 2 цифры — минусовая температура, при котором тосол не заледенеет. Например, М40, или М65.
Цвет хорошего тосола между синим и голубым, бывает и зеленоватый цвет. Тосол марки А65 красного цвета. Легальный в России ГОСТ 28084-89 распределяет три типа ОЖ-К, ОЖ-40, ОЖ-65. Если нет обозначений ОЖ (охлаждающая жидкость), есть только ГОСТовский номер, то это подделка.
Алгоритм замены антифриз
Замена незамерзающего материала включает в себя следующие процедуры:
-избавление от устаревшего незамерзающего наполнителя;
-полное промывание отопительного оборудования глубокоочистительными растворами;
-вливание нового морозостойкого наполнителя в оборудование.
Совершенно не имеет значение то, где происходит замена антифриза – в системе дачного отопления, в системе отопления гаража – всюду нужно следовать вышеизложенному алгоритму. Замену антифриза нужно проводить с определенной периодичностью, так как любое незамерзающее вещество способно изнашиваться и терять свои функции по истечении определенного срока, длительность которого составляет 5-6 лет.
Как отличить тосол от антифриза
Как отличить тосол от антифриза
Для того, чтобы продолжить эту тему, необходимо глубже разобрать эти две жидкости, что они из себя представляют. Изначально, антифриз делится на два типа: минеральный и органический. Первый применяется для старых, отечественных автомобилей, двигатели которых были изготовлены из чугуна. Этот тип и есть тосол. По сути, тосол является антифризом из-за идентичного предназначения. Но все же отличия присутствуют. Отличие тосола и антифриза – это в первую очередь температура замерзания. Антифриз замерзает при более низких температурах, из-за этого он используется в местности, где градусник может показать 20 градусов ниже нуля.
С появлением двигателей, изготовленных из легкосплавных материалов, из тосола убрали присадки, которые вызывают коррозию, и с тех пор он стал органическим антифризом. Антифриз и тосол состоят из спирта, дистиллированной воды и присадок, которые имеют разное предназначение. Начиная с того, что заклеивают дырки в патрубках системы охлаждения изнутри, до того, что они очищают систему. Но все последствия «работы» этих присадок так и остаются внутри системы, так что об их полезности еще можно очень долго спорить. Также эти присадки разные как в тосоле, так и в антифризе. Как же определить тосол или антифриз? А очень просто. Тосол сладкий на вкус. Но есть одно но! Эта жидкость очень ядовита, и пробовать ее на вкус строго запрещено! Не надейтесь на то, что цвет жидкости расскажет Вам о ее качестве. Цель применения красителя уж никак не заключается в понижении температуры замерзания, или повышения температуры кипения и испарения, а служит он для того, чтобы в расширительном бачке можно было легче проверять уровень охлаждающей жидкости.
Исходя из этого, если у Вас возникает вопрос можно ли смешивать тосол и зеленый антифриз или можно ли смешивать тосол и красный антифриз, знайте, что цвет никакого значения не имеет. Значение имеет пакет присадок, которые находятся в том или ином типе жидкостей.
Что используют для электродных котлов
В домах, где установлен такой тип отопительного оборудования, применяется особый вид антифриза. Это связано с тем, что через теплоноситель проходит переменный ток и происходит ионизация раствора. Это выдвигает определенные требования к химическому составу продукта. Должна обеспечиваться соответствующая ионизация, электротеплопроводность, электросопротивление. Обычно производитель котла сам дает рекомендации о том, какой продукт лучше использовать. И часто именно в зависимости от выполнения рекомендации сохраняется гарантия на оборудование.
Антифриз — прекрасное средство для продления срока службы отопительной системы, особенно если она консервируется на какое-то время. Однако применять этот продукт нужно грамотно. Перед использованием следует прочесть все указания по эксплуатации производителя отопительного оборудования, а также инструкцию по использованию средств. Только в этом случае успех будет гарантирован, радиаторы и трубы прослужат многие десятилетия.
Технология производства антифриза
Шампуни, стеклоочистители и охлаждающие жидкости производят на одном и том же оборудовании. Это связано с тем, что их изготовление идентично. Оно заключается в смешивании всех компонентов в определенных количествах. Поэтому вместе с антифризом можно изготавливать другую автомобильную химию.
Технология производства антифриза состоит из следующих этапов:
- Приготовление концентрата из гликолей и присадок.
- Очистка полученной смеси.
- Разбавление раствора обессоленной водой.
Все ингредиенты берутся в тех количествах, которые предполагает технология. В противном случае готовый продукт будет негоден для использования. После того как все этапы пройдены, полученный материал отправляют на пробу, где его тестируют перед продажей.
Жидкость, отвечающую всем требованиям и стандартам, разливают по бутылкам, выполненным из пластика. Если организация осуществляет оптовые продажи, то антифриз можно помещать в бочки, внутри которых находится сжатый азот.
Персонал
Количество сотрудников зависит от объема производства, площади и финансовых возможностей собственника. Это может быть три человека или более. Желательно подбирать кандидатов на работу в цехе, которые имеют техническое образование. Они смогут разобраться в технологии производства незамерзающей жидкости для автомобилей.
Если работник без опыта и квалификации не будет разбираться в технологическом процессе, соблюдать инструкцию ГОСТа, готовая продукция будет некачественной. Следовательно, она не пройдет тестирование и будет непригодна к продаже.
Отдельно потребуется нанимать персонал, который будет разливать готовый материал по тарам. Но при большом объеме производства лучше купить специализированную линию, которая разливает жидкости (до 2000 литров в час) по бутылкам объемом до 10 литров.
Отопление антифризом или водой
После прочтения этого раздела Вы скорее всего откажетесь от антифриза в системе отопления. Главный плюс антифриза – сохранность системы при отрицательных температурах, полностью перечеркивается его минусами.
Низкая теплоемкость антифриза. Увеличение размероврадиаторов на 20-23%Теплоемкость антифриза существенно ниже, чем теплоемкость воды. Разбавляя воду 35% антифризом, мы теряем примерно 200 Вт с 1 кВт тепловой энергии. Это значит, что на 20% требуется увеличить размеры труб, радиаторов и котла. В пересчете на загородный дом 300 м 2 мы теряем примерно 60 тысяч рублей на увеличении размеров системы.
- Срок службы антифризов от 5 до 10 лет С годами антифриз окисляется и благополучно разрушают латунные соединения. Через 5 – 10 лет этиленгликоль и пропиленгликоль нужно сливать, утилизировать и менять на новый. Вам придется не только купить новый антифриз, но и заплатить за утилизацию старого. К сожалению, в нашей стране нет службы утилизации этиленгликоля в малых объемах, поэтому поиск, кому сдать эту химию будет затруднителен. Не буду рассматривать идею слить антифриз соседу на участок.
- Использование секционных радиаторов в системах с антифризом недопустимо Резиновые межсекционные прокладки быстро окисляются, и радиаторы дают течь. Применяем только стальные панельные. Недопустимо использование и оцинкованных труб. Антифриз благополучно вымывает цинк, и труба остается голая.
- Почему антифриз бесполезен для загородного дома? Антифриз успешно справится с задачей — система отопление не замерзнет зимой в Ваше отсутствие, но что делать с системой водоснабжения? Трубы водоснабжения при отрицательной температуре замерзнут быстрее и с худшими последствиями, т.к. прокладываются не только в полу, но и в стенах. Вам придется снимать плитку, бить стяжку и менять трубы в санузлах, душевых, кухне, заменить всю обвязку котельной по водоснабжению. Закачать в систему водоснабжения антифриз конечно же не получится, как и проложить все трубы с греющих кабелем.
Вывод: Антифризы подходят либо для отопления маленьких дачных домиков для временного проживания, либо больших складов, цехов и предприятий. В системе отопления полноценного загородного дома антифризы бесполезны.
Антифриз для системы отопления загородного дома нужен, если: не планируете проживать в доме зимой; в доме 1-2 санузла с тройниковой системой водоснабжения (без коллектора), которую можно слить перед наступлением холодов.
Полноценный загородный дом оставлять зимой без дежурного отопления нельзя. Зимой необходимо поддерживать постоянное дежурное отопление +10-12°С. Отопление полноценного загородного дома для постоянного проживания антифризом такой же проигрышный вариант, как и отопление дома теплым полом, который применим только в южных областях нашей страны.
Так Ваши инженерные системы будут по-настоящему защищены без антифриза.
Если Вам понравилась моя статья и Вы ищете надежных специалистов по проектированию – звоните и пишите мне на почту.
Отличия тосола от антифриза
Видов охлаждающих жидкостей для ДВС на сегодняшний день используются три: вода (дистиллированная или дождевая чистая), тосол и антифриз.
Антифриз — это название жидкости (в переводе «против замерзания») для охлаждающей системы двигателя, которая не замерзает и выдерживает высокие температурные показатели.
Отличия:
- антифриз придумали позже, чем тосол;
- по экологичности антифриз лучше;
- температуру кипения у антифриза выше;
- температура замерзания у антифриза ниже;
- антифриз лучше защищает от коррозии.
- тосол образует защитную пленку, а антифриз нет, и, поэтому антифриз намного эффективнее охлаждает.
- ресурс на который рассчитан тосол в 6 раз меньше, чем у эксплуатационный ресурс антифриза.
- антифриз обеспечивает защиту гильз цилиндров двигателя от кавитации (пузырьки воздуха).
- срок службы помпы (насоса) значительно уменьшается, если использовать тосол.
- антифриз не засоряет радиаторы, не образуются различного рода отложения.
Главный минус тосола — при нагреве до 105 градусов ухудшаются его свойства.
Антифриз же закипает при нагреве до 115 градусов и при этом не оставляет осадков в каналах и может эксплуатироваться до 250 000 км.
Путаница в цветах антифризов и тосола любого автомобилиста выводит из себя. За те 2 года, пока действует охладитель и водитель не заморачивается о его замене, неунывающие производители выдумывают новые стандарты и вариации своих продуктов, что играет на руку только маркетологам, но никак не потребителю.
Впрок ОЖ тоже не запасешься ввиду ограниченного срока хранения. Старайтесь выбрать одного производителя, найти толкового продавца, который подробно разъяснит, в чем разница между составами. Да и сами научитесь читать набор ингредиентов, чтобы значительно сэкономить на сервисе в дальнейшем.
Запуск отопления многоквартирного дома
В многоэтажном доме с нижним розливом отопительная система запускается следующим образом:
- При закрытой подаче и закрытом сбросе на обратке открывается сброс подающего трубопровода;
- Задвижка обратного трубопровода очень плавно открывается. Резкое открытие задвижки с большой вероятностью приведет к гидроудару, который способен серьезно повредить радиаторы, вплоть до разрыва;
- Через некоторое время из сброса пойдет вода без воздуха. Когда это произошло, сброс закрывается, а задвижка подающего трубопровода открывается;
- Остается стравить воздух из всех участков системы, где имеется такая возможность.
Твердотопливный котел
В этой установке топливом выступают дрова, уголь, кокс, торфяные брикеты. Отопление с помощью твердотопливного котла (рис. 4) – это автономное отопление для дачи. Преимуществом этого оборудования является дешевизна и распространение топлива. Это выход из положения, когда в поселке проблемы с электричеством и нет газификации.
Рис. 4 Установка твердотопливного агрегата на даче
Новые модели твердотопливных автономных котлов имеют массу преимуществ. Они работают с любым теплоносителем (антифриз, вода), долго поддерживают температуру в доме благодаря специальному клапану и датчику. В этом котле больше времени между загрузками топлива. Отопление дачи дровами дешевый и эффективный вариант.
Замена воды на антифриз
Если в системе уже использовалась вода, а Вы хотите перейти на антифриз, то следует учитывать два обстоятельства.
Во-вторых
, полностью удалить воду из системы отопления не удается никогда. Часть воды остается. Если залить просто подготовленный разведенный антифриз, то его концентрация будет недостаточной для надежной защиты от замерзания. Таким образом, нужно применять концентрат. Я обычно смешиваю концентрат с разведенным антифризом в соотношении 1:1. После заполнения системы нужно запустить циркуляционный насос (для системы с принудительной циркуляцией) или включить котел (для системы с естественной циркуляцией), чтобы теплоноситель хорошенько перемешался. Потом нужно отлить немного теплоносителя и измерить его плотность. Для измерения плотности есть прибор, который продается в большинстве автомагазинов. Этот прибор применяется для подготовки к зиме автомобиля (проверки свойств антифриза в системе охлаждения двигателя), но отлично подойдет и для наших целей. Если прибор показывает температуру замерзания ниже, чем нужно, например -50 градусов, ничего страшного, но если температура выше, чем нам нужно, то придется слить часть теплоносителя и заменить его концентратом. Слитый теплоноситель нужно утилизировать аккуратно, он ядовит, его не стоит выливать в септики и канавы.
Еще хочу обратить Ваше внимание на то, что разные антифризы могут быть несовместимы друг с другом. Бытует мнение, что нельзя смешивать красный состав с составом другого цвета
Это так, но на самом деле есть и другие нежелательные сочетания. Добавки разных марок могут реагировать друг с другом или просто снижать эффективность друг друга. К сожалению, производители не сообщают, с какими другими антифризами можно смешивать их продукт. Мой совет — выберите одну марку и используйте ее. Если же все таки появилась необходимость смешать, то смешивайте жидкости одного цвета и перед заливкой, отлейте немного теплоносителя из системы отопления, смешайте ее в банке с новым составом и посмотрите, не выпадет ли осадок, не помутнеет ли жидкость, не потеряет ли однородность.
К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.
Заполнять систему удобно через кран слива воды — он стоит в нижней точке системы. При таком способе завоздушивание практически исключается, так как теплоноситель поступает снизу, постепенно выдавливая весь воздух в расширитель. Читать ответ.
Примеры клеев. Поксипол, жидкие гвозди, универсальный суперклей. Армир. Типичные ошибки склеивания. Правильная технология. Дополнительные приемы — армир.
Приемы фиксации резьбового соединения. Приемы фиксации (стопорения) резьбового соединения. Защита от вибрации и самопро.
Абрикос, абрикосовое дерево. Выращивание, посадка, размножение, полив. Как абрикос посадить и вырастить. Размножаем, прививаем, поливаем абрикосовое де.
Трипсы. Бесцветные / желтоватые пятна, шероховатые полосы, листки отпа. Как выявить заражение трипсами. Светлые пятна, шероховатости — признаки болезни.
Как это делать правильно?
В начале стоит убрать из бака старый антифриз — он находится в радиаторе, а также блоке цилиндров. При проведении работ автомобиль стоит поставить на горку — таким образом сольется куда больше охлаждающей смеси. Промывку системы стоит проводить с помощью дистиллированной воды; стоит также добавить спец. средства для проведения работ.
Антифриз в автомобиль стоит заливать не до краев, крышка должна быть в открытом состоянии, далее мотор автомобиля снова включается, и воздух выводится в пространство. После горловина должна завинчиваться. Заранее подготовьте и установите ёмкость под точки слива охлажд. смеси в авто. Далее вам стоит выкрутить кран слива на системе охлаждения. Открывать его требуется как можно более аккуратно, при этом делать это по ходу заливания антифриза. Сам слив выполнить медленно. После того как вы слили основную часть охлажд
смеси, выкрутите крышку. Стоит также обратить внимание на то, что системы трубок и кран могут стоять в разных точках, поскольку многое зависит от конструктивных решений авто. После слива охлаждающей жидкости автомобиля вам стоит герметизировать систему охлаждения методом перекрытия трубок и крана. После вы можете, приступать к заливу новой порции антифриза. Для того, чтобы смесь не проливалась, стоит поставить лейку в специальный расширительный бак либо вставить его в радиатор
Он обычно расположен под капотом; Далее берем тару и заливаем антифриз. Делать это следует постепенно, при этом старайтесь не выливать весь свой антифриз одним махом в бак. Стоит помнить то, что при слишком высоком напоре может появиться водяная пробка. Стоит также отметить, что на расшир. бачке обычно установлены метки максимума для залития и метка минимума. Вот почему рекомендуется вливать смесь для охлаждения не больше установленной отметки. При заливе тосола или антифриза стоит плотнее вкрутить крышку расширительной емкости.
Это по сути почти все действия. Теперь вы понимаете, как правильно заливать антифриз (более подробно можно понять на видео ниже). После всех указанных процедур лучше перестраховаться и завести свой авто, дав ему набрать необходимую температуру.
Проверьте также, как работает система охлаждения автомобиля и в каком она состоянии. Посмотрите уровень антифриза в ней.
Как заменить антифриз в системе отопления дома пошаговая инструкция
Перед началом слива антифриза разогревают котел отопления, даже если замена проводится летом. Открывают все батареи, систему переводят в режим работы самотеком. Непосредственно перед сливом отключают котел, отсоединяют от источников питания другие приборы, задействованные в системе. Следует также подготовить достаточное количество тары для отработанного антифриза.
Далее действуют в следующем порядке:
Шаг 1. Вставляют шланг в подготовленную тару.
Шаг 2. Открывают вентиль для слива.
Шаг 3. Наполняют тару одну за другой.
Шаг 4. Если крана для какого-то стояка не предусмотрено, его освобождают от теплоносителя через кран Маевского при помощи прикрепляемого шланга.
Шаг 5. В большой емкости разбавляют антифриз соответственно указаниям инструкции производителя.
Шаг 6. Подключают насос «Малыш» к отверстию для закачки в систему отопления и наполняют трубы свежим теплоносителем.
Шаг 7. При заполнении системы периодически спускают воздух, докачивая антифриз, пока не будут достигнуты нужные показатели давления в системе.
Как самостоятельно заменить охлаждающую жидкость в автомобиле в домашних условиях?
Большинство водителей никогда не меняют охлаждающую жидкость в своих автомобилях, а некоторые даже не подозревают о ее предназначении. Для таких откроем небольшой секрет: охлаждающая жидкость (антифриз, хладагент и т.д.) — это вещество, которое помогает предотвратить перегрев двигателя вашего автомобиля. Если же охлаждающая жидкость не справиться с поставленной задачей, то ваша машина будет перегрета, а двигатель испорчен. И все это из-за несвоевременного технического обслуживания автомобиля! Кроме того, старая охлаждающая жидкость может создать коррозию в радиаторной системе автомобиля, а это опять же лишние затраты на ремонт транспортного средства. Чтобы предотвратить вышеописанные неурядицы, вы должны менять охлаждающую жидкость примерно раз в два года. Как сделать это в домашних условиях, самостоятельно, расскажут специалисты нашего интернет-сервиса Zap-
Заливка готовой смеси
При заливке готовой смеси из концентрата необходимо помнить, что она осуществляется только при холодном моторе. Кроме того, следует контролировать уровень жидкости. После залива жидкости нужно выпустить воздушные пробки, образовавшиеся в процессе. Для этого снимается крышка заливной горловины и запускается двигатель. В таком положении он должен проработать до тех пор, пока не пропадут все пузырьки воздуха.
Изготовление охлаждающей жидкости из концентрата – процедура не сложная. Главное соблюдать технику безопасности, рекомендации, указанные производителем на канистре, и пропорции.
Сравнение воды и незамерзаек
Заполнение системы отопления водой – наиболее популярный способ по следующим причинам:
- Вода – общедоступный и бюджетный вид теплового носителя, она является природным источником, поэтому ее применение экологично и безопасно.
- Наивысшая теплоемкость воды в 4200 Дж/кг∙К приводит к тому, что она долго подогревается и отдает тепловую энергию. Данное свойство позволяет транспортировать ее на большие расстояния с низкими потерями тепловой энергии.
- В сравнении с иными теплоносящими жидкостями, вязкость воды в 1,006 м2/с∙10-6 при 20 °С является самой низкой и падает с увеличением температуры нагрева. Указанный фактор приводит к снижению гидравлического сопротивления при ее перемещении по трубопроводу и соответственно к увеличению КПД отопления.
- Температурный коэффициент линейного расширения воды довольно низок, относительно температуры 0 °С при +80 °С она повышается в объеме всего лишь на 2,8%.
- Вода нейтральна по химсоставу и не оказывает разрушающего действия на широко применяемые в бытовых коммуникациях трубопроводы из термопластов – обычного, сшитого, термостойкого полиэтилена, полипропилена или их разновидностей с алюминиевой оболочкой – металлопластов.
- К недостаткам воды относят коррозионное влияние на металлы и присутствие в составе солей, которые при нагревании образует накипь, снижающую КПД оборудования и приводящую к засорам, выходу из строя теплопередающих элементов (ТЭНов). Чтобы избежать негативного воздействия накипи, вместо обычной контур заполняют дистиллированной водой.
- Главный недостаток воды, при котором вместо нее производят залив антифриза в систему отопления дома – ее высокая температура кристаллизации в 0 °С. При сильном охлаждении водной среды образуется лед с малой плотностью, вырастающий в объеме приблизительно на 10%. Это приводит к разрыву замерзших со льдом труб, теплообменных батарей, узлов котельного оборудования.
Рис. 4 Температуры кристаллизации водных растворов незамерзающих жидкостей
Чтобы избежать замерзания воды при аварийных ситуациях, в нее добавляют антифризы, имеющие следующие отличительные особенности:
- Незамерзайки обладают на 10% более низкой тепловой емкостью, поэтому их применение приводит к снижению КПД обогрева.
- Вязкость антифризов 5 – 7 раз больше водной, это означает, что для их проталкивания по трубам понадобится большая мощность электронасоса, а гидравлическое сопротивление возрастет.
- Незамерзайки обладают более высокой текучестью, чем вода, поэтому при их эксплуатации может понадобиться замена прокладок или уплотнений на стыках трубопроводов и подключенной арматуры другими более плотными материалами.
- Тепловое расширение гликолей в 1,5 раза выше воды, поэтому может понадобиться гидроаккумулятор с большей рабочей емкостью камеры.
- Заводские незамерзайки обычно рассчитаны на 5 лет (сезонов отопления), после чего их состав подвержен разложению с выпадением осадка. Если вовремя не произошла замена теплоносителя в системе отопления (время утилизации определяют по изменению цветовой окраски гликоля), в контуре вместе с трубами, котлом и батареями может появиться труднорастворимый осадок.
- Большинство гликолей функционируют до +115 °С, однако рабочую температуру не рекомендуется повышать более +70 °С. От перегревания их состав распадается с образованием труднорастворимого осадка.
- Существенное преимущество гликолей относительно воды – отсутствие расширения материала при кристаллизации, препарат превращается в подвижную шугу прежнего объема, которая при нагревании снова переходит в жидкое состояние.
- В состав многих антифризов входят присадки, понижающие вспенивание и их коррозионную активность – это существенно уменьшает количество ржавчины при нахождении их в магистралях с металлическими трубами и арматурой.
- После слива отработанных незамерзаек одна из проблем – их утилизация.
- Один из главных недостатков антифризов – отказ в обслуживании по гарантии многими фирмами-производителями котлов при заливке в их оборудование любого вида незамерзаек.
Рис. 5 Таблица зависимости температуры кристаллизации от концентрации этиленового гликоля
Подготовка раствора и его заливка
Для того чтобы добавить тосол в систему отопления дома нужно правильно подобрать его состав. Все производители выпускают уже готовые к заливке жидкости. Температура, при которой происходит кристаллизация, указывается в названии. Например – А40-М (-40°С). Важно знать, что уже готовый тосол разбавлять водой нельзя. Для этого нужно использовать специальные концентраты, на 95% состоящие из этиленгликоля.
Готовим раствор тосола для отопления
Для правильной заливки тосола в систему отопления лучше всего использовать концентрат. Это дает дополнительные преимущества, так как можно самостоятельно выбрать соотношение антифриза к дистиллированной воде. К тому же чаще можно встретить подделку уже готового раствора, чем концентрата.
Сначала необходимо определиться с минимальной температурой, при которой не будет наблюдаться эффект кристаллизации теплоносителя. Для этого нужно знать соотношения тосола для отопления дома к воде. Они представлены в таблице.
Отношение концентрата к воде | Температура замерзания, °С |
1:1 | -40 |
2:3 | -30 |
1:2 | -20 |
Но сначала нужно проверить – можно ли заливать этот тосол в систему отопления. Для этого в небольшой прозрачной емкости (стеклянной) делаем раствор и оставляем его на несколько дней при комнатной температуре. По истечении этого срока в жидкости не должны наблюдаться осадок или пенообразование. Если же это присутствует – качество концентрата очень низкое.
При появлении утечки тосола из системы отопления необходимо сначала проветрить помещение, ликвидировать аварию и тщательно помыть места, куда он попал.
Заливка тосола в систему отопления
Определившись, что именно эту марку тосола можно залить в отопление – приступают к подготовке системы. Сначала спускают весь теплоноситель. Если до этого в трубопровод был залит антифриз – его ни в коем случае нельзя смешивать с новым раствором.
Расчет объема теплоносителя
Жильцам многоквартирных домов знать об объеме теплоносителя в системе необязательно, а вот в частных домах это знание очень важно:
- Во-первых, расширительный бачок подбирается в зависимости от объема отопительной системы. Превышение необходимых размеров ничем особенным не грозит, а вот слишком маленький бак приведет к постоянному переливанию теплоносителя, и его придется регулярно доливать.
- Во-вторых, в загородных домах поддерживать стабильный температурный режим отопления очень трудно, а при использовании твердотопливных котлов – невозможно. Оставить же отопительную систему в заполненном состоянии при морозах нельзя, поэтому единственным решением проблемы будут незамерзающие теплоносители. Поскольку их стоимость напрямую зависит от объема теплоносителя, то и объем системы нужно знать.
Определить объем отопительной системы, не используя сложные методики расчетов и нормативные документы, можно двумя способами:
- Первый способ возможен в том случае, если перед тем, как заправить систему отопления закрытого типа, устанавливается соединение с водоснабжением через перемычку. Полностью опустошенный контур (без теплоносителя и воздуха) заполняется водой при закрытых кранах и вентилях. Количество воды, потраченной на заполнение отопительной системы, можно будет определить по счетчику, установленному на систему водоснабжения.
- Второй способ заключается в том, чтобы сбросить систему через соответствующий клапан, и подставить под выливающуюся воду любую емкость, объем которой известен. При таком измерении объема теплоносителя нужно открыть воздушники на каждом отопительном приборе, чтобы вода в них не осталась и не привела к погрешности измерений.
Тосол – рушим мифы, вносим ясность и узнаем все об этом составе + видео
«Старая гвардия» автомобилистов хорошо знает, для чего нужен тосол, и чем он отличается от импортного антифриза, а вот более молодому поколению будет любопытно узнать об этой охлаждающей жидкости. Кроме этих вопросов также рассмотрим правила его замены.
Данный продукт – это жидкость, которая циркулирует в охлаждающей системе. Он же является одной из разновидностей антифриза на основе этиленгликоля, но только отечественного производства. Главные его задачи заключаются в охлаждении двигателя при тёплой погоде и исключении замерзания рабочей жидкости зимой, а также в защите внутренней ёмкости от коррозии.
В зависимости от маркировки будет различаться состав тосола, плотность и, соответственно, его свойства. В классификации используются следующие индексы: А, М, К, 30, 40, 65. Буквы обозначают тип и расшифровываются соответственно – автомобильный, модернизированный и концентрат. Цифры – это температура замерзания данной модели отечественного антифриза. Ещё в маркировках могут содержаться буквы-сокращения от названий предприятий-изготовителей.
С температурой замерзания ниже 65 градусов по Цельсию охлаждающих жидкостей не бывает, а обеспечивает разные условия кристаллизации именно концентрация такого вещества, как этиленгликоль. Помимо него, в состав любого, даже отечественного антифриза входит набор присадок, обычно около 8–15, их целью является защита от коррозии все патрубков и узлов системы.
Тосол – технические характеристики и правила покупки
Оказавшись у прилавка в автомагазине, большинство недоумевают, тосол какого цвета лучше, потому что они не были готовы к такому разнообразию. Ответ не так сложен! Ни на какие качественные характеристики этот параметр не влияет, это всего лишь краситель, добавляемый производителем. Главное его назначение – это отличие марок и условие возможности их смешивания, например, в модели «40» часто жидкость голубая, а «65» – красная. Ещё он применяется для безопасности, так как без красителя антифриз имеет прозрачно белый цвет.
Температура закипания тосола обычно лежит в пределах 104–112 градусов Цельсия, что касается импортных производителей антифриза, то она доходит до 120–130. При покупке одним из способов проверки качества является измерение плотности, хорошим показателем является предел от 1.060 до 1.090 г/см3. Перед походом в магазин нужно определить, какая марка охлаждающей жидкости находится в вашем автомобиле, а для этого следует обратиться к руководству по эксплуатации. Там же можно найти и правила применения.
Обычно состав рассчитан на 3 года использования или примерно на 80 тысяч километров пробега. Также не стоит тратить деньги на дешёвую жидкость кустарного производства, выбирайте знакомые логотипы на упаковке.
Заменим охлаждающую жидкость самостоятельно
Несмотря на многочисленные предостережения, тосол и антифриз можно смешивать, но нужно учитывать кое-какие детали. Лучше всего, если жидкости будут одного цвета и от одного производителя, можно также сливать разные цвета, правда, тут вероятность успеха мала, но все же есть. Итак, нужно смешать их вместе и подождать некоторое время. Если в новой смеси появился осадок, тогда вы рискуете испортить систему, а если его нет, можно заливать все это в бачок.
Появление осадка – сигнал, что составы несовместимы, и их смесь может обладать опасными свойствами для вашего автомобиля. Теперь о самом процессе замены. Ни в коем случае нельзя открывать крышку радиатора, когда двигатель горячий. Поставьте свой автомобиль в таком месте, где нет уклона, это обеспечит 100-процентный слив отработанной жидкости. Чтобы удалить старый состав, нужно кроме верхней открутить также и нижнюю крышку на радиаторе. Не забудьте предварительно поставить под неё достаточную ёмкость для отходов.
После промывки всей охлаждающей системы и плотного завинчивания нижней выпускной пробки происходит долгожданная замена, куда заливают тосол в этом случае, догадаться несложно – это верхнее отверстие. Наполняем систему жидкостью максимально, после чего герметизируем. Для этого заводим автомобиль и следим за температурным датчиком, он должен показывать норму, после этого доливаем состав ещё раз доверху, и процесс завершён
После всех проведённых операций важно некоторое время последить за нагревом двигателя, он не должен превышать допустимых значений
Заполнение и запуск закрытой отопительной системы
Система отопления с принудительной циркуляцией теплоносителя имеет пару ключевых особенностей:
При работе системы, оборудованной отопительным котлом и циркуляционным насосом, всегда возникает давление, превышающее атмосферное. Перед вводом системы в эксплуатацию система проходит опрессовку, при которой величина давления превышает рабочую в полтора раза. Опрессовка особенно важна для теплых полов, которые укладываются в стяжку
Важно, чтобы опрессовка теплого пола выполнялась специалистом.
Перед тем, как заливать теплоноситель в закрытую систему отопления, нужно учесть эти факторы и продумать технологию проведения работ.
В зданиях с центральным водоснабжением проблема с опрессовкой решается очень простым способом. Для этого отопление соединяется с водоснабжением посредством перемычки и заполняется с постоянным отслеживанием давления по манометру. Когда система опрессована и проверена на предмет герметичности, излишки воды сливаются через вентиль или воздушный клапан.
Совсем иное дело, если вода в отопительный контур заливается вручную, или же если в качестве теплоносителя используются различные варианты незамерзающих составов. Перед тем, как залить теплоноситель в закрытую систему отопления, в большинстве случаев достаточно взять насос, позволяющий залить теплоноситель и опрессовать контур. Подключение насоса осуществляется посредством вентиля, который перекрывается при достижении необходимого давления.
Впрочем, заполнение системы можно провести и без насоса. Для нагнетания 1,5 атмосфер в системе можно воспользоваться тем фактом, что данная величина соответствует 15 метрам водяного столба. Учитывая это знание перед тем, как заполнить теплоносителем закрытую систему отопления, можно решить проблему простейшим способом – подключить к вентилю сброса армированный шланг, поднять его на высоту 15 метров и заполнить водой.
Замена теплоносителя в системе отопления загородного дома может выполняться при помощи расширительного бачка. Данный элемент предназначен для приема избытка жидкости при температурном расширении. Мембранный бак представляет собой конструкцию, в которой имеется две полости, разделенные подвижной мембраной. Одна часть бака принимает теплоноситель, а во второй находится воздух. Также любой бак оснащается ниппелем, при помощи которого можно поднять или снизить давление воздуха.
Заполнение отопительной системы водой при помощи бака осуществляется так:
- Сначала из бака полностью убирается весь воздух, для чего нужно попросту выкрутить ниппель. Давление в стандартных баках составляет 1,5 атмосферы.
- В систему заливается вода. Полностью заполнять бак не требуется – объем воздуха должен составлять около 1/10 от суммарного объема теплоносителя в системе.
- Воздух в бак накачивается любым ручным насосом. Давление отслеживается постоянно по манометру.
Что входит в состав Тосола
При разработке тосола использовали рекомендации итальянских разработчиков, была даже приобретена лицензия на производство охлаждающих жидкостей. Но первые же пробы показали, что итальянский рецепт не работает в условиях России. Даже в Центральном регионе возможны морозы до -40…-43 ⁰С, а импортная ОЖ была рассчитана на -25 ⁰С. Поэтому потребовались корректировки состава.
Основным компонентом является этиленгликоль (C₂H₄(OH)₂). Это высококипящий спирт, доля которого в составе антифриза может составлять от 40 до 65 %. Вторым компонентом теплоносителя для автомобилей является дистиллированная вода.
При регулярном использовании обычной жидкости толщина слоя накипи может достигать несколько миллиметров. Теплообмен нарушится настолько, что работоспособность системы охлаждения окажется крайне низкой.
При создании тосола обратили внимание, что механическая смесь основных жидкостей довольно агрессивна к некоторым видам пластиков и резины. C₂H₄(OH)₂ растворяет отдельные виды пластмасс, а также вступает в реакцию с серой, используемой в процессе вулканизации натурального каучука
Поэтому в состав добавили моющие присадки. Их количество составляет менее 1 %. Практика доказала, что даже минимальное количество подобных веществ предотвращает контакт между полимерами и спиртами.
Еще одним недостатком обычной смеси воды и этиленгликоля является образование пены при интенсивной циркуляции. Противопенные присадки стали вводить в состав тосола в 1979 г. после возникновения нареканий у автомобилистов к работе системы охлаждения: из расширительного бачка автомобилей, эксплуатируемых в летний период, начинала выделяться пена. Это результат взаимодействия спирта (C₂H₄(OH)₂) с алюминиевыми сплавами.
По маркой «Тосол А40М» охлаждающая жидкость производится на нескольких предприятиях России и ближнего зарубежья. Состав за 40 лет не изменялся.
Правила безопасности при работе с антифризами
Не рекомендуется смешивать продукты разных торговых марок. Если возникла такая необходимость, сначала проводят проверку на совместимость. К тому же, не все производители используют одинаковые присадки. Эти компоненты могут взаимно нейтрализоваться. Тогда теряются антикоррозионные свойства теплоносителя.
Специалисты не рекомендуют заливать антифриз в открытую систему. Причина — открытый расширительный бачок. Через него могут попадать в атмосферу вредные вещества. Поэтому при использовании «незамерзаек» рекомендуют систему сделать закрытой.
Не всегда владелец дома знает, какой именно продукт использовали для заполнения системы отопления в прошлый раз. В этом случае трубы полностью освобождают от предыдущего продукта, и только потом наполняют систему.
Для разбавления концентрата используют дистиллированную воду. Она не должна содержать солей кальция и магния. Если использовать водопроводную воду с жесткостью выше 5мг-эквл, возникает вероятность выпадения осадка.
Если предполагается, что в системе отопления будут использоваться антифризы, то следует обратить внимание на характеристики радиаторов. Отдают предпочтение моделям с более высокими показателями теплоотдачи, внутреннего объема и диаметра
Мощность насоса должна быть на 60% выше, чем у оборудования, работающего с водой.
Автоматические устройства по отводу воздуха не рассчитаны работу с такими теплоносителями. Чтобы освобождение системы от воздуха было возможным, на радиаторы устанавливают краны Маевского.
В системе лучше использовать вкладки из стойких к гликолевым средам материалов — паронита, тефлона и т. д. Резьбовые соединения прокладывают льняной паклей, в качестве смазки используют специальную уплотнительную пасту. Масляная краска не годится. Активные компоненты теплоносителя являются хорошими растворителями ЛКМ, вследствие чего система начинает протекать.
Концентрат антифиза смешивают с водой в отдельной емкости, и только в таком виде заполняют систему. Если сначала залить теплоноситель, а потом воду, система может выйти из строя. Последствия игнорирования этого правила:
- неравномерное прогревание системы, причем некоторые радиаторы могут быть совсем холодными, из-за неравномерного распределения продукта;
- выход из строя циркуляционного насоса;
- вспенивание, из-за чего возникает необходимость повторного опорожнения и заполнения системы.
Если по ошибке все-таки залили отдельно концентрат и воду, то циркуляционный насос не следует включать на полную мощность. Занимают выжидательную позицию и периодически выпускают воздух из системы через радиаторы. Через некоторое время произойдет более или менее равномерное смешивание воды и антифриза. Если система отопления гравитационная с функцией самотека, то этот процесс длится дольше.
Видео — Минусы использования антифриза в системах отопления
Не следует использовать антифризы в системах, где отсутствует точный регулятор температуры. При повышении температуры до 70 °С и выше теплоноситель распадается, что опасно для системы отопления.
После слива антифриза и перед заливкой новой порции систему промывают чистой водой или специальными растворами.
Что будет при смешивании разных цветов?
Положа руку на живот, ничего не произойдет, если смешать составы различных производителей, хотя есть и определенные условия. Ситуации бывают разные, в том числе и форс-мажорные, поэтому изначально читайте состав. Если зеленый G11 мешать с зеленым, но иного изготовителя при максимально схожих параметрах, двигатель не пострадает. К прочим стандартам это тоже относится. Можно смешивать между собой только одинаковые по цвету и присадкам продукты охладителей.
Теперь про «светофор». Как было указано выше, тот же G11/12/13 может иметь широкую палитру оттенков. Антифриз разных цветов при идентичной формуле будет отлично взаимодействовать друг с другом. Основная головная боль автомобилистов – G13 в фиолетовом и желтом исполнении. Многие боятся, что они совершенно разные, хотя это в корне неверно. Начнем с того, что этот антифриз универсален по своей сути и обладает двойной порцией присадок, которые уживаются между собой без особых последствий. Вы лишь получите новый оттенок, не более.
Антифризы для отопления и их особенности
В настоящее время наибольшей известностью у рядового потребителя пользуется несколько видов незамерзаек, обычно их реализуют в пластиковых канистрах емкостью 10, 20 или 50 литров. На упаковке указана предельная отрицательная температура раствора, он может быть использован в готовом виде или перед применением в него добавляют воду, руководствуясь специальными таблицами (зависимость температуры кристаллизации от объема антифриза в жидкости имеет нелинейный характер).
В состав любых незамерзаек входит активное вещество с различным процентным содержанием (обычно около 60 – 65%), дистиллированная или деионизированная вода (30 – 35%), присадки, ингибиторы коррозии (3 – 4%).
Рис. 6 Стоимость 10 л упаковки этиленгликолей
Этиленгликоль
В торговой сети реализуют этиленгликоль красного цвета в канистрах по 10 и 20 литров с точкой замерзания -30 или -65 °С. Препарат имеет сладкий вкус, является ядовитым при проникновении в человеческий организм, длительное вдыхание паров этиленового гликоля также может вызвать кратковременное расстройство здоровья.
Ядовитый этиленгликоль допускается эксплуатировать в закрытых контурах, где он при испарении не сможет оказать вредное влияние на человеческое здоровье. Эксплуатационный срок этиленового гликоля 5 лет, перед применением препарат разводят водой до концентрации, предполагающей получение нужной точки замерзания.
Пропиленгликоль
Незамерзайка из полипропилена зеленого цвета с дополняющим коммерческим наименованием ЭКО в отличии от своего этиленгликолевого аналога не только не ядовита, но и служит добавкой в пищевые продукты. Пропиленгликоль выпускают в одинаковой с этиленгликолем таре с температурой замерзания -20, -30 или -40 °С, его цена почти в 2 раза выше этиленгликолевого аналога.
По своим физическим параметрам (текучести, тепловому расширению, точке кристаллизации) пропиленгликоль близок к этиленгликолям за исключением вязкости, которая больше в 2 раза. Пропиленгликоль можно без опасений использовать как в открытых, так и закрытых отопительных контурах.
Рис. 7 Пропиленгликоли в упаковке по 10 кг и их цена
Глицерин
- Глицерин безвреден, его используют в закрытых и открытых системах.
- При превышении температурного предела в 115 °С глицерин разлагается с выделением ядовитого газа.
- Если содержание водной составляющей в растворе уменьшается, глицерин начинает пригорать и разлагаться.
- Обладает высокой вязкостью.
- Оказывает меньшее коррозионное воздействие на металлические детали, чем вода, благодаря введению в состав ингибиторов ржавчины.
- Подвержен вспениванию, которое убирается введением состав специальных присадок.
- Раствор глицерина имеет повышенную текучесть, требует применения плотных паронитовых или тефлоновых уплотнителей.
- Его температурная неустойчивость затрудняет настройку котла.
- Разлагается со временем с образованием труднорастворимого осадка и химически активных компонентов, отрицательно воздействующих на металлы.
- Препарат запрещен к использованию в странах Евросоюза.
С учетом вышеизложенных особенностей глицерина, его не рекомендуется использовать в контурах отопления – это не принесет существенной экономии финансовых средств, а устранение возникших с его применением проблем может вылиться в значительно более крупную сумму.
Рис. 8 Глицериновые незамерзайки
Как определить, что залито?
Проверить и распознать с помощью цвета, что залито в авто, не получится. Тосол всегда окрашен в синий оттенок. Но современные антифризы выпускаются и в синем цвете.
Если не знаешь, что залито в машине, то определить тип расходного материала можно по нескольким факторам:
- Понюхать и попробовать на ощупь. Антифризы обычно не имеют запаха, а если потрогать жидкость на ощупь, то она будет более маслянистой, в отличие от традиционного Тосола.
- Определение типа жидкости можно выполнить по диагностике совместимости хладагента с обычной водой. Надо взять из расширительного бачка немного вещества и смешать ее с водопроводной водой в пропорции 1:1. После емкость с хладагентом ставится в морозильную камеру примерно на один час. Если в результате произошло расслоение жидкостей, смешанное вещество стало мутным и на дне образовался осадок, то вы используете Тосол. Если в систему охлаждения вашего авто залит качественный антифриз, то таких проблем не возникнет.
- Еще один фактор — устойчивость к отрицательным низким температурам. Налейте небольшое количество хладагента в отдельную бутылку и поставьте ее в морозильную камеру. При использовании Тосола жидкость быстро замерзнет, если же залит хороший хладагент, этого не произойдет.
- С помощью ареометра можно выполнить диагностику показателя плотности вещества. Проверка должна производиться при температуре воздуха 20 градусов. С таким условием параметр плотности хладагента должен составить около 1,073-1,079 г/см3. Если это так, то вы используете антифриз.
Для диагностики можно прибегнуть к старому «дедовскому» способу:
- Вам понадобится пластина или другое приспособление из металла. Потребуется и резиновое изделие, к примеру, кусок шланга из системы охлаждения.
- Из резервуара под капотом автомобиля возьмите немного жидкости. Надо разливать ее в банку или бутылку, куда также следует поместить пластину и кусок шланга.
- Спустя 20 минут посмотрите на результат. Расходный материал российского производства создает защитный слой на всех компонентах охладительной системы. Соответственно, и на пластине, и на куске шланга вы увидите едва заметную пленку. Если же металл с коррозией, а пленка образовалась только там, где присутствует ржавчина, то вы используете антифриз. Извлеките изделия из емкости и проверьте их на ощупь.
Как понять, какой антифриз в автомобиле с завода?
Чтобы понять, хладагент какой марки доливать в охладительную систему, нужно знать, что изначально заливается с завода. Самостоятельно определить это не получится. Точное заключение могут дать только результаты лабораторных исследований. Как вариант, можно обратиться к дилеру или прочитать сервисную книжку по эксплуатации. В ней указывается, хладагент какого стандарта надо использовать.
О смешивании хладагентов и результатах можете узнать из видео, снятого каналом Avto-Blogger.ru.
Можно ли что-то залить, если не знаешь?
Если ситуация экстренная, к примеру, во время движения вам пришлось остановиться из-за перегрева двигателя, то в систему охлаждения можно залить и воду. Если это происходит в холодное время года, то рекомендуем долго не ездить на воде, а доехать до ближайшего СТО или гаража, чтобы решить проблему. Даже при заливе жидкости в теплое время года после эксплуатации авто выполняется промывка охладительной системы. В мороз вода быстро замерзнет, а она имеет свойство расширения, поэтому замерзание приведет к повреждению расширительного бачка и патрубков.
Возможно смешивание только тех хладагентов, которые соответствуют друг другу составом и стандартом. Смешивание Тосола и антифриза не допускается. Это приведет к химической реакции, в результате чего жидкость потеряет свои свойства и не сможет выполнять возложенные на нее обязанности. В системе охлаждения образуются осадки, которые препятствуют нормальной циркуляции расходного материала по магистралям. Из-за потери свойств на внутренних частях радиаторного устройства появится коррозия, которая со временем приведет к серьезным повреждениям агрегата.
Если пришлось смешать Тосол с антифризом, то не оттягивайте процесс замены. Сливать расходный материал обязательно. При смене выполняется промывка мотора, причем процедура повторяется несколько раз. Она делается до того момента, пока из охладительной системы не начнет выходить чистая вода без отложений и следов накипи. Тогда можно считать, что прочистка выполнена успешно. Для промывки допускается применение специальных средств. При заливе учитывайте спецификацию двигателя и рекомендации производителя по использованию антифризов.
Дизельный котел
Дизельные агрегаты – это автономное оборудование, которое работает от дизельного топлива – солярки. Для работы такого котла нужно электричество. Дизельный котел оснащен вентиляторной горелкой, которая функционирует, так что при распылении топлива оно смешивается с воздухом и горение стает более интенсивным.
Дизельные котлы от современных производителей имеют съемную конструкцию горелки и оборудование можно сделать газовым. Для этого производят монтаж газовой горелки. Для дачи это достаточно удобно, так как если появится газовая магистраль в поселке можно легко переделать систему. Дизельный автономный котел работает при водяной системе, при монтаже которой лучше рассчитывать на теплоноситель в виде антифриза.
Но к недостаткам этого оборудования можно отнести дороговизну топлива. Рассматривая вариант с отоплением дачи можно сделать вывод, что котел не будет гореть постоянно, соответственно и затраты будут небольшие. При необходимости его монтаж осуществляют специалисты под ключ.
Если вы планируете обустроить дачу не только как место для сезонного пребывания, но и для проживания в зимнее время, одним камином в качестве источника отопления не обойтись. Но как выбрать отопление дачного дома, чтобы оно было максимально эффективным и в то же время доступным? Далее мы постараемся ответить на данный вопрос и рассмотрим возможные варианты обогрева дачного дома.
Для круглогодичного проживания на даче необходима качественная система отопления
Виды отопления
Все существующие виды отопления в первую очередь различаются по виду энергоносителя, на котором они могут работать.
Наиболее распространенными являются следующие варианты отопления дачного дома:
- На газу;
- Электроэнергии;
- На твердом топливе;
- На жидком топливе.
Кроме того, способы отопления дачного дома бывают нескольких типов:
Схема воздушного отопления
Во многом выбор типа отопления зависит от следующих факторов:
Доступность топлива | Имеется ли в поселке газ или электричество, есть ли возможность запастись дровами или другим твердым топливом и пр. |
Близость расположения коммуникаций | К коммуникациям относятся в первую очередь линии электропередач и газопровод |
Характеристики здания | Площадь, которую необходимо обогреть, уровень теплопотерь и пр. |
Решая, как отопить дачный дом зимой, следует ознакомиться с особенностями каждой системы.
В частности, необходимо обратить внимание та такие их аспекты, как:
- Цена топлива, на котором работает система;
- Стоимость элементов системы;
- Стоимость монтажа или возможность установить самостоятельно.
Далее подробней рассмотрим особенности разных видов отопления.
Отопление на даче на твердом топливе при помощи печи является достаточно распространенным вариантом. Если дача используется поздней осенью и ранней весной, то ее вполне можно отопить печью.
Однако, такое отопление назвать идеальным нельзя, так оно имеет довольно много недостатков:
- Печь занимает много места;
- Необходимо обеспечить запас топлива;
- Установить печь своими руками очень сложно, к тому же данная процедура требует серьезной реконструкции домика.
- Дом прогревается неравномерно, удаленные комнаты значительно холоднее тех, которые приближены к печи.
Котел для водяного отопления на твердом топливе
Водяное отопление
Пожалуй, водяное отопление для дачного дома является самым распространенным. Его принцип основан на том, что источник теплоснабжения нагревает жидкость, которая разносит тепло по всей системе.
Чаще всего в качестве теплоносителя используют воду, однако, в некоторых случаях выполняется отопление дачного дома антифризом. Основное преимущество водяного отопления заключается в возможность поддерживать оптимальную температуру в помещениях.
Наиболее простая схема водяного отопления состоит из следующих элементов:
- Топливного котла;
- Батарей теплоотдачи;
- Расширительного резервуара.
Еще одним достоинством такой системы является возможность отапливать дом любыми энергоносителями, к примеру, дровами или газом. Мощность источника теплоснабжение подбирается в соответствии с площадью дома.
Циркуляция воды в системе может осуществляться двумя способами:
- Естественным – циркуляция осуществляется за счет разницы в плотности холодной и нагретой жидкости. Вода или антифриз нагревается в котле, после чего по трубам движется к радиаторам отопления. Здесь теплоноситель охлаждается и возвращается к источнику тепла по обратным магистралям.
Газовый котел
Сегодня наиболее комфортным способом отопления дачи зимой является автономный обогрев газовым котлом (рис. 5). Но главной проблемой есть то, что не во всех дачных кооперативах есть центральная газовая магистраль. Тогда можно воспользоваться сжиженным газом. Для газовых котлов идеальным вариантом является монтаж водяной системы.
Для автономной системы с газовым прибором понадобятся такие элементы:
- котел;
- радиаторы отопления;
- газопровод;
- запорная арматура и автоматика;
- Теплоноситель в виде антифриза.
В случае с отоплением дачи сжиженным газом нужны баллоны или газгольдер (установка для сжиженного газа, которая закапывается в землю) подключенные к системе газопроводом. Отопление сжиженным газом является автономным.
Рис. 5 Газовый настенный агрегат
Что касается газового котла, то эту установку лучше доверить квалифицированным газовщикам, которые установят отопление на даче под ключ. Для дачи лучше выбирать газовый котел устойчивый к перепадам давления, такие модели выпускают отечественные производители.
Электрический котел
Электрокотел – это прибор, которому для обогрева дома понадобятся только электричество. В качестве теплоносителя может выступать и вода и антифриз. Но для дачного отопления лучше подойдет антифриз. Водяная система нагревается с помощью ТЭНов. Нужно тщательно следить, чтобы не было утечки антифриза, так как устройство может сгореть.
Специалисты устанавливают такой котел под ключ, при этом также устанавливается двухтарифный счетчик, так как тарифы на электричество ночью значительно ниже дневных. Часто такую автономную установку зимой применяют как дополнительное отопительное оборудование, включая его по ночам.